М. Д. Александрова

[СТАРЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ]'

Социология старения... является существенной составной частью зарубежной социальной геронтологии. Другой ее частью является социальная психология старения. Здесь центральное место зани­мает проблема личности старого человека. В рассмотрение старого человека как личности входит очень большой круг вопросов, в том числе гигиена, психическое здоровье, обучаемость и пригод­ность к труду и многое другое, что сближает социальную геронто­логию с психологией, педагогикой и медициной.

Важное место среди проблем этого направления занимает тео­рия разобществления (disengagement), выдвинутая Дж. Розеном и Б.Ньюгартен [Rosen /., Neugarten В., 1960], Е. Камминг и В.Генри [Gumming E., Henry W., 1962]. Эта теория предполагает «разрыв между личностью и обществом, уменьшение энергии личности и ухудшение качества оставшихся связей». Разобществление, по мне­нию Генри, представляет собой психосоциальное явление, объяс­няющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воздействием на нее социальной среды. Наиболее отчетливо этот процесс проявляется у людей в пенсионном или предпенсионном возрасте. Кроме прекращения трудовой деятель­ности и вследствие этого ухудшения материального состояния и падения социального престижа, человек на этой стадии жизнен­ного пути часто теряет родных и близких, отделяется от приоб­ретших самостоятельность детей. Эта утрата прежних социальных ролей в совокупности с ухудшением состояния здоровья и спадом умственной деятельности ведет к нарушению сложившегося ди­намического стереотипа личности, к изменению ее мировоззрения и поведения. Явление разобществления выражается в изменении мотивации, сужении круга интересов и сосредоточении их на сво­ем внутреннем мире... в спаде коммуникабельности \Cumming Е., Henry W., 1962 и др.].

Социологи и социальные психологи направляют свои усилия на изучение семьи. К.Тиббиттс, Е. Фрииз, Д. Бромлей [Bromley D., 1968] и многие другие рассматривают современную семью с точки зрения взаимоотношений

' Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. — С. 33 — 39.

генераций, обращая внимание на то, что традиционная патриархальная семья распадается, что ста­рики — отцы семейства уже не играют прежней роли, что моло­дое поколение не нуждается в поддержке старого, а старое вовсе отходит от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек. Этот вопрос К. Тиббиттс [1963] специально выделил в своей статье «Социальные аспекты старения». Эмпирические данные, представ­ленные Е.Фриизом на VI Международном конгрессе социологов, также говорят об отделении старых людей от детей и внуков.

Процесс разобществления как раз и начинается с этого отделе­ния. В социальных и психологических явлениях распада традицион­ной семьи заложены и «обратные связи» между старением лично­сти и ее социальными характеристиками. <...> Когда человек старе­ет, общество и в данном случае семья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергает его, тем са­мым лишает определенной роли, меняет статус. Человек, лишен­ный прежнего статуса, теряет активность, и процесс старения ус­коряется. Это отвержение старых людей, которое исходит из по­требности молодого поколения, служит одним из источников ра­зобществления. Вторым источником является сам старый человек, который теряет коммуникабельность. Потеряв старые обществен­ные связи, например родственные, дружественные и другие, он уже не в силах завязать новые. И третьим самым главным источни­ком становится уход от дел, выход на пенсию. Работая по найму, человек бывает связан так или иначе с другими людьми: началь­ник — подчиненный, напарник — сосед по станку, исполнитель — заказчик, продавец — покупатель и т. п. Теряя привычные деловые коммуникации, человек становится некоммуникабельным. Тяжело отражается на психическом здоровье человека не только уход от дел, но и переход на другой вид деятельности. Содержанием жизни человека, особенно пожилого, всегда бывает его семья и его окру­жающие. Люди чаще всего говорят друг с другом о семейных или трудовых делах; если нет семьи, нет места работы, человек некото­рое время по инерции продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит с детьми, родственниками, что происходит на работе, потом эти связи становятся уже искусствен­ными и постепенно прерываются. Количество поступающей к че­ловеку информации уменьшается, круг его интересов сужается, падает и активность, в связи с чем ускоряется процесс старения. Теория разобществления зародилась в США, эмпирические дан­ные, характеризующие явление разобществления, получены в США главным образом Розе ном, Хэвайюрстом и Ньюгартен, те­оретический анализ этих и других данных принадлежит Камминг, Генри и другим.

В 1963 г. В. Генри, психолог из Чикагского университета, сделал доклад на заседании Американского психологического общества.

Этот доклад выражает позиции автора и других социальных психо­логов относительно занятости и незанятости старых людей. Неза­нятость людей, вышедших на пенсию, самым непосредственным образом связана с разобществлением и рассматривается как особая и очень важная проблема. Доклад В.Генри [Henry W., 1963] заслу­живает особого внимания. В нем обсуждаются такие понятия, как досуг (свободное время) и занятость. Генри говорит, что часто оши­бочно предполагают, будто мудрость и перспективы старых людей будут обусловлены досугом, в котором они нуждаются. Под досу­гом подразумевается, говорит Генри, ссылаясь на словарь Вебсте­ра, «свобода от занятий или обязанностей». Если зрелый человек совершает полезное для общества дело, он должен быть занят. Сле­довательно, люди накладывают на себя определенные обязанности.

Незанятость, по мнению Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незаня­тость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивиду­ума, так и воздействием на него общества, включающего или вык­лючающего его из социальной жизни. Общество может возложить на старого человека обязанности. Но оказывается, что если обще­ство не накладывает на старого человека обязанностей, то он не может освободиться от обязанностей по отношению к самому себе. В связи с этим внешние социальные факторы поведе­ния и его мотивы у старого человека отходят на второй план, а на первый план выходят внутренние его потребности. Старый человек интровертируется и начинает более всего любить себя, остается привязанным к самому себе.

У старого человека, как рассуждает В.Генри, меняется моти­вация трудовой деятельности. Человек стремится к труду в послепенсионные годы уже не с целью содержать себя, а ради труда, который приобретает эмоциональную окраску. Старый человек ана­лизирует свою работу только по отношению к самому себе, а не к общественной деятельности, как способность выполнять работу, как самооценку.

В. Генри отмечает далее тот факт, что старые люди делятся на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психи­ческой энергии. Первая группа включает в себя тех, кто, чувствуя себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где были в зрелые годы, — они заняты. Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выпол­няет общественных обязанностей, а наслаждается своим собствен­ным делом, которое называют хобби. Эти люди имеют достаточно энергии, чтобы тоже быть занятыми. И третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не заня­тых или занятых главным образом собой.

Эмпирические исследования Ньюгартен [Neugarten B.L., 1964], проведенные в Канзас-Сити, обнаружили, что «занятость» не есть привилегия лишь зрелых людей, а «незанятость» не есть привиле­гия старых.

В заключение Генри делает такой вывод: занятость и незанятость представляют собой общие формы динамики психологии личности (например, свойственный подросткам эгоизм связан с незанятос­тью). «Освобождение» от занятости является внутренним процес­сом, и этот процесс, в конечном счете, становится неизбежным. По мнению многих, освобождение осуществляется во всех случаях жизни. Процесс освобождения зависит не от старости, говорит да­лее Генри, а от жизненного опыта, всего перенесенного в ранние этапы жизни и не является признаком старости как таковой.

В. Генри пытается свой теоретический анализ эмпирических дан­ных, которые он, к сожалению, не приводит, ввести в практику. Проблема занятости и незанятости поднята зарубежными соци­альными геронтологами, среди которых есть социологи, психо­логи и врачи, до уровня теории. Действительно, эта проблема заслуживает большого внимания и может рассматриваться с раз­ных позиций.

Таким образом, В.Генри 1) раскрыл психологическое содер­жание самого понятия занятости; 2) показал специфику занято­сти старого человека с психологической точки зрения, особо вы­делив мотивацию занятости; 3) указал на общевозрастные черты этого явления; 4) выдвинул проблему занятости в ряд практиче­ских задач социологии.

Теория разобществления нашла сторонников и исследователей среди психологов и социологов других зарубежных стран. В част­ности, много места отводит ей английский ученый Д. Бромлей [Bromley D., 1966]. В своей книге «Психология старения человека» он обсуждает вопросы, связанные с разобществлением. Вторая гла­ва этой книги начинается высказыванием американского социаль­ного геронтолога Р. Хэвайюрста, которого можно считать одним из основоположников теории разобществления. Р. Хэвайюрст пишет: «Говоря о личной и общественной приспособляемости, мы гово­рим о целях жизни в разном возрасте. Личное приспособление яв­ляется своего рода внутренней гармонией, а общественное при­способление — гармонией с окружающим миром. Проблема герон­тологии как науки состоит в том, чтобы понять эти гармонии, опи­сать их объективно, измерить их, если это возможно, и установить их взаимоотношения и отношение к другим сторонам жизни чело­века». Связь с обществом в жизни человека, его направленность вов­не — экстравертированность, переходит в его внутренний план — интровертируется, поэтому-то поддержание общественных связей и их утрата — разобществление — стали предметом изучения пси­хологии личности вообще и ее возрастного аспекта в особенности.

Д. Бромлей ищет параллелей между возрастом старения и воз­растом юности: «Период жизни, связанный с ранним старением, разобществлением, с уходом со службы, можно сравнить с пери­одом наступления половой зрелости и юностью» [Bromley D., 1968, с. 67]. В эти периоды происходят глубокие биологические измене­ния (обычно более быстрые в юности) и такие же глубокие пере­мены в отношениях между индивидом и обществом. Д. Бромлей, давая характеристики каждому периоду жизненного цикла чело­века, выделяет, наряду с физиологическими и психологическими сторонами, и сугубо социальные. Предпенсионный возраст от 55 до 60 лет он характеризует как вершину некоторых социальных достижений и авторитета и в то же время частичное разобществ­ление от профессиональных ролей и общественных обязанностей. Возраст 70 лет он считает тем возрастом, когда возникает «зави­симость, полное разобществление...» [Bromley D., 1966].

Наряду с общей характеристикой возраста Д. Бромлей, подоб­но В.Генри, указывает на индивидуальные различия в разобществлении. Некоторые старые люди упрямо сопротивляются давле­нию, ограничивающему их жизненное пространство. Некоторые из них отказываются уходить на пенсию до тех пор, пока их не заставляет это сделать плохое здоровье. Некоторые умирают таки­ми, какими они жили, активными и деятельными. Некоторые от­казываются принять совет, даже когда он дается из лучших по­буждений и согласуется с их собственными интересами, если этот совет означает отказ от деятельности, которая занимает централь­ное место в их жизни и т.п. Нельзя не отметить тот факт, что выдающийся румынский биолог, эндокринолог и геронтолог К. Пар-хон [1959], рассматривая типы высшей нервной деятельности ста­риков, наряду с физиологическими характеристиками (ослабле­ние возбудительного и тормозного процессов, нарушение под­вижности и др.), дает чисто социальные характеристики этим типам. Например, как указывает К. Пархон, сильный уравнове­шенный тип характеризует стремление создавать эффективные общественные связи, следовательно, имеется тенденция, направ­ленная против разобществления. Признаком силы является нали­чие коммуникабельности. Сильный же неуравновешенный тип бла­годаря вспыльчивости, сварливости, отсутствию самообладания делает общение с ним затруднительным для других людей, и по­тому образуется разобществление.

Большое значение Д. Бромлей придает половым различиям в протекании старения человека, он указывает на специфику про­цесса разобществления у женщин и у мужчин. Это представляет безусловный интерес, тем более, что такого подхода к разобществлению и занятости у В.Генри мы не обнаружили. Д.Бромлей говорит, что у женщины разобществление тоже имеет место. Од­нако ее задача может быть проще, так как она, даже будучи одинокой, должна приспосабливаться к неожиданному уходу на пен­сию. Женщина, в разное время, выполняет роль дочери, матери, бабушки, жены или родственника. Ее положение существенно за­висит от структуры семьи, для мужчины же более существенны перемены в положении на службе и финансовом обеспечении, в статусе и др. [Bromley D., 1966]. Д. Бромлей подробно останавлива­ется на жизненной позиции одиноких и семейных женщин, рабо­тающих прежде или занятых только семьей. Так же, как и амери­канские социальные геронтологи, он уделяет внимание специфи­ке семейных отношений как источнику разобществления.

Уход на пенсию рассматривается Д. Бромлеем специально. Преж­де всего указывается на то, что оплачиваемая работа играет боль­шую роль в жизни человека, определяет его социальную роль. Он обращает внимание на то, что человек готовится к уходу на пен­сию заранее, обдумывает, как он будет адаптироваться к новым условиям своего существования. Таким образом, Д. Бромлей, так же, как и американские социальные геронтологи, выдвигает про­блему адаптации старых людей как одну из важнейших социоло­гических и социально-психологических проблем. Адаптация, оче­видно, как говорит Р. Хэвайюрст, связана с восстановлением нарушенной внутренней гармонии из-за нарушения взаимосвязей личности с внешней социальной средой. Очень важно для старого человека, не раз говорит Д. Бромлей, чтобы уход на пенсию не был резким, неожиданным. Резкое изменение социального стату­са человека, лишение прежних общественных ролей, авторитета, лидерства может привести к нарушению психического здоровья. Подобного рода перемена в жизни становится стрессовой ситуа­цией, способной вызвать тяжелое психическое расстройство. По­нятно поэтому, что в этом случае гериатрия смыкается с соци­альной геронтологией, входя в нее, как составная часть.

Старческие психозы рассматриваются Е. С. Авербухом [1969] как психические заболевания, которые возникают не только в резуль­тате сердечно-сосудистой недостаточности, свойственной старо­сти, но и не в меньшей мере в результате изменения в социаль­ной жизни старого человека: в семье, на работе и т.п. <...>

К проблеме занятости и связанной с ней проблеме разобще­ствления примыкает и проблема досуга старых людей, которая рассматривается в качестве самостоятельной. В связи с уходом от дел, выходом в отставку у старых людей возникает большой ре­зерв свободного времени — досуг. Они могут быть заняты семей­ными и общественными делами, сохранять в какой-то степени свой прежний социальный статус, но у них есть свой досуг, кото­рый должен быть заполнен приятными, интересными делами. <...> Достоинством XX века Хэвайюрст считает технику, высвобожда­ющую для человека все больше свободного времени. В связи с этим встает вопрос о наиболее продуктивном использовании свободного времени. Он считает, чти формула детство — учеба, взрос­лость — работа, старость — покой должна быть пересмотрена так, чтобы эти три вида деятельности имели место в любом возрасте. Люди не знают этого искусства, пишет Р. Хэвайюрст, выйдя в отставку они вместо того, чтобы заняться учебой и игрой, ищут себе новую работу. В заключение он пишет, что от умения исполь­зовать свободное время будет зависеть, полезна или бесполезна жизнь старого человека, приятна она или неприятна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: