Было бы в высшей степени самонадеянно пытаться приступить явочным порядком к построению этической системы, удовлетворяющей тем требованиям, о которых говорилось в предыдущей главе. История этических учений знает, кажется, только один пример, когда подобная система была построена искусственным образом — это «моральный кодекс строителя коммунизма». Соответственно и срок жизни, отпущенный этому кодексу, оказался очень коротким.
Процесс формирования этической системы носит сложный, многофакторный характер и развивается во многом спонтанно на многомерном этическом пространстве. Создание этической системы, отвечающей условиям общепланетарного постиндустриального общества, - дело будущего. Сегодня может быть решена значительно более скромная задача: определение априорных критериев, или правил, запрета эволюционных паттернов, заведомо ведущих в тупик. Используя анализ современных проблем и тенденций развития и опираясь на методологию социосинергетики, построить комплекс таких критериев можно.
Правда, в тех моделях перехода к постиндустриальному обществу, о которых шла речь в гл. 3.1 и которые разрабатываются западными учеными, недостаточно объективных данных для решения задачи даже в указанной постановке. Значительно больше возможностей в этом отношении предоставляет концепция ноосферы, идейная близость которой к теории постиндустриального общества отмечалась в гл. 3.2.
Основным принципом индустриального общества, пишет Д. Белл, была безграничная амбиция поиска новых знаний. Начав с покорения природы и преуспев в этом, человек затем попытался заменить естественный порядок техническим. В этом деле он также добился больших успехов «Постиндустриальное общество в своих основах, — продолжает Белл, — есть еще более радикальный пересмотр такого технического поиска».
От этих слов так и веет утопией. Но не будем пугаться. Утопическое мышление имеет не одни только теневые стороны. Оно смело противостоит догматизму и классическому детерминизму и
питается тем же самым свободным полетом воображения, который служит источником новых открытий и творческих свершений. Среди прочих функций утопии есть и такая: она может служить двигателем исторического прогресса. А потому, не отвергая подхода, предложенного Беллом, внесем в него одно уточнение. Речь пойдет о приставке «пост», которую он использовал, говоря об этапе развития общества, который последует за индустриальной цивилизацией. Это явно неудачный выбор: полученный с его помощью термин ни в малой степени не отражает тех фундаментальных перемен, которые происходят на этом этапе циклического развития мировой цивилизации.
Главным на этом этапе должно стать восхождение знания на такой уровень, когда становятся ясными способы и средства решения современных глобальных проблем. Поскольку это и есть единственно разумный путь развития, более точным оказался бы другой термин — нооиндустриалышя цивилизация. Его преимущество состоит также в том, что открывается возможность более активно использовать тот научный потенциал, которым располагает теория ноосферогенеза.
Принимая такой подход, начнем с формализации теоретического каркаса модели ноосферогенеза, или, что то же самое в нашем приближении, модели перехода к нооиндустриальной цивилизации. Эта работа была проделана автором в 1997 г. Основанием для решения этой задачи служат основные положения теории ноосферы (гл. 3.3). Сводка базовых постулатов модели ноосферогенеза (нооиндустриальной цивилизации) дана в табл. 3.1.
Компактная форма записи этих постулатов не мешает заметить главное: в основе модели нооиндустриальной цивилизации лежит примат творческого поиска, свободы, понимаемой не как необходимость, а как возможность выбора. Тем самым создаются предпосылки для преодоления одной из главных болезней индустриальной цивилизации потребления — массового тиражирования усредненного человека, унификации и размывания неповторимого личностного потенциала, торжества посредственности.
Второе отличительное преимущество этой модели состоит в том, что по содержанию она носит экоантропоцентрический характер, а потому ориентирована на снятие современных глобальных противоречий. Однако из теории социосинергетики следует, что процесс самодвижения цивилизации будет носить циклический характер и неизбежно сопровождаться бифуркациями. Задача теории поэтому состоит не в том, чтобы пытаться исключить их воз-
никновение, потому что это невозможно. Необходимо другое: разработать алгоритмы заблаговременного прогнозирования эволюционных кризисов и определить критерии, позволяющие свести к минимуму потенциальный риск перехода после бифуркции на тупиковые сценарии, а также масштаб потерь, неизбежных при возникновении очередного структурного кризиса.
Таблица 3.1.