Вопросы к занятию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Утверждено

На методическом совещании

Кафедры внутренних болезней

Протокол заседания № 6

От «23» декабря 2008 г.

Зав. кафедрой ______ А.А. Хадарцев

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО

Методические указания для самостоятельной работы студентов

по курсу «Психология и педагогика»

Направление подготовки: 060100 - здравоохранение

Специальность: 060101 - лечебное дело

Форма обучения: очная

ТУЛА 2008


Методические указания разработал доцент кафедры ВБ, к.м.н. Д.М. Ивашиненко

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО

Вопросы к занятию

1. Факторы, влияющие на отношение к болезни.

2. Структура (уровни) внутренней картины болезни.

3. Типы отношения к болезни.

4. Психологические мотивы отказа от приёма лекарств.

5. Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления.

6. Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления.

7. Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты.

8. Эйтаназия, этические и правовые аспекты.

9. Психология умирающего больного.

"Внутренняя картина болезни", "аутопластическая картина болезни", "типы отношения к болезни", "переживание болезни", "чувство болезни", "сознание болезни", "концепция болезни" и другие близкие понятия обозначают субъективное, личное переживание болезни. На содержание, степень выраженности субъективного переживания влияют:

1. Характер заболевания, степень тяжести, локализация заболевания для конкретного больного.

2. Представления о болезни, лечении, врачах у больного как результат воспитания, личного опыта и мнения окружающих (могут быть как достаточно адекватными, так и совершенно неправильными).

3. Личность больного:

- возраст;

- степень общей чувствительности к различным факторам;

- темперамент;

- характер и шкала ценностей, другие собственно характерологические особенности;

- социальное положение больного и, особенно, наличия у него социальной поддержки (взаимоотношения улучшают здоровье).

В структуре внутренней картины болезни выделяют 4 уровня:

- чувствительный или сенсорный; - эмоциональный;

- интеллектуальный или информационный; - мотивационный.

Единой, общепризнанной классификации типов отношения к болезни нет. Обобщая, можно выделить следующие типы отношения:

1. Нормальный (гармоничный).

2. Анозогнозический

- эргопатический;

- эйфорический;

3. Эгоцентрический (истерический, демонстративный).

4. Неврастенический.

5. Ипохондрический (близкие понятия депрессивный, меланхолический).

6. Тревожно-фобический (близкое понятие психастенический).

7. Паранойяльный.

8. Апатический.

На практике часто приходится встречаться со смешанными типами отношения к болезни; со временем типы отношения могут также меняться.

Об "изменении" личности больного в результате болезни можно говорить при изменении содержания ведущего мотива деятельности (например, ведущий мотив становится патологическим), обеднении мотивационной сферы деятельности, сужения интересов, нарушения степени критичности и самоконтроля.

Определенная совокупность социально-психологических факторов достоверно связана с заболеваемостью и смертностью населения на основании многочисленных исследований, проведенных в разных странах за последние годы. К таким факторам, в первую очередь, относят: алекситимию, поведение "типа А", соответствие между уровнем притязаний и реализации, эффективность деятельности, конформизм, уровень удовлетворенности собственной жизнью, наличие группы поддержки, независимость (внутренний локус контроля), контроль судьбы (контроль будущего).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: