Помощи одиноким людям пожилого

ВОЗРАСТА1

На основе заказа Ростовского городского центра по оказанию социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам в 1989 году кафедрой социальной психологии и психологии личности Ростовского государственного университета (научный руководи­тель договора — доцент А. И. Тащева) было проведено комплекс­ное социально-психологическое исследование. Его цель состояла в подготовке практических рекомендаций организационного, со­циально-психологического и психологического характера по бо­лее полному и психологически комфортному удовлетворению нужд одиноких престарелых и инвалидов, повышению эффективности деятельности социальных работников и уменьшению текучести кадров Центра.

Проведенное исследование выявило много вполне обоснован­ных претензий пожилых людей в адрес коммунальных служб, си­стемы здравоохранения и социальной помощи города. Однако боль­шая часть основных проблем престарелых носила психологичес­кий характер: одиночество, острый дефицит общения, трудности во взаимоотношениях с соседями по коммунальной квартире и с недобросовестными социальными работниками. Все это, по мне­нию исследователей, рождает тяжелые переживания пожилых лю­дей, ускоряет их смерть, а иногда провоцирует суицидальные мыс­ли и суицидальное поведение.

Выявлен ряд психологических проблем и у социальных работ­ников. Многие из них плохо представляют себе характер работы,

1 Тащева А. И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития // Пси­хология зрелости и старения. — 1998. — № 4. — С. 75 — 87.

на которую поступают, некоторые имеют негативную установку по отношению к старикам или просто боятся их. Абсолютное боль­шинство социальных работников не владеет навыками общения с пожилыми людьми, не понимает их и не стремится к пониманию. Кроме того, у социальных работников, как и у людей других про­фессий, существует множество личных и семейных проблем, спе­цифический же характер их труда часто служит фактором, усугуб­ляющим эти проблемы.

По мнению автора исследования, в психологическое подраз­деление городской службы социальной помощи одиноким пре­старелым должны входить психологи районных отделений соци­альной помощи и психологи круглосуточного телефона доверия для пожилых людей. Административное и методическое руковод­ство этим подразделением должен осуществлять старший психо­лог, административно подчиняющийся лишь заведующему город­ской службой социальной помощи. Для каждого из психологов, социальных работников, заведующего районным отделением со­циальной помощи были подготовлены должностные инструкции

и профессиограммы.

Итогом этой работы стало экспериментальное введение област­ным отделом социального обеспечения в 1990 году одной долж­ности психолога, который был вынужден пытаться реализовать задачи, обоснованно предписанные исследователями группе спе­циалистов.

В настоящее время в 60 центрах Ростовской области по обслу­живанию 58 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов пси­хологическую помощь осуществляют 25 профессиональных пси­хологов по четырем основным направлениям:

1) профессиональный отбор и целенаправленная работа по по­вышению психологической компетентности сотрудников службы

социальной помощи;

2) содействие социальным работникам в улучшении их взаи­моотношений с наиболее «трудными» клиентами;

3) профилактическая психологическая помощь и индивиду­альное консультирование сотрудников по их личным вопросам и

семейным проблемам;

4) индивидуальное консультирование и психологическая по­мощь подопечным службы социальной помощи.

Рассмотрим каждое из указанных направлений подробнее.

Проведенное психологическое исследование позволило выде­лить относительные и абсолютные признаки профессиональной непригодности социальных работников.

К абсолютным признакам профнепригодности, по нашему мне­нию, относятся негативная установка в восприятии пожилых лю­дей, заведомое восприятие их как людей со скверным характе­ром, навязчивых, ворчливых, недовольных жизнью, боязнь ста-

риков. Кроме того, признаками профнепригодности можно счи­тать такие характерологические особенности личности претендента на должность социального работника, как: низкая эмпатия, вы­сокий уровень тревожности, вспыльчивость, несдержанность, не­достаточно сформированные милосердие и нравственность, не­добросовестное отношение к выполняемой работе.

К относительным признакам профнепригодности претенден­тов мы отнесли низкий уровень профессиональных знаний в об­ласти психологии позднего возраста и несформированность у них навыков общения, в частности с престарелыми.

Данные признаки выявляются в ходе профессиональной оцен­ки претендента на должность с помощью специальным образом организованной беседы, а также методик Лири, Меграбяна, Кет-тела.

Психологическая экспертиза на профпригодность выявила у 20 % претендентов признаки абсолютной профнепригодности — этим людям было отказано в приеме на работу. Признаки относи­тельной профнепригодности имели 80 % претендентов — психо­лог занимался повышением уровня их психологической подготов­ки, компетентности в общении с пожилыми людьми.

В качестве основных форм повышения квалификации сотруд­ников использовались индивидуальные беседы, циклы лекций по основам психологии, социологии старческого возраста и деловые игры.

Такая работа проводилась с претендентами на должность со­циальных работников и со штатными социальными работниками в каждом отделении социальной помощи.

Несомненно, что часть клиентов службы социальной помощи можно отнести к разряду «трудных»: у них чаще обычного возни­кают конфликты с социальным работником, с ними бывает труд­но найти общий язык, вследствие чего часто меняются обслужи­вающие их социальные работники. По нашим наблюдениям, в каждом отделении социальной помощи «трудных» подопечных от одного до трех человек. «Трудности» определяются, с одной сто­роны, возрастными заболеваниями престарелых, с другой, — усу­губившимися с возрастом такими чертами характера, как власт­ность, чрезмерная требовательность, мнительность и т.п. Неред­ко это могут быть и отклонения в психике.

Заявку на работу с «трудными» подопечными психологу пода­ют заведующие отделениями социальной помощи и социальные работники. Психолог встречается с пожилым человеком и его со­циальным работником. В случае необходимости, кроме бесед и наблюдения, используются психологические тесты, которые по­зволяют выявить личностные, характерологические особенности опрашиваемых и типичные для каждого из них способы поведе­ния в конфликтных ситуациях: методики Кеттела и Розенцвейга,

т

а также авторские методики Тащевой «Атрибутивное сопровож­дение общения» и «Ретроспективная рефлексия конфликта». Ито­гом работы психолога становятся рекомендации социальному ра­ботнику по оптимальному взаимодействию с конкретным подо­печным и по выработке способов выхода из создавшейся ситуа­ции. При этом выявляются истинные причины конфликта и мини­мизируется конфликтная ситуация, оптимизируется психологичес­кая атмосфера в диаде «подопечный — социальный работник».

В исключительных случаях, когда взаимоотношения социаль­ного работника и его подопечного уже приняли необратимый ха­рактер, приобрели форму открытой конфронтации, единственно возможным способом разрешения конфликта становилась замена социального работника с последующей психологической помо­щью обоим участникам конфликта.

Профессия социального работника связана с большим нервно-психическим напряжением и поэтому может негативно влиять на личную и семейную жизнь человека. Чтобы снизить это негатив­ное влияние, сотрудникам оказывается психологическая консуль­тативная помощь. Основные причины обращения социальных ра­ботников за помощью к психологу следующие: взаимоотношения в семье, психологические трудности в воспитании детей, потреб­ность в познании собственных психологических особенностей.

Как отмечалось выше, специфические особенности психоло­гического консультирования престарелых определяются их возра­стными и индивидуальными личностными характеристиками, осо­бенностями социального опыта клиентов, их образовательным и культурным уровнями.

Трудности в работе психолога с подопечными территориаль­ного центра можно обобщить следующим образом.

1. Психолог активно навещает пожилого человека по заявке со­циального работника или соседей (в традиционном психологи­ческом консультировании клиент сам обращается за помощью к психологу), поэтому подопечный, как правило, психолога не ждет и к непосредственной работе с ним психологически не готов. Пси­хологу очень важно суметь расположить к себе человека, чтобы тот поверил ему и был, по возможности, максимально откровен­ным. Лишь после этого психолог приступает к активной работе с пожилым человеком.

2. Пожилые люди имеют устоявшиеся стереотипы поведения и собственные представления о морали, которые психологу следует принять за константу. Психолог должен пытаться помочь человеку наладить межличностные отношения, ориентируясь на его инди­видуальные личностные возможности.

3. Многие престарелые не знакомы с работой психолога, часто боятся встречи с ним, так как в их сознании этот специалист ассоциируется с психиатром, а психически больные люди цент-

V,

рами Министерства труда и социального развития на дому не об­служиваются. Престарелые опасаются, что их могут снять с обслу­живания и поместить в психиатрическую клинику. Поэтому, идя к пожилому человеку, психолог должен иметь хотя бы минималь­ные сведения о нем, должен быть готов к общению и непременно объяснить свои функции психолога.

Типичные проблемы одиноких пожилых людей, которые стали предметом работы психолога:

1) трудности во взаимоотношениях с социальным работни­ком и соседями;

2) суицидальные мысли и поведение;

3) психологические проблемы из-за отрицания обществом иде­алов их юности и всей жизни;

4) чувство вины перед умершими близкими;

5) психологические проблемы, связанные с болезнями дан­ного пожилого человека;

6) страх смерти, а также того, что некому будет его похоро­нить и выполнить традиционный обряд.

Работа психолога в этих случаях начинается при личных встре­чах и по возможности продолжается также и по телефону доверия для престарелых (по этому телефону подопечные службы соци­альной помощи могут беседовать с психологом по собственной инициативе). Наиболее нуждающимся в психологической поддер­жке клиентам психолог звонит сам.

С некоторыми пожилыми людьми телефонные беседы стали регулярными и продолжаются от 15 минут до часа.

Психолог пытается организовать для престарелых людей груп­пы взаимной психологической поддержки: с их предварительного согласия он организует знакомства по телефону, переписку. Дела­ются попытки привлечь к помощи одиноким верующих прихожан Ростовского кафедрального собора и др.

Перспективы работы психологов в центрах по обслуживанию граждан пожилого возраста видятся в дальнейшем расширении перечня психологических услуг для социальных работников и по­допечных службы: создание в каждом центре комнаты психологи­ческой разгрузки, разработка программ психологической адапта­ции новых социальных работников к сложным условиям работы, организация постоянно действующих курсов повышения квали­фикации сотрудников службы социальной помощи с использова­нием традиционных форм обучения и методов активного обуче­ния, в том числе — различных видов социально-психологическо­го тренинга, оказания психологической помощи пожилым лю­дям, оформляющимся в дом-интернат для престарелых. <...> Хо­чется надеяться, что в ближайшее время должность психолога зай­мет достойное место в системе социального обеспечения и соци­альной помощи одиноким престарелым людям.

Красиона

Феномен эйджизма присущ менталитету всего населения, вклю­чая самих пожилых людей [Краснова О. В., 1997]. Например, на любые жалобы пожилой человек слышит: «А что вы хотите в ва­шем возрасте?» Все это — «долговременный тренинг эйджизма» в отношении к другим. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: