Н. Ф. Дементьева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ1

Правомерно предположить, что потребность пожилых людей в Домах-интернатах будет возрастать. В этих учреждениях, помимо Необходимости улучшения бытовых условий и качества медицин­ского обслуживания, остро стоит вопрос об организации соци­ально- психологической адаптации лиц пожилого возраста {Демен-

' Дементьева Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологической адап-ТаЧии лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслужи-Вания // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 2 — С. 21 — 28.

тьева Н.Ф., Болтенко В.В., 1985]. Эта проблема становится акт альной и в связи с особенностями психического старения \Шпп товН.Ф., 1996]. ^а~ Социально-психологическая адаптация пожилых людей в до мах-интернатах — лишь один из частных вопросов проблемы адап­тации, которая может рассматриваться и как процесс приспособ ления живых организмов к тем или иным условиям существова­ния, и как достигнутый результат. Например, адаптированность — результат процесса адаптации. Изучая молодых людей в экстре­мальных условиях, А. П.Авцын [1974] обнаружил особенности их биосоциального поведения: необщительность, снижение интере­са к окружающему, отсутствие жизнерадостности, внезапные и неадекватные вспышки гнева. Эти компоненты, названные авто­ром синдромом отчуждения, рассматриваются им как плата за адаптированность.

С теоретических позиций целесообразно изучить соотношение понятий «адаптация» и «реабилитация». Системно-структурный подход позволяет рассматривать его как соотношение части и це­лого. В реабилитации помимо приспособительных необходимо уча-. стие компенсаторных механизмов для преодоления тормозных эле­ментов, для «запуска» потенциальных способностей.

При подходе к реабилитации как к саморазвивающемуся про­цессу адаптация и реабилитация могут рассматриваться как дина­мическое образование, как процесс, направленный в каждом кон­кретном случае на определенный конечный результат: либо приспо­собление к условиям существования, либо возврат к прежнему статусу в клиническом, социальном и психологическом планах.

Если иметь в виду потери, утраты (личностные, интеллекту­альные, физические и др.), то адаптация есть приспособление к дефекту, а реабилитация — преодоление его.

С точки зрения А.Д.Адо [1980], сам термин «адаптация» в на­стоящее время недостаточно точно определен. Такие понятия, как генетическая адаптация, социальная адаптация и многие другие, до сих пор обсуждаются разными авторами.

Применительно к нашим задачам целесообразно рассмотреть соотношение адаптации и старения организма. Приспособитель-ные механизмы человеческого организма при старении тесно свя­заны с состоянием центральной нервной системы и психологи­ческими особенностями [Войтенко В.П., 1981]. Возрастные осо­бенности личности В. П. Войтенко рассматривает как своеобраз­ный адаптационный механизм в ответ на возрастные изменения нейрофизиологических характеристик.

Среди личностных изменений в процессе старения обычно вы­деляют такие, как нетерпимость, консерватизм, обидчивость и эгоцентризм, недоверчивость и снижение эмоционального Ф°н [Шахматов Н. Ф., 1996], т.е. те черты, которые выявляются в зна

^тельной степени в специфических условиях, в частности в до­мах-интернатах. В некотором смысле — это учреждения со специ-Ацческими регламентом, режимом, что отражается на психоло­гическом настрое проживающих там пожилых людей.

В этой связи справедливо замечание А.М.Анохина [1984], что лсихологам и психиатрам еще предстоит оценить специфическое влияние социально-психологических факторов на усиление или ослабление сенсорных, волевых, интеллектуальных свойств ин­дивидов в геронтологических изолятах (домах-интернатах, герон-тологических отделениях больниц).

Проблема адаптации пожилого человека в домах-интернатах обычно рассматривается как сложная, малоизученная и практиче­ски еще не решенная. Подчеркивается, что необходимость подчи­нить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и рас­порядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала усугубляют и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека. Э.Я.Штернберг [1977] рассматривает переезд в дом престаре­лых как стрессовую ситуацию, которая не только ведет к наруше­нию адаптации, но и, усугубляя социальную изоляцию, увеличи­вает риск сердечно-сосудистых заболеваний и даже смерти. Ос­новными источниками стресса при этом считаются потеря знако­мого окружения и разрыв социальных связей.

При изучении адаптации пожилых людей к условиям жизни в домах-интернатах В. П. Войтенко [1981] считает возможным гово­рить о степенях адаптации, основываясь при этом на временном критерии. Хорошей считается адаптация, наступившая в течение шести недель пребывания, удовлетворительной — в течение че­тырех месяцев и плохой — через год. При изучении зависимости степени адаптации от состояния физического и психического здо­ровья, личностных установок, уровня активности прямых корре­ляций не установлено.

По данным зарубежных авторов..., оптимальная адаптация по­жилых людей достигается при проживании в специализирован­ном учреждении в течение девяти и более лет. Было отмечено, что У лиц, проживших в этих учреждениях от двух до восьми лет, показатель удовлетворенности жизнью наименьший.

Изучалась социальная активность пожилых людей как предпо-сьшка адаптации к условиям домов-интернатов, которая, по мне­нию А. А. Ригиной [1980], складывается из интеллектуальной за­нятости и физической посильной работы. При этом была установ-

На зависимость между уровнем социальной активности и каче-ством адаптации пожилых людей к условиям домов-интернатов. Материалом для настоящей работы послужили данные много-

тнего изучения 1500 пожилых людей (старше 75 лет), находя­тся в домах-интернатах. Среди них практически нет здоровых

людей. В среднем на каждого пожилого человека приходится 7 6 болезней; 62,3 % из них не способны к самообслуживанию, 66,9 % утратили способность к двигательной активности.

Автор попыталась рассмотреть факторы, способствующие и пре­пятствующие процессу социально-психологической адаптации. Сре­ди факторов, влияющих на адаптацию пожилых людей в домах-интер­натах, приоритетными являются две группы: субъективные (лич-ностно-психологические) и объективные (условия пребывания) К первой группе, помимо конституционально-личностных особен-ностей, относятся возрастные изменения психики. Из них наиболее значимыми являются так называемые контрастирующие: повышен­ная внушаемость, сосуществующая с ригидностью; выраженная сен-зитивность, сочетающаяся с нарастанием черствости, эмоциональ­ной «сухости», и т.д. К возрастным особенностям можно отнести и усиление эгоцентризма, трудность к переключаемое™ и др.

Роль приоритетных факторов адаптации может быть рассмот­рена на модели дезадаптации. <...> Это болезненное состояние, возникающее в связи со стрессовой ситуацией (помещением в дом-интернат), было отмечено у 43,5 % пожилых людей, поступивших в эти учреждения. Установлено, что наиболее часто (67 %) реак­ции дезадаптации возникают у эмоционально-лабильных пожи­лых, реже (15,5%) у тревожно-мнительных и еще реже (4%) у лиц с повышенной возбудимостью.

Роль объективных факторов в возникновении дезадаптации была выявлена при сравнительном изучении частоты подобных реак­ций у пожилых людей, поступающих в дома-интернаты (43,5 %) и платные пансионаты (20,8 %).

О необходимости изучения проблемы социально-психологичес­кой адаптации у пожилых людей, поступающих в дома-интернаты, свидетельствуют не только клинически очерченные реакции деза­даптации (невротические, субдепрессивные, психопатоподобные). Сравнительное экспериментально-психологическое исследование большой группы пожилых людей (103 человека), у которых не на­блюдалась дезадаптация при поступлении в дома-интернаты и плат­ные пансионаты [Дементьева Н. Ф. и др., 1988], позволило выявить:

1) высокий уровень ситуативной тревожности в первые дни как отражение травмирующей ситуации поступления в геронтологи-ческие стационары; более высокий уровень личностной тревож­ности у поступивших в дома-интернаты как результат негативно­го отношения к условиям пребывания;

2) снижение уровня личностной и ситуативной тревожности через месяц после поступления в то или другое учреждение как свидетельство наличия компенсаторных возможностей у пожиль^ людей; повышение уровня личностной и ситуативной тревожнос­ти у находящихся в домах-интернатах через шесть месяцев пребы­вания как следствие негативного влияния условий учреждения.

Полученные данные позволяют говорить о значимости самого фактора поступления в геронтологический стационар для лиц пожи­лого возраста независимо от наличия реакций дезадаптации, о необ­ходимости психологической подготовки пожилых людей и психоте­рапевтического воздействия на них в догоспитальный период, а так-лсе о необходимости изменения условий жизни в домах-интернатах. Следовательно, как клинически выраженные, так и «скрытые» явления дезадаптации указывают на необходимость изучения фак­торов риска дезадаптации. Среди них можно выделить две группы факторов: способствующие возникновению и способствующие фиксации и пролонгированию дезадаптации. В числе первых сле­дует назвать дефицит догоспитальной информации и отсутствие психологической «готовности» к смене жизненного стереотипа, необходимость вживания в иные условия «социального изолята», общежития с регламентированным режимом, нежелательным ок­ружением (ослабленные, беспомощные больные), а также лично-стно-психологические особенности.

Во второй группе, т. е. в группе факторов, способствующих фик­сации и пролонгированию дезадаптации, наиболее значимым яв­ляется «госпитализм». Это обстановка социальной депривации, ог­раниченных возможностей занятости пожилых людей, ситуаци­онного устранения от решения жизненно важных проблем, гипе­ропека и зависимость от окружающих. К этой же группе факторов относится и негативное воздействие среды: психологическая не­совместимость, ограниченность бытового комфорта, формальное отношение персонала, низкий уровень медицинского и бытового обслуживания.

Пролонгированию явлений дезадаптации способствует также и психологически осознанная обреченность на длительное про­живание в однообразных условиях дома-интерната, который чаще всего воспринимается пожилыми людьми как «казенный дом».

Для полноты рассмотрения проблемы социально-психологи­ческой адаптации пожилых людей в домах-интернатах необходи­мо коснуться альтернативной группы факторов, которые облег­чают адаптацию в этих учреждениях. Среди них профилактика не­гативного отношения к домам-интернатам, профилактика соци­альной депривации. С помощью информирования населения об особенностях работы домов-интернатов, а при поступлении по-Жилых людей в эти учреждения — информирования их о располо­жении бытовых служб, медицинских кабинетов, об организации "итания, занятости, проведении досуга и т.д.

Для предупреждения «госпитализма» особую значимость при­обретает организация образа жизни пожилых людей, обучение их "Равильному общению и межличностным отношениям, вовлече­те их в общественно-полезную деятельность, создание условий ^я поддержания контактов с внешним миром.

Профилактике конфликтных ситуаций в результате психологи ческой несовместимости способствует работа по выявлению склон" ностей, интересов, установок, привычек пожилых людей, изучени особенностей характера, личности, уровня культуры и образований К факторам, облегчающим адаптацию пожилых людей в до­мах-интернатах, относятся также повышение профессионального и культурного уровня обслуживающего персонала путем обуче­ния основам гериатрии и геронтологии, геронтопсихиатрии и ге-ронтопсихологии, геронтогигиены и деонтологии.

Специально проведенное исследование позволило сформули­ровать ряд научно обоснованных практических предложений по организации социальной адаптации людей позднего возраста к условиям домов-интернатов [Дементьева Н.Ф. и др., 1985] с ис­пользованием индивидуальных программ и учетом степени сохран­ности пожилых к двигательной активности и способности к само­обслуживанию.

Следовательно, теоретический аспект социально-психологиче­ской адаптации пожилых людей в домах-интернатах непосредствен­но смыкается с организационно-методическим. Предполагаемые пути реализации некоторых теоретических положений свидетель­ствуют о единстве теории и практики, о прикладном значении теоретических подходов к проблеме социально-психологической адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания.

Таким образом, можно считать, что социально-психологиче екая адаптация применительно к лицам пожилого возраста в до­мах-интернатах — сложный процесс, в результате которого лич­ность, деформированная старением, множественной соматичес­кой патологией и стрессовой ситуацией, приспосабливается к но­вым условиям существования. Длительность и результативность этого процесса определяются личностными особенностями по­жилых людей и своеобразием социального окружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: