Цивилизации

Было бы в высшей степени самонадеянно пытаться приступить явочным порядком к построению этической системы, удовлетво­ряющей тем требованиям, о которых говорилось в предыдущей главе. История этических учений знает, кажется, только один при­мер, когда подобная система была построена искусственным обра­зом — это «моральный кодекс строителя коммунизма». Соответст­венно и срок жизни, отпущенный этому кодексу, оказался очень коротким.

Процесс формирования этической системы носит сложный, многофакторный характер и развивается во многом спонтанно на многомерном этическом пространстве. Создание этической систе­мы, отвечающей условиям общепланетарного постиндустриально­го общества, - дело будущего. Сегодня может быть решена значи­тельно более скромная задача: определение априорных критериев, или правил, запрета эволюционных паттернов, заведомо ведущих в тупик. Используя анализ современных проблем и тенденций развития и опираясь на методологию социосинергетики, постро­ить комплекс таких критериев можно.

Правда, в тех моделях перехода к постиндустриальному обще­ству, о которых шла речь в гл. 3.1 и которые разрабатываются западными учеными, недостаточно объективных данных для реше­ния задачи даже в указанной постановке. Значительно больше возможностей в этом отношении предоставляет концепция ноо­сферы, идейная близость которой к теории постиндустриального общества отмечалась в гл. 3.2.

Основным принципом индустриального общества, пишет Д. Белл, была безграничная амбиция поиска новых знаний. Начав с покорения природы и преуспев в этом, человек затем попытался заменить естественный порядок техническим. В этом деле он также добился больших успехов «Постиндустриальное общество в своих основах, — продолжает Белл, — есть еще более радикаль­ный пересмотр такого технического поиска».

От этих слов так и веет утопией. Но не будем пугаться. Утопи­ческое мышление имеет не одни только теневые стороны. Оно смело противостоит догматизму и классическому детерминизму и

питается тем же самым свободным полетом воображения, который служит источником новых открытий и творческих свершений. Среди прочих функций утопии есть и такая: она может служить двигателем исторического прогресса. А потому, не отвергая подхо­да, предложенного Беллом, внесем в него одно уточнение. Речь пойдет о приставке «пост», которую он использовал, говоря об этапе развития общества, который последует за индустриальной цивилизацией. Это явно неудачный выбор: полученный с его по­мощью термин ни в малой степени не отражает тех фундаменталь­ных перемен, которые происходят на этом этапе циклического развития мировой цивилизации.

Главным на этом этапе должно стать восхождение знания на такой уровень, когда становятся ясными способы и средства реше­ния современных глобальных проблем. Поскольку это и есть един­ственно разумный путь развития, более точным оказался бы дру­гой термин — нооиндустриалышя цивилизация. Его преимуще­ство состоит также в том, что открывается возможность более активно использовать тот научный потенциал, которым распола­гает теория ноосферогенеза.

Принимая такой подход, начнем с формализации теоретичес­кого каркаса модели ноосферогенеза, или, что то же самое в нашем приближении, модели перехода к нооиндустриальной цивилиза­ции. Эта работа была проделана автором в 1997 г. Основанием для решения этой задачи служат основные положения теории ноосфе­ры (гл. 3.3). Сводка базовых постулатов модели ноосферогенеза (нооиндустриальной цивилизации) дана в табл. 3.1.

Компактная форма записи этих постулатов не мешает заметить главное: в основе модели нооиндустриальной цивилизации лежит примат творческого поиска, свободы, понимаемой не как необхо­димость, а как возможность выбора. Тем самым создаются предпо­сылки для преодоления одной из главных болезней индустриаль­ной цивилизации потребления — массового тиражирования усред­ненного человека, унификации и размывания неповторимого лич­ностного потенциала, торжества посредственности.

Второе отличительное преимущество этой модели состоит в том, что по содержанию она носит экоантропоцентрический харак­тер, а потому ориентирована на снятие современных глобальных противоречий. Однако из теории социосинергетики следует, что процесс самодвижения цивилизации будет носить циклический характер и неизбежно сопровождаться бифуркациями. Задача тео­рии поэтому состоит не в том, чтобы пытаться исключить их воз-

никновение, потому что это невозможно. Необходимо другое: раз­работать алгоритмы заблаговременного прогнозирования эволю­ционных кризисов и определить критерии, позволяющие свести к минимуму потенциальный риск перехода после бифуркции на ту­пиковые сценарии, а также масштаб потерь, неизбежных при воз­никновении очередного структурного кризиса.

Таблица 3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: