Раздел 2. Выборочный метод

Пусть требуется изучить совокупность однородных объектов относительно некоторого качественного или количественного признака, характеризующего эти объекты. Например, если имеется группа студентов – психологов (это совокупность), то качественным признаком может быть тип темперамента каждого студента, а количественным – уровень интеллекта (IQ).

Иногда проводят сплошное обследование, то есть обследуют каждый их объектов совокупности относительно признака, которым интересуются. Однако на практике сплошное обследование применяют редко. Если совокупность содержит большое число объектов, или обследование всех объектов трудоемко, то случайно отбирают из всей совокупности ограниченное число объектов и подвергают их изучению.

Генеральная совокупность – все множество объектов, в отношении которых формулируется исследовательская гипотеза.

Теоретически считается, что объем генеральной совокупности не ограничен. Практически же объем генеральной совокупности всегда ограничен и может быть различным в зависимости от предмета наблюдения и той задачи, которую предстоит решать психологу

Выборочная совокупность (или выборка) – ограниченная по численности группа объектов (испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Изучение на выборке свойств генеральной совокупности – выборочный метод.

Объем совокупности (выборочной или генеральной) – это число объектов этой совокупности.

При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом).

Требования к выборке:

- репрезентативность (выборка должна правильно представлять пропорции генеральной совокупности);

- независимость (выбор последующего объекта не зависит от качества уже выбранного предыдущего объекта.

Эти требования будут выполнены, если отбор производить случайным образом, то есть все объекты имеют одинаковую вероятность попасть в выборку.

Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать её крайне сложно. Так, хорошо известен факт, что от 70% до 90% всех психологических исследований поведения человека проводились в США в 60-х годах XX века с испытуемыми-студентами колледжей, причем большинство из них были студентами психологами. В лабораторных исследованиях, выполняемых на животных, наиболее распространенным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслучайно психологию называли раньше «наукой о студентах-второкурсниках и белых крысах». Студенты психологических колледжей составляют всего 3% от общей численности населения США.

Очевидно, что выборка студентов нерепрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: