Организация групповой работы с клиентами

План:

1. Цели группового консультирования.

2. Типы консультационных групп.

3. Преимущества и ограничения группового консультирования.

4. Стадии формирования группы.

Групповой подход в консультировании может использоваться в двух общих целях: помощь людям в осуществлении фундаментальных изменений в способах их мышления, восприятия и поведения; освоение конкретных адаптационных навыков. Групповое консультирование широко используется в медицинских учреждениях, общественных центрах, образовательных учреждениях.

Частные цели группового консультирования:

Научиться доверять себе и другим; достичь самопознания и развить чувство уникальной идентичности; осознать сходство потребностей и проблем членов группы и развить чувство универсальности; обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и разрешить конкретный конфликт.; усилить самоуправление, автономию, ответственность перед собой и перед другими; составить план изменения конкретного поведения и заставить себя следовать этому плану; освоить более эффективные социальные навыки; стать более чувствительным к потребностям и чувствам другого; научиться открытому и честному противостоянию; отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить самостоятельно; понять свои ценности и решения и найти пути их изменения.

Преимущества группового подхода в консультировании:

· Участник может исследовать свой стиль отношений с другими и приобрести более эффективные социальные навыки.

· Можно обсуждать свое восприятие друг другом и получать обратную связь.

· Воссоздание привычного мира.

· Понимание и поддержка, сплоченность.

· Эксперименты в альтернативном поведении.

· Участники группы сами решают каких изменений достичь.

Существуют следующие типы консультационных групп: 1) Психотерапевтические – основу деятельности такой группы составляет процесс переобучения, который включает в себя и сознательное и бессознательное, настоящее и прошлое. Ориентация на восстановление, лечение, реконструкцию, коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств. 2) Темоцентрированные группы структурируются вокруг одной темы. Цель – передача информации, возможность делиться опытом, обучение решению проблем, поддержка. 3) Группы, фокусированные на решение задач. Такие группы создаются для укрепления и определения рабочих целей, используются на предприятиях, организациях. 4) Группы самопомощи – это объединение людей со схожими проблемами или жизненными трудностями, которое создает систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и дает им стимул для изменения своей жизни. Организуется волонтерами на базе общественных центров и организаций.

Стадии формирования группы.

1.Предгрупповые трудности – формирование группы (планирование, объявление о создании группы и наборе участников, отбор членов группы, подготовка членов группы).

2.Начальная стадия – ориентация и исследование (определение структуры группы, знакомство и изучение ожиданий членов группы, формирование групповых норм, ролей, ценностей, принятие базовых правил группы).

3.Переходная стадия – работа с сопротивлениями (возникает тревога и проявляются механизмы защиты, возникновение конфликтной ситуации).

4.Рабочая стадия – сплоченность и продуктивность (характеризуется более глубоким исследованием значимых проблем и действиями, направленными на формирование и закрепление поведенческих изменений, высокий уровень доверия и сплоченности, готовность идти на риск, вера в собственные силы).

5.Заключительная – объединение и завершение (снижение интенсивности участия, обсуждение совместных страхов перед выходом из группы, планирование постгрупповых встреч, поощрение за проделанную работу).

6.Постгрупповая – контрольная встреча и оценка (обеспечение постгрупповых встреч, индивидуальных интервью, которые позволят оценить влияние группы, выделение конкретных источников, которые позволят продолжать работу в области личностного роста, поощрение и стимулирование членов группы к обнаружению новых способов поддержки).

Консультирование в малых группах

Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него. Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к социальному педагогу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе. Такая форма обращения характерна именно для работы социального педагога в школе. Подростка может мучить робость, боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в маленькой группе (компании), чтобы «разделить смущение на всех».

Коллективная форма консультирования

Коллективная форма консультирования может быть определена в таком качестве как имеющая в своем основании отличительную черту консультирования — работу с проблемой путем обсуждения. Например, класс может переживать какую-либо проблему кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает к социальному педагогу: «Помогите разобраться, что нам делать?» И дальше начинается беседа, которую не назовешь в прямом смысле слова консультированием, но и просвещением тоже. В работе по просвещению у социального педагога транслирующая позиция, в данной же работе могут присутствовать лишь элементы такой трансляции (например, приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься учащихся, переструктурировать свой образ мысли). Вкрапление в беседу таких элементов просвещения имеет своей целью формирование нового, целостного, более позитивного взгляда на ситуацию у подростков. Возникает одно связующее, напряженное поле, в котором каждый участник свободен в своем переживании, но все переживания здесь находятся в активном взаимодействии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: