Теория постиндустриальной трансформации имеет отношение прежде всего к технико-экономической сфере. При становлении постиндустриального общества центральную роль играют теоретические знания и новые интеллектуалоемкие технологии.
Но вот что странно: исследователи проблем постиндустриального перехода осознают угрозы, обусловленные нарастающим глобальным кризисом, носящим многоплановый и многомерный характер, но в поисках путей и средств снятия этого кризиса менее всего обращаются к потенциалу теоретического знания. Хотя, казалось бы, в первую очередь следовало проанализировать именно эти возможности.
Учитывая результаты анализа, выполненного выше, можно утверждать: либо наука XXI в. сумеет предложить действенные способы и средства решения глобальных проблем, либо на Земле не будет никакого постиндустриального общества, так как наступит эволюционный коллапс.
Хорошо известно, что составить прогноз развития науки — дело малонадежное, поскольку новые открытия предсказать почти невозможно. Тем не менее, учитывая важность этой задачи, попытаемся хотя бы отчасти приблизиться к ее решению, используя методы теории самоорганизующихся систем, или синергетики.
|
|
Основой современной научной картины мира является универсальный эволюционизм. Недавно академик B.C. Степин проанализировал проблемы эволюции научного познания в социокультурном измерении. Чтобы сделать следующий шаг и попытаться составить прогноз развития науки, целесообразно обратиться к систематическому исследованию последовательных этапов научного знания в их совокупности вплоть до настоящего времени. Применение для этой цели синергетической методологии представляется естественным, так как, анализируя развитие научного познания, нетрудно обнаружить фундаментальные признаки динамики самоорганизующихся систем: открытый характер, нелинейность и когерентность.
Принимая такой подход, следует сразу же признать в качестве неустранимых особенностей развития научного знания появление бифуркаций, или кризисных ситуаций, чередующихся с аттракторами — периодами относительно длительного эволюционного самодвижения в рамках почти неизменной общенаучной парадигмы. В течение этих периодов центр тяжести научных исследований переносится на решение частных задач и технические приложения. И напротив, вступление в зону бифуркаций означает научную революцию.
Выход из научного кризиса и переход к очередному циклическому аттрактору сопровождаются радикальной модернизацией системы научного знания. При этом, во-первых, происходит смена
|
|
научной парадигмы и значительная коррекция базисной картины мировоззрения; во-вторых, существенно обновляются основные методологические принципы науки и, в-третьих, заметным образом изменяются место и роль, которую наука играет в жизни общества.
Анализ циклического развития науки позволяет сделать важное наблюдение: наступление очередного кризиса научного познания сопровождается, как правило, возникновением нескольких «предвестников». Во-первых, это появление достоверно установленных на опыте фактов или теоретических проблем, предложить интерпретацию которых, оставаясь в рамках существующих фундаментальных научных представлений, не удается. Например, встречая наступающий XX в., лорд Кельвин (Уильям Томсон) поднял тост за ясный небосвод теоретической физики, на котором осталось всего два последних небольших облачка — результаты опыта Майкельсона-Морли, в котором не было подтверждено существование эфира, и отсутствие теоретической модели излучения абсолютно черного тела. Чуть позже из первого «облачка» родилась теория относительности, а из второго — квантовая механика — научные дисциплины, которые в значительной мере определили весь облик науки и технологии XX в. Но вместе с тем то ощущение «завершенности» научного знания, которое продемонстрировал лорд Кельвин, само по себе является вторым признаком наступающего кризиса науки.
Третий признак — возникновение разрыва между вызовом, который на данном этапе история предъявляет человечеству, и научным обеспечением того отклика, который предстоит дать человечеству. Такое отставание в истории человечества неоднократно демонстрировали социально-экономические и политические дисциплины, ретроспективные эксплицитные возможности которых отставали наравне с прогнозными. И это приводило к принятию стратегических решений, уводивших с оптимальных эволюционных паттернов.
Есть и четвертый, быть может, менее заметный признак наступления очередного кризиса науки: аномальный «взлет» всевозможных околонаучных и псевдонаучных идей, появление множества теоретических моделей, большинство которых скоро будут отклонены как ошибочные. С точки зрения синергетики этот феномен совершенно понятен: за порогом бифуркации возникает широкий спектр альтернативных виртуальных сценариев, многие из которых ведут в тупик.
Используя принципы синергетического моделирования, можно ввести понятие пространства эволюции научного знания. Определим сетку координат этого пространства в виде следующих факторов:
1. Телеологическая ориентация науки.
2. Роль и место науки в культуре.
3. Научная парадигма.
4. Осознание нерешенных проблем и проблем, не решаемых в рамках существующей парадигмы.
5. Соотношение фундаментальной и прикладной науки.
6. Степень дифференциации научного знания.
7. Соотношение теории и эксперимента.
8. Критерии верификации научных результатов.
9. Соответствие историческому вызову.
10.Соотношение позитивных и негативных аспектов научной деятельности.
Используя сформулированные принципы моделирования циклического развития научного знания, построим схему основных этапов эволюции науки начиная с 4000 г. до н.э. и до первых десятилетий XXI в. Для заключительного периода речь пойдет о прогнозе, но о таком прогнозе, который будет опираться на системное обобщение всего предшествующего развития науки на протяжении 6 тыс. лет. Такой подход должен повысить достоверность предвидения.
Результаты этой работы приведены в табл. 3.4 и 3.5. В первой из них указаны продолжительность каждого эволюционного цикла, его соотнесенность с соответствующей исторической эпохой, базовая система ключевых научных принципов. Во второй таблице приводятся перечень научных направлений, которые играли ведущую роль для данного цикла, а также имена ученых, внесших наиболее весомый вклад в формирование этих направлений.
|
|
Периодизация цикличности научного знания может иметь троякое значение: во-первых, облегчается эксплицитная функция науки, во-вторых, появляется возможность повысить достоверность прогноза ее развития на очередном, девятом цикле ее самодвижения и, наконец, в-третьих, используя этот прогноз, можно с более обоснованных позиций подойти к определению научно-технологических приоритетов на период до 2030 г.
Таблица 3.4