Ведущие научные направления

№ п/п Научное направление Лидер
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Письменность. Система счета. География. На­блюдения неба. Технические ремесла Астрономия. Механика. Геометрия. Медицина Овладение силами животных, воды, ветра. Ме­таллургия. Горное дело. Ткачество. Алхимия Хронометрия. Кораблестроение. Географичес­кие открытия. Огнестрельное оружие Классическая механика. Оптика. Математика. Политэкономия Термодинамика. Электромагнетизм. Биология. Химия. Радиотехника. Энергомашинострое­ние. Социогенетика Теория относительности. Квантовая механика. Атомная техника. Молекулярная биология. Нелинейная оптика Физика твердого тела. Микроэлектроника. Космонавтика. Генная инженерия. Синергети­ка. Численный эксперимент Нетрадиционная энергетика.Биотехнология. На-нотехнологии.Физическая нейрофизиология.Физика квантового вакуума.Экоантропологика ____ Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Архимед, Птолемей Фома Аквинский, Дуне Скот, Альберт Великий, Парацельс Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Коперник, Оккам, Леонардо да Винчи Ф.Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц, А. Смит, Мальтус, Бюффон, Кант Фарадей, Максвелл, Дарвин, Пастер, Мендель, Менделеев, Маркс, Гегель Эйнштейн, Бор, В. Вернад­ский, И. Павлов, Н. Вавилов, Н. Кондратьев, П. Сорокин, Д. Кейнс.Ст. Крик, Д. Уотсон И. Пригожий, Г. Хакен, Д. Белл, С. Королев, А. Сахаров, В. Леон­тьев, Дж. Форрестер, Э. Ласло ____

Анализируя данные табл. 3.4 и 3.5, можно заметить две общие закономерности развития науки. Первая из них состоит в высокой степени корреляции научных циклов с историческими эпохами. Причина этой корреляции очевидна: это однозначная востребованность научного отклика на очередной вызов истории. Вторая закономерность проявляется в постоянном ускорении темпа раз­вития науки: каждый следующий цикл, если не считать длитель­ного периода преднауки, составляет по продолжительности 50-70% предшествующего.

Рассматривая состояние научного знания на рубеже XX и XXI вв., нетрудно заметить все те признаки очередного кризиса, о которых шла речь выше. О появлении проблем, которые не укладываются в современную научную парадигму, говорится в ч. 4 и 5. О близости времени, когда фундаментальная физическая теория будет завер­шена, говорил, например Стивен Хокинг, выступая в 1998 г. с лекцией в Белом доме по приглашению президента Клинтона. Что касается отставания науки от тех требований, которые к ней предъ­являет сегодня история, то достаточно напомнить отсутствие яс­ности в решении глобальных проблем и, наконец, о псевдонаучных идеях — ими заполнены публикации в СМИ, претендующих на освещение научной тематики.

Наступающий девятый цикл развития научного знания приоб­ретает совершенно исключительное значение в истории человече­ства, так как именно ему предстоит сыграть ключевую, системооб­разующую роль в становлении постиндустриального общества. Учитывая эти задачи, составим общую характеристику эволюци­онного пространства научного знания эпохи постиндустриальной трансформации (табл. 3.6).

Характеризуя процесс постиндустриальной трансформации цивилизации, Белл вводит понятие технологической лестницы восхождения к постиндустриальному обществу:

1. Ресурсная база: сельское хозяйство, горнодобывающая про­мышленность.

2. Легкая промышленность: текстильная, обувная и т.д.

3. Тяжелая промышленность: металлургия, машиностроение и т.д.

4. Высокие технологии: компьютеры, микроэлектроника, теле­коммуникации, оптика и т.д.

5. Отрасли, базирующиеся на научных достижениях будуще­го: биотехнология, космические исследования, материаловедение и т.д.

Таблица 3.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: