Важнейшей характеристикой кризиса позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Люди, переживающие этот кризис, начинают задумываться о смысле прожитых лет. <...>
Таким образом, в возрасте около 60 лет каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. С точки зрения эмоциональной насыщенности, не имеет значения, проходит ли этот процесс на сознательном уровне либо осознается не полностью, открываясь человеку скорее в плане самоощущений, а не самосознания. <...> Поиск смысла жизни, особенно вывод о том, что она прожита не так или зря, должен осознаваться человеком как данность, с которой часто ему бывает трудно примириться. Именно это делает этот кризис таким значимым для последующих лет жизни, придает ему такой эмоциональный накал и отчаяние. Профессиональные психологи могли бы помочь пожилым людям пережить этот кризис, придать смысл их жизни и показать перспективу дальнейшего жизненного пути.
Для пожилых людей в России естественный процесс возрастного кризиса усугубляется тем, что одновременно переживается кризис социальный, который, накладываясь на индивидуальный, делает процесс поиска смысла жизни еще более сложным и трудным. Кроме нарушения личностной идентичности происходит изменение социальной идентичности, и человек, попавший в этот кризис, не может понять, с каким именно обществом он должен себя отождествлять. Того общества, в котором пожилые люди прожили большую часть жизни и с которым уже идентифицировались, даже если они и не принимали многих его положений, правил и оценок, уже не существует. Реально они живут уже в другом обществе, с другими нормами, правилами и оценками, которые пожилые люди часто не знают, не понимают и с которыми не могут солидаризироваться.
Изменения критериев ценности и значимости жизни, новые оценки уровня ее успешности болезненны для большого числа людей, которые пожертвовали многим, в том числе своими стремлениями, интересами, иногда даже близкими, получив взамен общественное признание, доказывавшее, по их мнению, правильность сделанного выбора и его общественную значимость. В то время их жизнь казалась им достойной уважения, имеющей целостность и высокий социальный статус. Принятие новых ценностей для них невозможно именно потому, что такая интериоризация новых норм обессмыслит их жизнь и все принесенные ими жертвы. А сил для того, чтобы пересмотреть жизнь и тем более перестроить ее по-новому, у людей этого возраста уже нет.
В то же время невозможность и нежелание интериоризировать новые ценности и идеалы не означает, что люди пожилого возраста совершенно не могут адаптироваться к новой действительности. Как правило, происходящие с ними изменения, связаны именно с адаптацией, а не социализацией, т.е. с трансформацией поведения, внешнего плана деятельности, при сохранении внутреннего, духовного мира, мира идеалов. В настоящее время распространен феномен, заключающийся в том, что многие стереотипы нового поведения у пожилых людей уже выработаны, но на уровне сознания и эмоций (рационального принятия или эмоционального переживания новых норм и правил как своих), и идентификация еще не произошла. <...>
Принятие новых правил игры, новых ролей происходит достаточно легко именно у людей старшего поколения, так как они в большей степени, чем люди молодые, привыкли к двойному стандарту — внутреннему (для себя и своих близких) и внешнему — на уровне государства, общества, работы. Социальная жизнь, как правило, предполагала такой внешний конформизм, адаптивное поведение, при котором оставалась свобода для самовыражения на кухне. Теперь многие пожилые люди принимают роль «одинокого пенсионера», стремясь получить от государства всевозможные льготы. При этом считается не только не зазорным, но и похвальным, получить и те льготы, которые данному человеку не положены. Так, многие скрывают, что живут с кем-то из родных, получают инвалидности и т.д. Попытки обмануть государство, кроме материальных выгод, дают им иллюзию компенсации и снижают уровень их агрессии по отношению к нему.
Таким образом, человек пожилого возраста сталкивается в основном со следующими трудностями: потеря смысла жизни, цельности личности и того общества или общественной группы, с которыми он может идентифицироваться, чьи ценности и устремления он разделяет и эмоционально принимает. <...>
Благополучно переживают критический период, как правило, люди, для которых характерны устойчивая система мотивов и интересов в структуре их личности и такие индивидуальные особенности, как гибкость и пластичность, т.е. умение достаточно быстро переходить от одной схемы поведения к другой, более адекватной в настоящее время. Важно, что такой переход совершается бессознательно и безболезненно для человека, который естественным образом переориентируется на новую систему отношений и деятельности.
Но людей с подобными индивидуальными особенностями не так уж и много. Несколько больше людей с такой структурой личности, которая дает возможность действовать под влиянием собственной, а не внешней, «полевой» мотивации. Это люди, занимающиеся какой-либо творческой, значимой и интересной для них деятельностью, которая не связана непосредственно с их рабочим местом и на выполнении которой не может отразиться выход на пенсию. Это занятие может быть основной работой человека в течение всей жизни, а может идти всю жизнь параллельно с основной работой как увлечение, а на пенсии стать доминирующим интересом. Кризис проходит достаточно благополучно и у людей, основной смысл жизни видящих в семье, в которой царят взаимопонимание, поддержка и эмоциональная близость.
В любом случае, как правило, это люди, о которых А. Маслоу говорил как о самоактуализированных личностях, т.е. таких, которые нашли свою цель в жизни. Самое главное, что эта цель или смысл их жизни и деятельности действительно совпадает с их реальными способностями, индивидуальными особенностями, а потому может ими выполняться на высоком уровне и определять стиль их жизни. Так как такая реализация своих стремлений и интересов, как правило, не зависит от социального окружения и должности таких людей, она и не изменяется с возрастом, с выходом на пенсию или переменой статуса. Можно сказать, что именно эти люди, их личностные качества и делают ту должность, то место, которое они занимают, значимым, а не наоборот. Поэтому кризис пожилого возраста у них проходит практически безболезненно.
Важно и то, что отношения с другими людьми у человека с таким стилем жизни тоже не зависят от возраста. Это, как правило, люди, сделавшие довольно значимые «вклады» в других людей, т.е. состоявшиеся путем «бытия в других». Потребность вложить в других частицу себя, своих стремлений, мыслей, открытий — одна из важнейших потребностей человека. Это связано с тем, что осознание себя особой, отличной от других личностью основывается и на мнении о человеке окружающих, оценке ими его самобытности и значимости. Но эта «отличность» осознается тогда, когда окружающие люди хотя бы частично признают, что данный человек повлиял на них, на их взгляды, мысли, отношения, т.е. признают его вклад в формирование их как личностей.
Желание вложить что-то в других связано и со стремлением человека к бессмертию, со страхом смерти и, главное, страхом того, что после его физической смерти в мире ничего не изменится, никто о нем не вспомнит и все, что было им сделано, все его тревоги, открытия и радости уйдут вместе с ним. Избавление от этого страха возможно через веру в то, что душа (со всеми мыслями и переживаниями человека) бессмертна и возродится, пусть хотя бы в другом теле. Однако не менее эффективно для снятия беспокойства и убеждение в духовном бессмертии, основанное на уверенности в том, что после физической смерти человека его мысли и открытия будут жить в детях, родных и близких людях, в учениках и последователях, в книгах или картинах. Таким образом, «вклад в других», независимо от числа этих других, является важным фактором, стабилизирующим протекание кризиса пожилого возраста. Он дает человеку уверенность в его нужности, ощущение цельности и смысла прожитой жизни, снимает страх перед болезнями и смертью.