Роль старшего поколения в семье

...До выхода на пенсию московские бабушки видят себя в семье «воспитателями внуков» и «добытчиками», «работниками». Может быть, потому, что многие из них продолжают трудовую деятель­ность и/или живут отдельно от детей, их участие в процессе воспи­тания внуков достаточно формально. С выходом на пенсию они на­чинают приписывать себе все роли, включая «помощь по хозяй­ству», «сохранение семейных традиций» и «передачу профессио­нальных знаний». Типы их поведения в этот возрастной промежу­ток могут быть самыми различными: от «формального» до «актив­ного» или «далекого». Скорее всего, факт выхода на пенсию и при­обретение статуса «пенсионера» определяет паттерны их даль­нейшего поведения и приписывания себе всего спектра ролей, ко­торые опосредованы социальными нормами и ожиданиями обще­ства и малой группы (семьи, группы общения, друзей).

В старшей возрастной группе происходит своеобразный «пере­ворот» ролей: пропадают те, которые характерны для предпенсионного возраста, и остаются только те из пенсионного периода, которые свидетельствуют о «профессиональном и жизненном опы­те» и «мудрости». Эти роли также зависят от ожиданий общества, но опосредованы личностными нормами, ожиданиями малой со­циальной группы и, вероятно, состоянием здоровья, которое с возрастом ухудшается. Однако необходимо заметить, что во многих анкетах наблюда­лись явные противоречия в высказываниях, несовпадение соци­альных представлений о «роли бабушки» и личностных аспектов поведения. Это позволило нам предположить, что в своих ответах о роли в семье московские бабушки исходили из социальных пред­ставлений и норм о «роли бабушки», а не из своего поведения (Краснова О. В., 1999].

Несколько иную картину мы наблюдаем у подмосковных бабу­шек. До 55 лет они приписывают себе все роли (в отличие от мос­ковских). Затем, с 55 до 65 лет у них остаются только роли «воспи­тателя внуков», «помощника по хозяйству» и «стратегического учи­теля (передавать профессиональные знания детям, ученикам)». На­конец, к 65 годам сохраняется только одна роль — «сохранять семейные традиции».

...В группе подмосковных бабушек ответы «помогать по хозяй­ству», «передавать профессиональные знания» и «сохранять семей­ные традиции» имеют очень высокие значения р, поэтому характе­ристика этих ролей по возрастным группам однородна и вопросы о приписываемых ролях бабушек в семье — не дифференцирующие.

Таким образом, после достижения определенных возрастных границ пожилые женщины начинают приписывать себе роли, со­ответствующие статусу «пенсионера», «бабушки», «пожилого че­ловека». Если роль бабушки заключается в том, чтобы «воспиты­вать внуков», то без учета содержания этого «воспитания» можно сказать, что они ощущают себя «бабушками» примерно до 65 лет, или до того возраста, пока внуку или самому младшему внуку, не исполнится 18 лет. Примерно с этого возраста молодой человек начинает самостоятельную жизнь: поступает в вуз, идет в армию, может завести семью. Уменьшаются его/ее контакты с бабушка­ми, а иногда и с родителями.

Затем бабушки начинают считать себя «пожилыми» или «ста­рыми» женщинами, которые «сохраняют семейные традиции», однако эта роль крайне расплывчатая, не дифференцирующая и, скорее всего, социально желательна в условиях ролевой неопре­деленности, в которых они оказываются (к этому же возрасту они часто остаются одинокими, т.е. теряют мужа, дети — взрослые, внуки выросли, сами женщины уже не работают).

Поэтому можно говорить о том, что бабушки, достигнув опре­деленного позднего возраста, сохраняют «далекий» тип поведе­ния: добровольное ли это отстранение бабушек от семейной жиз­ни или насильственное отправление их «в отставку». Например, одна пожилая женщина 75 лет на вопрос о воспитании внуков ответила: «Не доверяли», и ее основная проблема — одиноче­ство, внуков она видит крайне редко, один-два раза в году.

Можно сделать вывод о том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр их ролей зависят не только, как мы если бабушка изначально, т.е. с первого этапа прародительства, относится к типам «увлеченной», «отстраненной» или «да­лекой», то и в дальнейшем она не изменяет тип своего поведения и отношений с внуками, если условия ее проживания остаются постоянными.

Кроме того, исследование позволило предположить, что на тип поведения бабушки влияет возраст, в котором женщина становит­ся бабушкой. Как было отмечено выше, «обычные» бабушки — это те, кто стали бабушками в 49 лет — 51 год. Более молодые женщи­ны, становясь бабушками, например, в возрасте чуть более 40 лет демонстрируют «далекий» тип отношений к внукам. Наоборот, если женщина становится бабушкой в 60 лет, то велика вероятность того, что она станет «увлеченной» бабушкой. Роль бабушки жен­щина исполняет в соответствии с рядом социальных и социаль­но-психологических факторов (социальные и личностные нормы, ожидания и пр.) до тех пор, пока не вырастают внуки. Затем эта роль себя исчерпывает, женщина перестает быть «бабушкой» и становится «пожилой» или «старой» женщиной. Но ее последую­щий период жизни чаще всего зависит от того, насколько ответ­ственно она играла роль бабушки, какой бабушкой она была.




double arrow
Сейчас читают про: