1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть.
2. Игра «Кто, чей малыш».
• Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать.
О Острые ушки,
На лапках подушки,
Нос, как щетинка,
Дугою спинка,
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. 1: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. О Голодна — мычит, Сыта — жует, Всем детям молока дает и С подстриженной гривой,
и
Скачет ретиво. О С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица. П Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. П Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. О Кто ни в жару, ни в стужу,
Не снимает шубу.
Выставляю на доску картинки с изображением домашних животных.
— Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка, вспомним: у собаки — кто детеныш? (Выставляется картинка с изображением щенка.)
|
|
— Правильно — щенок. А во множественном числе? Аналогично определяются детеныши остальных животных.
3. Работа в тетрадях.
— Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске.
Образец: кот — котенок — котята
овца — ягненок — ягнята и т.д.
— Скажите, кем приходятся друг другу кот — котенок, свинья — поросенок и т.д.? (Родственниками.)
— Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов.
— Верно, а теперь посмотрите внимательно на те пары слов, которые вы записали и скажите, какие из них являются родственными?
— Почему? (У них один корень.)
— Как еще по-другому можно назвать родственные слова? (Однокоренные.)
Вывод: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень.
4. Игра «Подбери слово».
— А теперь нужно вспомнить, кто что ест. Посмотрите на доску.
Кролик грызет кость Корова жует желудями Лошадь ест капусту Собака грызет морковь Кот лакает траву Коза ест овес Свинья лакомится молоко
— Посмотрите внимательно и соедините стрелочками, кто что любит.
— Молодцы, а теперь запишите полученные предложения в тетрадь.
— А сейчас немного поиграем. Я вам говорю слово, а вы по очереди подбираете к ним родственные слова: кость.
Аналогично с остальными словами (желуди, капуста, морковь, трава, овес, молоко).
5. Работа с текстом.
На доске записан текст:
Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству. Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас на лошади.
— Прочитайте текст, а выделенные слова замените на ласковые.
— Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корни у подчеркнутых слов. Заключительная часть.
6. Подведение итогов.
— Что мы сегодня делали на занятии.
— Спасибо, до свидания.
Приложение 2