Местного самоуправления и участия в его осуществлении

Наряду с предусмотренными ФЗ №131 формами непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ граждане вправе участвовать в осуществлении МСУ в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральному закону 131-ФЗ и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.

Непосредственное осуществление населением МСУ и участие населения в осуществлении МСУ основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица МСУ обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением МСУ и участии населения в осуществлении МСУ.

=====================

7.2. Формы и методы работы местных органов самоуправления

Представительный орган МСУ (Совет народных депутатов) - формируется избирателями, проживающими в границах МО, путем выборов.

Организация работы Совета основана на коллективных формах, как-то: сессия, заседание, комитеты и комиссии.

Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня.

Заседания бывают пленарные, когда в работе сессии принимают участие все депутаты совместно, и - проводимые по комитетам и комиссиям, когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии. Сочетание этих двух форм проведения сессий имеет широкое распространение в деятельности представительных органов местного самоуправления.

======================

Подготовка сессий осуществляется главой МО, председателем представительного органа или иными уполномоченными на то должностными лицами, а также депутатами представительного органа.

Глава МО, председатель представительного органа выполняют при этом роль организаторов, что же касается подготовки вопросов на заседание представительного органа, то в основном эту функцию должны осуществлять депутаты представительного органа. Хотя ряд вопросов может быть внесен и главой МО и исполнительными органами МСУ.

================================

В целях обеспечения деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения сессионных заседаний с указанием вопросов для рассмотрения и ответственных за подготовку этих вопросов. План направляется всем заинтересованным должностным лицам в сроки, установленные регламентом представительного органа.

Для подготовки вопросов к заседанию представительного органа образуются рабочие группы из числа депутатов и работников аппарата представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также специалистов в той или иной сфере. Если в составе представительного органа есть комиссии или комитеты, то на них возлагаются обязанности по организации этой работы. По итогам подготовительной работы составляются материалы и проекты решений, которые в установленный регламентом срок направляются депутатом представительн ого органа.

=========================

Обсуждение вопросов на сессии носит коллегиальный характер. Каждый депутат вправе участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессии, вносить свои предложения и замечания.

Заседание открывает и ведет уполномоченное на то уставом муниципального образования или законом должностное лицо. В одних случаях это председатель представительного органа, избранный депутатами на его заседании, в других – это глава МО или заменяющее его должностное лицо.

В начале заседания председательствующий оглашает число депутатов, присутствующих на сессии. Это необходимо для выяснения вопроса о наличии кворума. Без кворума, установленного законом или уставом, сессия считается неправомочной, а принимаемые решения – недействительными.

После установления кворума вносится и утверждается повестка дня.

Утвердив повестку дня, депутаты принимают решение о порядке проведения сессии (регламент) и рабочие органы (редакционная комиссия и т.п.).

После образования необходимых рабочих органов председательствующий предоставляет слово для доклада основному докладчику. По основному вопросу, как правило, готовится содоклад.

Следующий этап – это обсуждение вопроса, в котором принимают участие все депутаты представительного органа, а также по решению депутатов – специалисты и граждане МО, если есть такая необходимость.

------------------------------

Обсудив вопрос, депутаты приступают кпринятию решения.

Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов. Однако решения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию представительного органа, принимаются иногда квалифицированным большинством.

При необходимости сессия может быть проведена по комитетам и комиссиям. Обычно такая форма используется при обсуждении проекта бюджета на предстоящий год и отчета об исполнении бюджета за истекший год. В данном случае каждый комитет или комиссия обсуждают свои направления и представляют их в комитет по налогам, финансам и бюджету, а также назначают от имени комитета или комиссии своего содокладчика на пленарное заседание, если в этом есть необходимость.

Комитет, комиссия готовит свои письменные предложения к рассматриваемому вопросу в виде поправок, концепций, обоснований и вносит их на пленарное заседание представительного органа на этой же сессии.

Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса в комитетах, комиссиях после обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами.

==================

Распространенной практикой является создание различных органов в составе представительного органа. В их числе – комитеты и комиссии. Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные, а также временные комиссии (комитеты) для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета, а также для содействия в реализации его решений, осуществления в пределах компетенции Совета контроля деятельности местной администрации, предприятий, учреждений и организаций.

========================

Постоянные комиссии (комитеты) Совета наделены соответствующими полномочиями. Свою работу они строят в соответствии с планом работы представительного органа.

Наряду с постоянными комиссиями представительный орган вправе создавать временные комиссии. Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера. По завершении своих обязанностей комиссии упраздняются решением представительного органа местного самоуправления, создавшего эти комиссии.

Глава МСУ МО избирается гражданами, проживающими на территории МО, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом МСУ из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Выборные должностные лица имеют различные наименования. В городах - это мэр, глава города, глава городского самоуправления, глава администрации; в районах – глава местного самоуправления, председатель районной Думы, глава района.

=====================

Глава МСУ МО организует работу представительного органа МСУ, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает распоряжения представительного органа, представляет интересы МО. В случае, если глава МО избран в одном лице еще и главой администрации, то на него возлагаются и обязанности по руководству исполнительными органами МСУ.

Глава местного самоуправления муниципального образования подотчетен населению его избравшего.

Свою деятельность глава МО осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

=================

Исполнительные органы МСУ являются неотъемлемым элементом системы органов МСУ и местного самоуправления вообще.

Исполнительные органы МСУ в основном названы администрацией и состоят из главы МО, или главы Администрации и возглавляемой ими администрации. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, состоящие в действиях по выполнению законов государства и решений представительных органов МСУ.

В системе МСУ, равно как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.

Исполнительный орган является постоянно действующим органом МСУ. Исполнительный орган (местная администрация) осуществляет свои функции двумя способами: правовым и организационным.

Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления.

Организационный способ предполагает организацию работы по выполнению решений представительного органа МСУ, собственных решений, а также законов и других нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ.

========================

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности и гласности, коллегиальности или единоначалия.

Принцип законности в деятельности исполнительного органа (администрации) означает, что все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативным актам РФ, субъектов РФ, уставу МО, решениям представительного органа местного самоуправления.

======================

Если закон или устав закрепляют принцип коллегиальности в деятельности исполнительного органа или главы администрации, основной формой его работы являются заседания исполнительного органа. Коллегиальная форма означает, что все вопросы рассматриваются на заседаниях исполнительного органа, в котором должны принимать участие все члены или большинство членов исполнительного органа, обладающих правом решающего голоса. На заседания приглашаются, при необходимости, депутаты, руководители предприятий, учреждений, организаций, представители средств массовой информации т.д.

Решения исполнительного органа принимаются путем голосования членами исполнительного органа. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов исполнительного органа, обладающих правом решающего голоса. Решения принимаются открытым голосованием и подписываются главой администрации. Решения исполнительного органа подлежат опубликованию в средствах массовой информации или доводятся иным путем до сведения граждан.

В том случае, когда глава администрации осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия, он вправе сам принимать решения без обсуждения вопросов на заседании. Практическая деятельность свидетельствует о том, что главы администраций, хотя и принимают единоначально решения, но перед их принятием они все же обсуждают вопросы со своими заместителями, а иногда и с руководителями подразделений.

===================

Необходимое условие современного управления муниципальным образованием соответствующая информационная база. При этом в распоряжении мэра должно быть не многотомье статистики, а предельный минимум показателей, отражающих причины и ожидаемые последствия деструктивных процессов.

Информация является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений, без которых невозможны воздействие органов власти на управляемый объект и их взаимодействие. Следовательно, информация - основополагающая база процесса управления.

===========================

Высокой значимостью информации, используемой для разработки управленческих решений, обусловлены проявляемые к ней требования достоверности, полноты, своевременности, четкости, непротиворечивости и др.

Новые информационные технологии - компьютеризация процессов принятия управленческих решений - необходимость, обусловленная современными потребностями управленческой деятельности.

Внедрение компьютерной техники и кардинальное изменение на угон основе информационно-коммуникационных процессов непосредственно влияет на принятие управленческих решений. Постоянно возрастающий объем информации вызвал к жизни новые информационные технологии. Это целостные технологические системы но принятию управленческих решений, для которых характерны:

новые технологии коммуникационных сетей ЭВМ (на основе локальных и распределительных);

новые технологии обработки информации на базе персональных компьютеров и автоматизирование рабочих мест;

- безбумажные технологии, исключающие бумагу как носитель информации;

- технологии, использующие искусственный интеллект в процессе принятия управленческих решений на базе моделируемых систем с различными формами представления ситуации, экспертных систем, знаний и т.п.

Основными компонентами новых информационных технологий

являются:

- технические средства - ЭВМ и организационная техника;

информационно-технологическое и программно-алгоритмическое обеспечение;

- специально создаваемые организационные структуры управления,

обеспечивающие эффективное использование всех элементов новой

информационной технологии.

=========================

Практика показывает, что почти во всех органах МСУ сегодня есть персональные компьютеры, частично используются локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации в большинстве местных администраций проходит бессистемно. Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

==========================

7.3. Работа с населением, общественными организациями,

предприятиями

Одной из основных проблем технологии управления муниципальным образованием являются прямые и обратные связи между населением и органами местного самоуправления.

Органы МСУ как субъекты управления определяют, разрабатывают и обеспечивают реализацию политики местного жизнеобеспечения и развития; население подчиняется решению властей, встраивается в систему определенных отношений, как-то к ней относится, реагирует и влияет (или не влияет).

Обратная связь - это оформленная реакция населения на проводимую политику, действие или бездействия органа власти, доведенные до его (органа власти) сведения.

============================

Механизм прямой и обратной связи между органами власти и населением может осуществляться посредством:

- письменных обращений населения в органы МСУ;

- личного приема населения во властных структурах;

- организация широкомасштабных встреч представителей власти с населением;

- проведения референдумов, социологических опросов по вопросам развития муниципального образования;

- периодической отчетности органов власти о проделанном

и задуманном через СМИ;

- пропаганды гражданской активности, возможности участия

каждого в управлении муниципалитетом.

Таким образом, ключевой особенностью деятельности муниципальных органов управления является их тесное взаимодействие непосредственно с населением. Более того, работа с населением - одна из главных задач любого органа управления. Поэтому в зависимости от того, как организована эта работа, можно судить о результативности перспективности деятельности органа власти.

Граждане, в свою очередь, имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы МСУ и к должностным лицам МСУ. Это право обращения граждан закреплено в Конституции РФ (ст.33).

=========================

Обращение граждан в органы МСУ - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепление связи должностных лиц с населением, существенный источник информации. Являясь одной из форм участия граждан в осуществлении МСУ, они способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления.

Органы и должностные лица МСУ, обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течении одного месяца.

Обращения граждан подразделяются на: предложения, жалобы и заявления и могут выражены как в письменной, так и в устной форме.

Предложение содержит мнение автора по совершенствованию и улучшению какой-либо сферы деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Заявление гражданина содержит обычно просьбу об удовлетворении его личных прав и законных интересов, либо об оказании ему помощи.

Жалоба - это обращение, содержащее требование о восстановлении нрава или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц.

Предложения и заявления граждан рассматриваются теми организациями, к непосредственному ведению которых относятся поставленные в них вопросы.

Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены предприятия, учреждения, организация или должностное лицо, действие (бездействие) которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Решение, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающий права и свободы граждан».

Надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в органах МСУ федеральным законом «О прокуратуре РФ» возложен на органы прокуратуры (ст.1).

==================***=======================

Тема 8. Экономические и финансовые основы местного

самоуправления

1. Сущность экономических основ местного самоуправления

2. Муниципальная собственность

3. Муниципальные хозяйственные структуры

4. Муниципальный бюджет

5. Муниципальный заказ

6. Внешнеэкономическая деятельность органов местного

самоуправления

=========================

8.1. Сущность экономических основ местного самоуправления.

Экономические основы МСУ обеспечивают самостоятельность местного сообщества в решении вопросов местного значения, развития муниципальной демократии, прав и свобод граждан. Поэтому данное понятие выходит за пределы чисто экономической проблематики.

Определяющее значение в содержании понятия «экономическая основа местного самоуправления» имеет его социальная направленность, связанная с ориентацией потребностей населения МО.

========================

Финансово-экономическую основу местного самоуправления

составляют:

1. муниципальная собственность и имущественные права;

2. местный бюджет и иные финансовые ресурсы МСУ;

3. имущество, находящееся в государственной собственности и

переданное в управление органам местного самоуправления;

4. иная собственность и хозяйственная деятельность, служащая

удовлетворению потребностей населения.

===========================

Значение финансово-экономических основ МСУ можно свести

к следующим положениям:

- обеспечивают хозяйственную самостоятельность МСУ;

- служат занятости и удовлетворению потребностей населения МО;

- оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом;

- государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Это и является гарантированностью государством местного самоуправления.

=====================

В Европейской хартии о местном самоуправлении закреплены основополагающие принципы организации и функционирования органов МСУ.

Ниже приводится часть из них, относящаяся к принципам построения финансово-экономических основ:

1 ) Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национально-экономической политики, на обладание достаточными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

То есть, при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам МСУ, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены;

2) Органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливаю местные налоги и сборы;

3) По меньшей мере часть финансовых средств органов МСУ должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы МСУ вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

Данный принцип позволяет стимулировать максимально эффективное использование ресурсов собственной территории и заставляет местные органы власти заботиться об их возобновлении.

4) Перечень местных налогов (земельный и на собственность) недостаточен для финансирования расходов местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на местном уровне весьма ограничены;

5) Федеральные и региональные органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-хозяйственные условия для становления и развития МСУ и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

==================

С учетом данных требований и в соответствии с законодательством федеральные органы РФ:

- регулируют правовой порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

- передают органам МСУ материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

- разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

- регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

- обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- компенсируют МСУ дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

- участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

=========================

8.2. Муниципальная собственность

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

========================


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: