МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ1
Правомерно предположить, что потребность пожилых людей в Домах-интернатах будет возрастать. В этих учреждениях, помимо Необходимости улучшения бытовых условий и качества медицинского обслуживания, остро стоит вопрос об организации социально- психологической адаптации лиц пожилого возраста {Демен-
' Дементьева Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологической адап-ТаЧии лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслужи-Вания // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 2 — С. 21 — 28.
тьева Н.Ф., Болтенко В.В., 1985]. Эта проблема становится акт альной и в связи с особенностями психического старения \Шпп товН.Ф., 1996]. ^а~ Социально-психологическая адаптация пожилых людей в до мах-интернатах — лишь один из частных вопросов проблемы адаптации, которая может рассматриваться и как процесс приспособ ления живых организмов к тем или иным условиям существования, и как достигнутый результат. Например, адаптированность — результат процесса адаптации. Изучая молодых людей в экстремальных условиях, А. П.Авцын [1974] обнаружил особенности их биосоциального поведения: необщительность, снижение интереса к окружающему, отсутствие жизнерадостности, внезапные и неадекватные вспышки гнева. Эти компоненты, названные автором синдромом отчуждения, рассматриваются им как плата за адаптированность.
С теоретических позиций целесообразно изучить соотношение понятий «адаптация» и «реабилитация». Системно-структурный подход позволяет рассматривать его как соотношение части и целого. В реабилитации помимо приспособительных необходимо уча-. стие компенсаторных механизмов для преодоления тормозных элементов, для «запуска» потенциальных способностей.
При подходе к реабилитации как к саморазвивающемуся процессу адаптация и реабилитация могут рассматриваться как динамическое образование, как процесс, направленный в каждом конкретном случае на определенный конечный результат: либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему статусу в клиническом, социальном и психологическом планах.
Если иметь в виду потери, утраты (личностные, интеллектуальные, физические и др.), то адаптация есть приспособление к дефекту, а реабилитация — преодоление его.
С точки зрения А.Д.Адо [1980], сам термин «адаптация» в настоящее время недостаточно точно определен. Такие понятия, как генетическая адаптация, социальная адаптация и многие другие, до сих пор обсуждаются разными авторами.
Применительно к нашим задачам целесообразно рассмотреть соотношение адаптации и старения организма. Приспособитель-ные механизмы человеческого организма при старении тесно связаны с состоянием центральной нервной системы и психологическими особенностями [Войтенко В.П., 1981]. Возрастные особенности личности В. П. Войтенко рассматривает как своеобразный адаптационный механизм в ответ на возрастные изменения нейрофизиологических характеристик.
Среди личностных изменений в процессе старения обычно выделяют такие, как нетерпимость, консерватизм, обидчивость и эгоцентризм, недоверчивость и снижение эмоционального Ф°н [Шахматов Н. Ф., 1996], т.е. те черты, которые выявляются в зна
^тельной степени в специфических условиях, в частности в домах-интернатах. В некотором смысле — это учреждения со специ-Ацческими регламентом, режимом, что отражается на психологическом настрое проживающих там пожилых людей.
В этой связи справедливо замечание А.М.Анохина [1984], что лсихологам и психиатрам еще предстоит оценить специфическое влияние социально-психологических факторов на усиление или ослабление сенсорных, волевых, интеллектуальных свойств индивидов в геронтологических изолятах (домах-интернатах, герон-тологических отделениях больниц).
Проблема адаптации пожилого человека в домах-интернатах обычно рассматривается как сложная, малоизученная и практически еще не решенная. Подчеркивается, что необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала усугубляют и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека. Э.Я.Штернберг [1977] рассматривает переезд в дом престарелых как стрессовую ситуацию, которая не только ведет к нарушению адаптации, но и, усугубляя социальную изоляцию, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний и даже смерти. Основными источниками стресса при этом считаются потеря знакомого окружения и разрыв социальных связей.
При изучении адаптации пожилых людей к условиям жизни в домах-интернатах В. П. Войтенко [1981] считает возможным говорить о степенях адаптации, основываясь при этом на временном критерии. Хорошей считается адаптация, наступившая в течение шести недель пребывания, удовлетворительной — в течение четырех месяцев и плохой — через год. При изучении зависимости степени адаптации от состояния физического и психического здоровья, личностных установок, уровня активности прямых корреляций не установлено.
По данным зарубежных авторов..., оптимальная адаптация пожилых людей достигается при проживании в специализированном учреждении в течение девяти и более лет. Было отмечено, что У лиц, проживших в этих учреждениях от двух до восьми лет, показатель удовлетворенности жизнью наименьший.
Изучалась социальная активность пожилых людей как предпо-сьшка адаптации к условиям домов-интернатов, которая, по мнению А. А. Ригиной [1980], складывается из интеллектуальной занятости и физической посильной работы. При этом была установ-
•1еНа зависимость между уровнем социальной активности и каче-ством адаптации пожилых людей к условиям домов-интернатов. Материалом для настоящей работы послужили данные много-
•1етнего изучения 1500 пожилых людей (старше 75 лет), находятся в домах-интернатах. Среди них практически нет здоровых
людей. В среднем на каждого пожилого человека приходится 7 6 болезней; 62,3 % из них не способны к самообслуживанию, 66,9 % утратили способность к двигательной активности.
Автор попыталась рассмотреть факторы, способствующие и препятствующие процессу социально-психологической адаптации. Среди факторов, влияющих на адаптацию пожилых людей в домах-интернатах, приоритетными являются две группы: субъективные (лич-ностно-психологические) и объективные (условия пребывания) К первой группе, помимо конституционально-личностных особен-ностей, относятся возрастные изменения психики. Из них наиболее значимыми являются так называемые контрастирующие: повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью; выраженная сен-зитивность, сочетающаяся с нарастанием черствости, эмоциональной «сухости», и т.д. К возрастным особенностям можно отнести и усиление эгоцентризма, трудность к переключаемое™ и др.
Роль приоритетных факторов адаптации может быть рассмотрена на модели дезадаптации. <...> Это болезненное состояние, возникающее в связи со стрессовой ситуацией (помещением в дом-интернат), было отмечено у 43,5 % пожилых людей, поступивших в эти учреждения. Установлено, что наиболее часто (67 %) реакции дезадаптации возникают у эмоционально-лабильных пожилых, реже (15,5%) у тревожно-мнительных и еще реже (4%) у лиц с повышенной возбудимостью.
Роль объективных факторов в возникновении дезадаптации была выявлена при сравнительном изучении частоты подобных реакций у пожилых людей, поступающих в дома-интернаты (43,5 %) и платные пансионаты (20,8 %).
О необходимости изучения проблемы социально-психологической адаптации у пожилых людей, поступающих в дома-интернаты, свидетельствуют не только клинически очерченные реакции дезадаптации (невротические, субдепрессивные, психопатоподобные). Сравнительное экспериментально-психологическое исследование большой группы пожилых людей (103 человека), у которых не наблюдалась дезадаптация при поступлении в дома-интернаты и платные пансионаты [Дементьева Н. Ф. и др., 1988], позволило выявить:
1) высокий уровень ситуативной тревожности в первые дни как отражение травмирующей ситуации поступления в геронтологи-ческие стационары; более высокий уровень личностной тревожности у поступивших в дома-интернаты как результат негативного отношения к условиям пребывания;
2) снижение уровня личностной и ситуативной тревожности через месяц после поступления в то или другое учреждение как свидетельство наличия компенсаторных возможностей у пожиль^ людей; повышение уровня личностной и ситуативной тревожности у находящихся в домах-интернатах через шесть месяцев пребывания как следствие негативного влияния условий учреждения.
Полученные данные позволяют говорить о значимости самого фактора поступления в геронтологический стационар для лиц пожилого возраста независимо от наличия реакций дезадаптации, о необходимости психологической подготовки пожилых людей и психотерапевтического воздействия на них в догоспитальный период, а так-лсе о необходимости изменения условий жизни в домах-интернатах. Следовательно, как клинически выраженные, так и «скрытые» явления дезадаптации указывают на необходимость изучения факторов риска дезадаптации. Среди них можно выделить две группы факторов: способствующие возникновению и способствующие фиксации и пролонгированию дезадаптации. В числе первых следует назвать дефицит догоспитальной информации и отсутствие психологической «готовности» к смене жизненного стереотипа, необходимость вживания в иные условия «социального изолята», общежития с регламентированным режимом, нежелательным окружением (ослабленные, беспомощные больные), а также лично-стно-психологические особенности.
Во второй группе, т. е. в группе факторов, способствующих фиксации и пролонгированию дезадаптации, наиболее значимым является «госпитализм». Это обстановка социальной депривации, ограниченных возможностей занятости пожилых людей, ситуационного устранения от решения жизненно важных проблем, гиперопека и зависимость от окружающих. К этой же группе факторов относится и негативное воздействие среды: психологическая несовместимость, ограниченность бытового комфорта, формальное отношение персонала, низкий уровень медицинского и бытового обслуживания.
Пролонгированию явлений дезадаптации способствует также и психологически осознанная обреченность на длительное проживание в однообразных условиях дома-интерната, который чаще всего воспринимается пожилыми людьми как «казенный дом».
Для полноты рассмотрения проблемы социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах необходимо коснуться альтернативной группы факторов, которые облегчают адаптацию в этих учреждениях. Среди них профилактика негативного отношения к домам-интернатам, профилактика социальной депривации. С помощью информирования населения об особенностях работы домов-интернатов, а при поступлении по-Жилых людей в эти учреждения — информирования их о расположении бытовых служб, медицинских кабинетов, об организации "итания, занятости, проведении досуга и т.д.
Для предупреждения «госпитализма» особую значимость приобретает организация образа жизни пожилых людей, обучение их "Равильному общению и межличностным отношениям, вовлечете их в общественно-полезную деятельность, создание условий ^я поддержания контактов с внешним миром.
Профилактике конфликтных ситуаций в результате психологи ческой несовместимости способствует работа по выявлению склон" ностей, интересов, установок, привычек пожилых людей, изучени особенностей характера, личности, уровня культуры и образований К факторам, облегчающим адаптацию пожилых людей в домах-интернатах, относятся также повышение профессионального и культурного уровня обслуживающего персонала путем обучения основам гериатрии и геронтологии, геронтопсихиатрии и ге-ронтопсихологии, геронтогигиены и деонтологии.
Специально проведенное исследование позволило сформулировать ряд научно обоснованных практических предложений по организации социальной адаптации людей позднего возраста к условиям домов-интернатов [Дементьева Н.Ф. и др., 1985] с использованием индивидуальных программ и учетом степени сохранности пожилых к двигательной активности и способности к самообслуживанию.
Следовательно, теоретический аспект социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах непосредственно смыкается с организационно-методическим. Предполагаемые пути реализации некоторых теоретических положений свидетельствуют о единстве теории и практики, о прикладном значении теоретических подходов к проблеме социально-психологической адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Таким образом, можно считать, что социально-психологиче екая адаптация применительно к лицам пожилого возраста в домах-интернатах — сложный процесс, в результате которого личность, деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией, приспосабливается к новым условиям существования. Длительность и результативность этого процесса определяются личностными особенностями пожилых людей и своеобразием социального окружения.