Тема 2.1. Анализ производства и реализации продукции

  1. Анализ объема, ассортимента и структуры продукции.

Цели и задачи анализа. Анализ объема и ассортимента продукции. В процессе анализа динамики объема продукции рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста показателей товарной и валовой продукции. Динамика показателей определяется для выявления тенденций в развитии предприятия с целью планирования и прогнозирования его деятельности.

В процессе анализа выполнения плана по выпуску продукции рассчитываются абсолютные отклонения и относительные показатели выполнения плана по выпуску продукции в целом, а также с учетом структуры и ассортимента.

Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории РФ классификаторе промышленной продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Выполнение плана по ассортименту оценивается тремя способами:

- по способу наименьшего процента;

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

- с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска в пределах плана на плановый выпуск продукции.

Анализ структуры продукции.

Структура продукции – соотношение удельных весов отдельных изделий в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.

  1. Анализ ритмичности производства.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствие с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренными планом.

Ритмичность характеризуется прямыми (коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный выпуск продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный выпуск продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца) и косвенными показателями (наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складе).

  1. Анализ качества продукции.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Обобщающие показатели качества - характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в ее общем выпуске; удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; удельный вес продукции высшей категории качества; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели качества, характеризуют одно из свойств продукции: полезность, надежность, технологичность, эстетичность.

Косвенные показатели качества – штрафы за некачественную продукцию, удельный вес рекламационной продукции.

  1. Анализ отгрузки и реализации продукции.

Анализ объема продаж проводится за каждый месяц, квартал и год. В процессе анализа выявляется динамика объема продаж и рассматривается влияние факторов на его изменение. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров (контрактов), видов продукции, сроков поставки. При этом выполнение договорных обязательств оценивается нарастающим итогом с начала года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: