ВНУГРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НИМ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ1
Межличностные конфликты — повседневный элемент жизни дома для престарелых. В такие дома-интернаты попадают, как правило, люди с изломанной судьбой, стареющие по «неуспешно-
' Воронина О. А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическ работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология зрел и старения. - 1999. - № 2(6). - С. 22-26.
му» типу (Э.Эриксон), страдающие от не потерявших актуальности былых психических травм.
Они приобретают здесь многие блага, но, вместе с тем, подвергаются негативным социально-психологическим воздействиям, являющимся следствием «общежитского образа жизни» и «казенного» унифицированного обеспечения. Это жесткая деформация персонального пространственно-временного континуума, ограничение свободы воли, деперсонализация и др.
Результатом негативных воздействий становятся невротические состояния, в которых депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями.
Кроме того, психика пожилого человека подвергается возрастным инволюционным изменениям, среди которых также достаточно много негативных. К старости акцентуированные черты личности порой приобретают характер гротеска, снижается способность к эмпатии, происходит сдвиг эмоциональной среды в область отрицательных эмоций, растут раздражительность, обидчивость...
В результате перечисленных тенденций психика старого человека, живущего в доме-интернате, глубоко невротизирована, что приводит его к частым столкновениям с окружающими. Такой человек создает вокруг себя конфликтную среду и сам становится ее жертвой. Он попадает в замкнутый круг: невротическое состояние — конфликт — новое невротическое состояние, порожденное конфликтом.
Самостоятельно человек из этого круга вырваться не может, ему необходима квалифицированная психологическая помощь.
При разработке концепции такой помощи необходимо учитывать как своеобразие субъекта конфликтного действия — пожилого человека, так и своеобразие конфликтов, возникающих в стенах дома-интерната.
Пожилые люди, как уже говорилось, в подавляющем большинстве своем с возрастом приобретают свойства психики, вызывающие межличностные конфликты. Кроме названных выше, это ригидность психических процессов, уменьшение способности и стремления к конформности, эгоистичность и эгоцентризм, снижение мотивации к изменению адаптационных возможностей. Эти особенности психики не только способствуют возникновению конфликтов, но и затрудняют их предупреждение и разрешение. Поэтому пожилые люди традиционно рассматриваются психиатрами и психологами как трудные объекты для эффективной Психокоррекционной работы.
Однако нельзя не отметить, что у человека с годами появляется и психологический «ресурс»: возрастное снижение уровня пси-Хологической защиты улучшает контакт с подсознанием, а рост зависимости от других (по мере физического и интеллектуального
ослабления) делает пожилого человека психологически более по датливым, более открытым для коррекционных воздействий.
Своеобразие межличностных конфликтов, возникающих в до мах-интернатах, заключается в том, что все они сложносостав-ные. Любой конфликт, даже если он на первый взгляд очень незначителен, непременно связан с другим, а то и с несколькими другими внешними и внутренними конфликтами того же человека.
Их взаимопереплетение представляет собой сложную структуру, проявляющуюся на двух уровнях: глубинном (сущностном) и внешнем (феноменальном).
Глубинный уровень — мир внутриличностных конфликтов — присущ всем «неуспешным» престарелым людям. Они недовольны собой и окружающим миром.
Глубинный уровень конфликтной структуры осознается ими как экстравертированное тотальное отчуждение и переживается в форме своего противостояния тем мощным социальным факторам, которые человек изменить не в силах. Это переживание эмоционально сглажено, стабильно и фрустрировано.
На внешнем уровне структуры — мелкие бытовые конфликты, возникающие по случайному поводу, но вызывающие у субъекта конфликта бурную эмоциональную реакцию.
Это несоответствие между эмоционально насыщенной реакцией и незначительной причиной, ее вызвавшей, становится понятным, если учитывать взаимосвязь внешнего конфликта с глубинным уровнем конфликтной структуры. Такая взаимосвязь подобна соотношению официального объяснения поведенческого акта и его истинной причины. Подобна, но не аналогична. Если истинная причина поступка втайне, но осознается, то глубинные корни конфликта могут не осознаваться, ведь как причинная эта связь субъектом конфликта не прослеживается.
Но такая связь — реальность, и реальность активная. Глубинные конфликты жизнестойки, так как всегда связаны со значимыми для человека проблемами и ценностями; их неразрешенное скрытое существование и создает почву для (на поверхностный взгляд) неожиданных бурных взрывных реакций. Глубинный уровень конфликтной структуры обнаруживает себя как раз тем, что создает серьезное искажение картины переживания внешнего мелкого конфликта; привносит в переживание накал высокого трагизма, совершенно несоизмеримого с объектом столкновения. По сути, внешний конфликт это не что иное, как сброс напряжения, накопленного во внутреннем неразрешаемом конфликте.
Очевидно, что без вскрытия глубинного уровня попытки Ре" шения внешнего конфликта будут напоминать тот тип лечения, когда идет борьба с симптомами болезни, а ее корень не уничтожается.
Игнорирование этой взаимосвязи приводит к искажению оценки поведения человека, что, в свою очередь, мешает разрешению конфликта. Конфликт сложной структуры трудно оценить однозначно с точки зрения конструктивности. Разумеется, снятие только одного внешнего конфликта, без затрагивания внутреннего (чаще всего более значимого), обусловит вскоре появление нового, подобного недавнему, внешнего конфликта. Однако стоит учесть, что внешний бытовой конфликт значим тем, что самим фактом своего возникновения и существования выявляет точки наивысшего потенциала межличностной и внутренней напряженности, а своим развитием и разрешением снижает ее уровень. Это позволяет говорить о его достаточной конструктивной значимости. Конфликт первого уровня — затяжной и трудноразрешимый, ближе к неконструктивному типу, так как возникает вследствие стабильных социальных ситуаций или неизгладимых человеческих травм. Такое понимание сути конфликтов, субъекты которых — пожилые люди, живущие в условиях дома-интерната, позволяет наметить адекватную стратегию психолого-коррекционной работы по их разрешению и профилактике.
В первую очередь усилия должны быть направлены на выявление внутриличностных глубинных конфликтов и их взаимосвязи с конфликтами внешними. С самого начала работы необходимо учитывать особенности психики пожилого человека, в частности ригидность психических процессов, подкрепляемую его устоявшимися взглядами и установками, но одновременно и его психологический «ресурс», который проявляется в общении как высокий уровень заинтересованности во внимании к себе и благоприятном на него реагировании.
Поэтому для установления первичного контакта и выявления структуры внутриличностных конфликтов наиболее эффективно применение психобиографического метода с использованием элементов психоанализа.
Непосредственная работа с глубинными конфликтами трудна, она осложнена тем, что такие конфликты имеют прочные корни и застарело-привычный характер течения.
Ригидность психических процессов пожилого человека велика: он «не может» расстаться с мучающим его переживанием и даже (как это ни парадоксально) «не хочет» этого.
Первый шаг в работе с выявленным конфликтом лежит вне границ психологии. Должна быть предпринята попытка устранить источник конфликта (например, предоставить человеку условия ^я любимого занятия, которого он лишен).
Второй шаг — это попытка переформирования отношения к Источнику конфликта по типу рефреминга. Скорее всего, этот шаг °бречен на неудачу в силу характерной для пожилого человека Меткой устойчивости взглядов и установок. Если первый и вто-
рой шаги не принесут результатов, тогда остается возможность которую надо реализовать полностью.
Третий шаг — это работа по максимальному уменьшению эмоциональной амплитуды переживания глубинного конфликта. Здесь возможно применение самых различных коррекционных техник которые должны подбираться индивидуально в зависимости от особенностей субъекта конфликта.
Такая стратегия действий даст возможность не только смягчать, но, вероятно, полноценно снять внутриличностный конфликт, создаст хорошую основу для дальнейшей работы с внешним конфликтом, позволит смягчить и даже предупредить возникновение ему аналогичных конфликтов.