Кризис пожилого возраста

Важнейшей характеристикой кризиса позднего возраста явля­ется стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Люди, переживающие этот кризис, начинают заду­мываться о смысле прожитых лет. <...>

Таким образом, в возрасте около 60 лет каждый человек ос­мысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и зна­чимость своей жизни. С точки зрения эмоциональной насыщенно­сти, не имеет значения, проходит ли этот процесс на сознатель­ном уровне либо осознается не полностью, открываясь человеку скорее в плане самоощущений, а не самосознания. <...> Поиск смысла жизни, особенно вывод о том, что она прожита не так или зря, должен осознаваться человеком как данность, с которой часто ему бывает трудно примириться. Именно это делает этот кризис таким значимым для последующих лет жизни, придает ему такой эмоциональный накал и отчаяние. Профессиональные психологи могли бы помочь пожилым людям пережить этот кри­зис, придать смысл их жизни и показать перспективу дальнейше­го жизненного пути.

Для пожилых людей в России естественный процесс возраст­ного кризиса усугубляется тем, что одновременно переживается кризис социальный, который, накладываясь на индивидуальный, делает процесс поиска смысла жизни еще более сложным и труд­ным. Кроме нарушения личностной идентичности происходит из­менение социальной идентичности, и человек, попавший в этот кризис, не может понять, с каким именно обществом он должен себя отождествлять. Того общества, в котором пожилые люди про­жили большую часть жизни и с которым уже идентифицирова­лись, даже если они и не принимали многих его положений, пра­вил и оценок, уже не существует. Реально они живут уже в другом обществе, с другими нормами, правилами и оценками, которые пожилые люди часто не знают, не понимают и с которыми не могут солидаризироваться.

Изменения критериев ценности и значимости жизни, новые оценки уровня ее успешности болезненны для большого числа людей, которые пожертвовали многим, в том числе своими стрем­лениями, интересами, иногда даже близкими, получив взамен общественное признание, доказывавшее, по их мнению, правиль­ность сделанного выбора и его общественную значимость. В то время их жизнь казалась им достойной уважения, имеющей целостность и высокий социальный статус. Принятие новых ценностей для них невозможно именно потому, что такая интериоризация новых норм обессмыслит их жизнь и все принесенные ими жертвы. А сил для того, чтобы пересмотреть жизнь и тем более перестроить ее по-новому, у людей этого возраста уже нет.

В то же время невозможность и нежелание интериоризировать новые ценности и идеалы не означает, что люди пожилого возра­ста совершенно не могут адаптироваться к новой действительно­сти. Как правило, происходящие с ними изменения, связаны имен­но с адаптацией, а не социализацией, т.е. с трансформацией по­ведения, внешнего плана деятельности, при сохранении внутрен­него, духовного мира, мира идеалов. В настоящее время распрос­транен феномен, заключающийся в том, что многие стереотипы нового поведения у пожилых людей уже выработаны, но на уров­не сознания и эмоций (рационального принятия или эмоциональ­ного переживания новых норм и правил как своих), и идентифи­кация еще не произошла. <...>

Принятие новых правил игры, новых ролей происходит доста­точно легко именно у людей старшего поколения, так как они в большей степени, чем люди молодые, привыкли к двойному стан­дарту — внутреннему (для себя и своих близких) и внешнему — на уровне государства, общества, работы. Социальная жизнь, как правило, предполагала такой внешний конформизм, адаптивное поведение, при котором оставалась свобода для самовыражения на кухне. Теперь многие пожилые люди принимают роль «одино­кого пенсионера», стремясь получить от государства всевозмож­ные льготы. При этом считается не только не зазорным, но и по­хвальным, получить и те льготы, которые данному человеку не положены. Так, многие скрывают, что живут с кем-то из родных, получают инвалидности и т.д. Попытки обмануть государство, кроме материальных выгод, дают им иллюзию компенсации и снижают уровень их агрессии по отношению к нему.

Таким образом, человек пожилого возраста сталкивается в ос­новном со следующими трудностями: потеря смысла жизни, цель­ности личности и того общества или общественной группы, с которыми он может идентифицироваться, чьи ценности и уст­ремления он разделяет и эмоционально принимает. <...>

Благополучно переживают критический период, как правило, люди, для которых характерны устойчивая система мотивов и ин­тересов в структуре их личности и такие индивидуальные особен­ности, как гибкость и пластичность, т.е. умение достаточно быст­ро переходить от одной схемы поведения к другой, более адекват­ной в настоящее время. Важно, что такой переход совершается бессознательно и безболезненно для человека, который естествен­ным образом переориентируется на новую систему отношений и деятельности.

Но людей с подобными индивидуальными особенностями не так уж и много. Несколько больше людей с такой структурой лич­ности, которая дает возможность действовать под влиянием соб­ственной, а не внешней, «полевой» мотивации. Это люди, зани­мающиеся какой-либо творческой, значимой и интересной для них деятельностью, которая не связана непосредственно с их ра­бочим местом и на выполнении которой не может отразиться вы­ход на пенсию. Это занятие может быть основной работой челове­ка в течение всей жизни, а может идти всю жизнь параллельно с основной работой как увлечение, а на пенсии стать доминирую­щим интересом. Кризис проходит достаточно благополучно и у людей, основной смысл жизни видящих в семье, в которой царят взаимопонимание, поддержка и эмоциональная близость.

В любом случае, как правило, это люди, о которых А. Маслоу говорил как о самоактуализированных личностях, т.е. таких, ко­торые нашли свою цель в жизни. Самое главное, что эта цель или смысл их жизни и деятельности действительно совпадает с их ре­альными способностями, индивидуальными особенностями, а по­тому может ими выполняться на высоком уровне и определять стиль их жизни. Так как такая реализация своих стремлений и ин­тересов, как правило, не зависит от социального окружения и должности таких людей, она и не изменяется с возрастом, с вы­ходом на пенсию или переменой статуса. Можно сказать, что имен­но эти люди, их личностные качества и делают ту должность, то место, которое они занимают, значимым, а не наоборот. Поэтому кризис пожилого возраста у них проходит практически безболез­ненно.

Важно и то, что отношения с другими людьми у человека с таким стилем жизни тоже не зависят от возраста. Это, как прави­ло, люди, сделавшие довольно значимые «вклады» в других людей, т.е. состоявшиеся путем «бытия в других». Потребность вложить в других частицу себя, своих стремлений, мыслей, открытий — одна из важнейших потребностей человека. Это связано с тем, что осоз­нание себя особой, отличной от других личностью основывается и на мнении о человеке окружающих, оценке ими его самобыт­ности и значимости. Но эта «отличность» осознается тогда, когда окружающие люди хотя бы частично признают, что данный чело­век повлиял на них, на их взгляды, мысли, отношения, т.е. при­знают его вклад в формирование их как личностей.

Желание вложить что-то в других связано и со стремлением человека к бессмертию, со страхом смерти и, главное, страхом того, что после его физической смерти в мире ничего не изме­нится, никто о нем не вспомнит и все, что было им сделано, все его тревоги, открытия и радости уйдут вместе с ним. Избавление от этого страха возможно через веру в то, что душа (со всеми мыслями и переживаниями человека) бессмертна и возродится, пусть хотя бы в другом теле. Однако не менее эффективно для снятия беспокойства и убеждение в духовном бессмертии, осно­ванное на уверенности в том, что после физической смерти чело­века его мысли и открытия будут жить в детях, родных и близких людях, в учениках и последователях, в книгах или картинах. Та­ким образом, «вклад в других», независимо от числа этих других, является важным фактором, стабилизирующим протекание кри­зиса пожилого возраста. Он дает человеку уверенность в его нужности, ощущение цельности и смысла прожитой жизни, снимает страх перед болезнями и смертью.





Подборка статей по вашей теме: