...До выхода на пенсию московские бабушки видят себя в семье «воспитателями внуков» и «добытчиками», «работниками». Может быть, потому, что многие из них продолжают трудовую деятельность и/или живут отдельно от детей, их участие в процессе воспитания внуков достаточно формально. С выходом на пенсию они начинают приписывать себе все роли, включая «помощь по хозяйству», «сохранение семейных традиций» и «передачу профессиональных знаний». Типы их поведения в этот возрастной промежуток могут быть самыми различными: от «формального» до «активного» или «далекого». Скорее всего, факт выхода на пенсию и приобретение статуса «пенсионера» определяет паттерны их дальнейшего поведения и приписывания себе всего спектра ролей, которые опосредованы социальными нормами и ожиданиями общества и малой группы (семьи, группы общения, друзей).
В старшей возрастной группе происходит своеобразный «переворот» ролей: пропадают те, которые характерны для предпенсионного возраста, и остаются только те из пенсионного периода, которые свидетельствуют о «профессиональном и жизненном опыте» и «мудрости». Эти роли также зависят от ожиданий общества, но опосредованы личностными нормами, ожиданиями малой социальной группы и, вероятно, состоянием здоровья, которое с возрастом ухудшается. Однако необходимо заметить, что во многих анкетах наблюдались явные противоречия в высказываниях, несовпадение социальных представлений о «роли бабушки» и личностных аспектов поведения. Это позволило нам предположить, что в своих ответах о роли в семье московские бабушки исходили из социальных представлений и норм о «роли бабушки», а не из своего поведения (Краснова О. В., 1999].
Несколько иную картину мы наблюдаем у подмосковных бабушек. До 55 лет они приписывают себе все роли (в отличие от московских). Затем, с 55 до 65 лет у них остаются только роли «воспитателя внуков», «помощника по хозяйству» и «стратегического учителя (передавать профессиональные знания детям, ученикам)». Наконец, к 65 годам сохраняется только одна роль — «сохранять семейные традиции».
...В группе подмосковных бабушек ответы «помогать по хозяйству», «передавать профессиональные знания» и «сохранять семейные традиции» имеют очень высокие значения р, поэтому характеристика этих ролей по возрастным группам однородна и вопросы о приписываемых ролях бабушек в семье — не дифференцирующие.
Таким образом, после достижения определенных возрастных границ пожилые женщины начинают приписывать себе роли, соответствующие статусу «пенсионера», «бабушки», «пожилого человека». Если роль бабушки заключается в том, чтобы «воспитывать внуков», то без учета содержания этого «воспитания» можно сказать, что они ощущают себя «бабушками» примерно до 65 лет, или до того возраста, пока внуку или самому младшему внуку, не исполнится 18 лет. Примерно с этого возраста молодой человек начинает самостоятельную жизнь: поступает в вуз, идет в армию, может завести семью. Уменьшаются его/ее контакты с бабушками, а иногда и с родителями.
Затем бабушки начинают считать себя «пожилыми» или «старыми» женщинами, которые «сохраняют семейные традиции», однако эта роль крайне расплывчатая, не дифференцирующая и, скорее всего, социально желательна в условиях ролевой неопределенности, в которых они оказываются (к этому же возрасту они часто остаются одинокими, т.е. теряют мужа, дети — взрослые, внуки выросли, сами женщины уже не работают).
Поэтому можно говорить о том, что бабушки, достигнув определенного позднего возраста, сохраняют «далекий» тип поведения: добровольное ли это отстранение бабушек от семейной жизни или насильственное отправление их «в отставку». Например, одна пожилая женщина 75 лет на вопрос о воспитании внуков ответила: «Не доверяли», и ее основная проблема — одиночество, внуков она видит крайне редко, один-два раза в году.
Можно сделать вывод о том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр их ролей зависят не только, как мы если бабушка изначально, т.е. с первого этапа прародительства, относится к типам «увлеченной», «отстраненной» или «далекой», то и в дальнейшем она не изменяет тип своего поведения и отношений с внуками, если условия ее проживания остаются постоянными.
Кроме того, исследование позволило предположить, что на тип поведения бабушки влияет возраст, в котором женщина становится бабушкой. Как было отмечено выше, «обычные» бабушки — это те, кто стали бабушками в 49 лет — 51 год. Более молодые женщины, становясь бабушками, например, в возрасте чуть более 40 лет демонстрируют «далекий» тип отношений к внукам. Наоборот, если женщина становится бабушкой в 60 лет, то велика вероятность того, что она станет «увлеченной» бабушкой. Роль бабушки женщина исполняет в соответствии с рядом социальных и социально-психологических факторов (социальные и личностные нормы, ожидания и пр.) до тех пор, пока не вырастают внуки. Затем эта роль себя исчерпывает, женщина перестает быть «бабушкой» и становится «пожилой» или «старой» женщиной. Но ее последующий период жизни чаще всего зависит от того, насколько ответственно она играла роль бабушки, какой бабушкой она была.






