Логопедическая тема: дифференциация [д] и [т] в словах. Грамматическая тема: однокоренные слова. Цель: дифференциация [д] и [т] в словах различной слоговой структуры. Задачи:
Образовательные:
• учить различать [д] и [т] в словах на слух и по напряжению голосовых складок;
• развивать навык словообразования и наблюдать за единообразным написанием гласных в корне родственных слов. Коррекционные:
• развивать фонематический анализ и синтез;
• развивать логическое мышление. Воспитательные:
• воспитывать усидчивость, самостоятельность,
Оборудование: картинки (точка, дочка, том, дом, плоты, плоды, удочка, уточка), сигнальные карточки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического анализа и синтеза. — Я буду читать стихотворение, а вы дополните это стихотворение, называя предметы на картинках. Я в тетрадке ставлю (точку), Мама любит свою (дочку).
Назовем мы книжку (том), Для жилья построим (дом).
По реке плывут (плоты), Зреют на ветвях (плоды).
У меня в руке (удочка), По реке плывет (уточка).
|
|
Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?
2. Сообщение темы.
Сегодня мы будем учиться различать звуки д, т.
3. Работа над связью буквы и звука.
Сравнение артикуляции
— Произнесите звуки [д] и [т]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите.
— Приложите руку к горлышку и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука [д].
— С голосом или без голоса произносится этот звук?
— А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении.
— Звук [д] произносится с голосом, он звонкий. А звук [т] произносится без голоса, он глухой.
Соотнесение звуков с буквами.
Упражнение 1
Поднимите карточку черного цвета, если услышите в слогах звук [д], серого цвета — звук [т]. та то ду ды дэ ты ото иты одо...;
Упражнение 2
Картинки: дом, трава, садик, соты, стул, стрела, ведро. Разложите картинки под буквами д и т;
Упражнение 3
Определите наличие звуков [д], [т] в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой. Под схемой запишите соответствующее слово. Картинки: лопата, дыня. тыква. оад\та. тапочки, тапелкя.
Лопата
4. Физкультурная минутка «Тима и Дима».
— Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой.
— Я буду называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их. Выигрывает та команда, которая не ошибется.
— Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны. Дима стал махать руками, а Тима — хлопать. Дима опустил руки, а Тима...
Упражнение 4
Запишите слова, выделите общую часть. Букву д подчеркните одной чертой, букву т — двумя.
Упражнение 5
Вставьте пропущенную букву д или т в слова. Трак...?, боро...а, с.-.рела, воро...а, гра.-.усник, ве.-.ка, пого...а.
5. Подведение итогов.
Приложение № 4