ВОЗРАСТА1
На основе заказа Ростовского городского центра по оказанию социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам в 1989 году кафедрой социальной психологии и психологии личности Ростовского государственного университета (научный руководитель договора — доцент А. И. Тащева) было проведено комплексное социально-психологическое исследование. Его цель состояла в подготовке практических рекомендаций организационного, социально-психологического и психологического характера по более полному и психологически комфортному удовлетворению нужд одиноких престарелых и инвалидов, повышению эффективности деятельности социальных работников и уменьшению текучести кадров Центра.
Проведенное исследование выявило много вполне обоснованных претензий пожилых людей в адрес коммунальных служб, системы здравоохранения и социальной помощи города. Однако большая часть основных проблем престарелых носила психологический характер: одиночество, острый дефицит общения, трудности во взаимоотношениях с соседями по коммунальной квартире и с недобросовестными социальными работниками. Все это, по мнению исследователей, рождает тяжелые переживания пожилых людей, ускоряет их смерть, а иногда провоцирует суицидальные мысли и суицидальное поведение.
Выявлен ряд психологических проблем и у социальных работников. Многие из них плохо представляют себе характер работы,
1 Тащева А. И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 4. — С. 75 — 87.
на которую поступают, некоторые имеют негативную установку по отношению к старикам или просто боятся их. Абсолютное большинство социальных работников не владеет навыками общения с пожилыми людьми, не понимает их и не стремится к пониманию. Кроме того, у социальных работников, как и у людей других профессий, существует множество личных и семейных проблем, специфический же характер их труда часто служит фактором, усугубляющим эти проблемы.
По мнению автора исследования, в психологическое подразделение городской службы социальной помощи одиноким престарелым должны входить психологи районных отделений социальной помощи и психологи круглосуточного телефона доверия для пожилых людей. Административное и методическое руководство этим подразделением должен осуществлять старший психолог, административно подчиняющийся лишь заведующему городской службой социальной помощи. Для каждого из психологов, социальных работников, заведующего районным отделением социальной помощи были подготовлены должностные инструкции
и профессиограммы.
Итогом этой работы стало экспериментальное введение областным отделом социального обеспечения в 1990 году одной должности психолога, который был вынужден пытаться реализовать задачи, обоснованно предписанные исследователями группе специалистов.
В настоящее время в 60 центрах Ростовской области по обслуживанию 58 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов психологическую помощь осуществляют 25 профессиональных психологов по четырем основным направлениям:
1) профессиональный отбор и целенаправленная работа по повышению психологической компетентности сотрудников службы
социальной помощи;
2) содействие социальным работникам в улучшении их взаимоотношений с наиболее «трудными» клиентами;
3) профилактическая психологическая помощь и индивидуальное консультирование сотрудников по их личным вопросам и
семейным проблемам;
4) индивидуальное консультирование и психологическая помощь подопечным службы социальной помощи.
Рассмотрим каждое из указанных направлений подробнее.
Проведенное психологическое исследование позволило выделить относительные и абсолютные признаки профессиональной непригодности социальных работников.
К абсолютным признакам профнепригодности, по нашему мнению, относятся негативная установка в восприятии пожилых людей, заведомое восприятие их как людей со скверным характером, навязчивых, ворчливых, недовольных жизнью, боязнь ста-
риков. Кроме того, признаками профнепригодности можно считать такие характерологические особенности личности претендента на должность социального работника, как: низкая эмпатия, высокий уровень тревожности, вспыльчивость, несдержанность, недостаточно сформированные милосердие и нравственность, недобросовестное отношение к выполняемой работе.
К относительным признакам профнепригодности претендентов мы отнесли низкий уровень профессиональных знаний в области психологии позднего возраста и несформированность у них навыков общения, в частности с престарелыми.
Данные признаки выявляются в ходе профессиональной оценки претендента на должность с помощью специальным образом организованной беседы, а также методик Лири, Меграбяна, Кет-тела.
Психологическая экспертиза на профпригодность выявила у 20 % претендентов признаки абсолютной профнепригодности — этим людям было отказано в приеме на работу. Признаки относительной профнепригодности имели 80 % претендентов — психолог занимался повышением уровня их психологической подготовки, компетентности в общении с пожилыми людьми.
В качестве основных форм повышения квалификации сотрудников использовались индивидуальные беседы, циклы лекций по основам психологии, социологии старческого возраста и деловые игры.
Такая работа проводилась с претендентами на должность социальных работников и со штатными социальными работниками в каждом отделении социальной помощи.
Несомненно, что часть клиентов службы социальной помощи можно отнести к разряду «трудных»: у них чаще обычного возникают конфликты с социальным работником, с ними бывает трудно найти общий язык, вследствие чего часто меняются обслуживающие их социальные работники. По нашим наблюдениям, в каждом отделении социальной помощи «трудных» подопечных от одного до трех человек. «Трудности» определяются, с одной стороны, возрастными заболеваниями престарелых, с другой, — усугубившимися с возрастом такими чертами характера, как властность, чрезмерная требовательность, мнительность и т.п. Нередко это могут быть и отклонения в психике.
Заявку на работу с «трудными» подопечными психологу подают заведующие отделениями социальной помощи и социальные работники. Психолог встречается с пожилым человеком и его социальным работником. В случае необходимости, кроме бесед и наблюдения, используются психологические тесты, которые позволяют выявить личностные, характерологические особенности опрашиваемых и типичные для каждого из них способы поведения в конфликтных ситуациях: методики Кеттела и Розенцвейга,
т
а также авторские методики Тащевой «Атрибутивное сопровождение общения» и «Ретроспективная рефлексия конфликта». Итогом работы психолога становятся рекомендации социальному работнику по оптимальному взаимодействию с конкретным подопечным и по выработке способов выхода из создавшейся ситуации. При этом выявляются истинные причины конфликта и минимизируется конфликтная ситуация, оптимизируется психологическая атмосфера в диаде «подопечный — социальный работник».
В исключительных случаях, когда взаимоотношения социального работника и его подопечного уже приняли необратимый характер, приобрели форму открытой конфронтации, единственно возможным способом разрешения конфликта становилась замена социального работника с последующей психологической помощью обоим участникам конфликта.
Профессия социального работника связана с большим нервно-психическим напряжением и поэтому может негативно влиять на личную и семейную жизнь человека. Чтобы снизить это негативное влияние, сотрудникам оказывается психологическая консультативная помощь. Основные причины обращения социальных работников за помощью к психологу следующие: взаимоотношения в семье, психологические трудности в воспитании детей, потребность в познании собственных психологических особенностей.
Как отмечалось выше, специфические особенности психологического консультирования престарелых определяются их возрастными и индивидуальными личностными характеристиками, особенностями социального опыта клиентов, их образовательным и культурным уровнями.
Трудности в работе психолога с подопечными территориального центра можно обобщить следующим образом.
1. Психолог активно навещает пожилого человека по заявке социального работника или соседей (в традиционном психологическом консультировании клиент сам обращается за помощью к психологу), поэтому подопечный, как правило, психолога не ждет и к непосредственной работе с ним психологически не готов. Психологу очень важно суметь расположить к себе человека, чтобы тот поверил ему и был, по возможности, максимально откровенным. Лишь после этого психолог приступает к активной работе с пожилым человеком.
2. Пожилые люди имеют устоявшиеся стереотипы поведения и собственные представления о морали, которые психологу следует принять за константу. Психолог должен пытаться помочь человеку наладить межличностные отношения, ориентируясь на его индивидуальные личностные возможности.
3. Многие престарелые не знакомы с работой психолога, часто боятся встречи с ним, так как в их сознании этот специалист ассоциируется с психиатром, а психически больные люди цент-
V,
рами Министерства труда и социального развития на дому не обслуживаются. Престарелые опасаются, что их могут снять с обслуживания и поместить в психиатрическую клинику. Поэтому, идя к пожилому человеку, психолог должен иметь хотя бы минимальные сведения о нем, должен быть готов к общению и непременно объяснить свои функции психолога.
Типичные проблемы одиноких пожилых людей, которые стали предметом работы психолога:
1) трудности во взаимоотношениях с социальным работником и соседями;
2) суицидальные мысли и поведение;
3) психологические проблемы из-за отрицания обществом идеалов их юности и всей жизни;
4) чувство вины перед умершими близкими;
5) психологические проблемы, связанные с болезнями данного пожилого человека;
6) страх смерти, а также того, что некому будет его похоронить и выполнить традиционный обряд.
Работа психолога в этих случаях начинается при личных встречах и по возможности продолжается также и по телефону доверия для престарелых (по этому телефону подопечные службы социальной помощи могут беседовать с психологом по собственной инициативе). Наиболее нуждающимся в психологической поддержке клиентам психолог звонит сам.
С некоторыми пожилыми людьми телефонные беседы стали регулярными и продолжаются от 15 минут до часа.
Психолог пытается организовать для престарелых людей группы взаимной психологической поддержки: с их предварительного согласия он организует знакомства по телефону, переписку. Делаются попытки привлечь к помощи одиноким верующих прихожан Ростовского кафедрального собора и др.
Перспективы работы психологов в центрах по обслуживанию граждан пожилого возраста видятся в дальнейшем расширении перечня психологических услуг для социальных работников и подопечных службы: создание в каждом центре комнаты психологической разгрузки, разработка программ психологической адаптации новых социальных работников к сложным условиям работы, организация постоянно действующих курсов повышения квалификации сотрудников службы социальной помощи с использованием традиционных форм обучения и методов активного обучения, в том числе — различных видов социально-психологического тренинга, оказания психологической помощи пожилым людям, оформляющимся в дом-интернат для престарелых. <...> Хочется надеяться, что в ближайшее время должность психолога займет достойное место в системе социального обеспечения и социальной помощи одиноким престарелым людям.
Красиона
Феномен эйджизма присущ менталитету всего населения, включая самих пожилых людей [Краснова О. В., 1997]. Например, на любые жалобы пожилой человек слышит: «А что вы хотите в вашем возрасте?» Все это — «долговременный тренинг эйджизма» в отношении к другим. <...>