И. В. Садикова

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ1

Почти двухлетний опыт работы психологом в одном из цент­ров социального обслуживания (ЦСО) Москвы убеждает в том, что психологическая помощь населению при ограниченных воз­можностях государства становится не менее значимой, чем соци­альная, а иногда и ведущей. Общая удовлетворенность жизнью зависит не только от материального благополучия. В любом возра­сте особенно важны такие ценности, как здоровье, чувство соб­ственной безопасности, признание окружающих. Социум решаю­щим образом влияет на самооценку и мироощущение каждого человека. При отсутствии признания окружающих или чувства по­лезности может наступить дезинтегрированность, обессмыслива-ние жизни. В подобных случаях квалифицированная психологи-

II

' Садикова И. В. Опыт психологической работы в центре социального обслужи­вания населения Москвы // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 2(6). — С. 76-84.

ческая помощь способна вернуть человеку чувство собственной значимости, интерес к жизни.

Не умаляя значения центров социального обслуживания насе­ления в оказании социальной помощи, считаю, что их работа была бы более эффективной, имей персонал хотя бы минималь­ную психологическую подготовку. Здесь-то и выступает на пер­вый план работа психолога ЦСО — прежде всего с персоналом, от которого во многом зависит мироощущение подопечных. Упор в психологической работе с населением следует делать на адапта­цию к меняющимся условиям жизни, помощь в поиске новых форм передачи опыта, новых целей, смысла жизни. Сверхзада­чей, вероятно, можно считать повышение статуса пожилого или беспомощного человека, выработку стратегии выживания, поиск нового рода деятельности для самореализации. Повторяю, во мно­гом успех этой работы зависит от ближайшего социального окру­жения подопечного.

Рассмотрим основные направления работы психолога ЦСО. Ого­ворюсь, что я описываю работу своего ЦСО, помогающего пре­имущественно пожилым людям, многодетным семьям и инвали­дам.

Отделение срочного социального обслуживания (ОССО) изначаль­но задумывалось как структура, в которой человек, попавший в экстремальную ситуацию, мог бы срочно получить помощь в виде продуктов или каких-то вещей, а также психологическую поддер­жку. Но реально сложившаяся ситуация и ранее планировавшиеся услуги ОССО сильно различаются, так как сама жизнь малообес­печенных категорий населения представляет собой экстремаль­ную ситуацию. Теперь почти все подопечные нуждаются в матери­альной помощи, и работа в ОССО ориентирована на нескончае­мый поток людей, регистрацию обращений, оказание помощи и громоздкую отчетность. Люди приходят получать вещи или про­дукты, а не выяснять смысл жизни. Они, как правило, не прояв­ляют интереса к информации и желания побеседовать с психоло­гом.

Следовательно, постоянное присутствие психолога в ОССО не требуется, тем более что и помещение для него не предусмотрено. Однако руководство ЦСО считает, что психолог им необходим, поскольку самая большая эмоциональная нагрузка в ЦСО ложит­ся на персонал ОССО из-за очень большого числа посетителей, неблагоприятного эмоционального фона, состояния внутреннего конфликта у работников из-за желания оказать помощь и невоз­можности это сделать. Думаю, эффективнее было бы обучить пер­сонал приемам психологической самопомощи и способам работы с «трудными» клиентами, а не держать психолога в тесном поме­щении на тот случай, если понадобится экстренное вмешатель­ство для приведения к порядку «шумного» посетителя. Тем более

что такие действия расходятся с основным принципом оказания психологической помощи — принципом добровольности. Приме­ров этому достаточно: с 74-летним конфликтным господином из очереди на оказание срочной помощи я вынуждена была беседо­вать, «прогуливаясь» вокруг Центра 40 минут в прохладную пого­ду; спасибо, что он согласился и на это. Где уж тут думать о пре­стиже профессии. Одна «шумная» старушка из очереди в ОССО заявила: «На что мне ваши увещевания, дайте мне 200 рублей на лекарства!»

В сущности, такие ситуации возникают из-за того, что боль­шинство людей преувеличивает возможности психологии и имеет искаженное представление об условиях работы психологов. Имен­но поэтому психологу иногда приходится играть несвойственную ему роль, уступая нажиму служащих ЦСО: «Вы психолог, вы и разберитесь!» Об этой проблеме скажу ниже. В работе психолога также следовало бы учесть и серьезный запрос персонала ЦСО на обучение способам работы с людьми, состоящими на учете в пси­хоневрологических диспансерах. Вероятно, этому следует учиться у психиатров.

Отделение дневного пребывания (ОДП) имеет большое значе­ние в социальной адаптации подопечных. У приходящих сюда за­вязываются новые знакомства, иногда даже романы, им предос­тавляется возможность развлечься (не все могут, например, по­пасть в театр, посетить музей в центре Москвы или самостоятель­но добраться до Поклонной горы). Здесь люди легко попадут на прием к врачам-специалистам.

Основное место приложения сил большинства психологов ЦСО, не имеющих специализированных реабилитационных от­делений, — в ОДП. Здесь, как правило, есть помещение для индивидуального консультирования и групповой работы, и пси­холог может выполнить немаловажную задачу «популяризации» достижений психологии, способствуя адаптации к старости. Пе­редача информации о кризисных периодах жизни, биологичес­ком и психологическом аспектах старения, особенностях его про­текания, природных возможностях компенсировать некоторые нежелательные возрастные перемены, индивидуальных способах борьбы, например, с ухудшением памяти может помочь челове­ку легче перенести возрастные изменения. Не всегда работа про­текает успешно: наши подопечные, бывает, плохо слышат, не все адекватно понимают сказанное. Задача психолога при груп­повой работе — учитывать различия в культурном и образова­тельном уровнях людей, разницу интересов и, конечно, общие тенденции старения и индивидуальные особенности каждого по­допечного.

Способы работы психолога можно описать таким образом: на первой общей встрече новой группы, как правило, проводится

популярная 15-минутная беседа о психологии и преимуществах, которые дают нам психологические знания в повседневной жиз­ни, о проблемах, с которыми обращаются к психологу. Работа строится таким образом, чтобы затем, используя реплики и воп­росы участников группы, можно было перейти к общей беседе на интересующую всех, или почти всех, тему. Эти беседы — не­кий аналог тренинга общения, они требуют от психолога доста­точного опыта групповой работы. В последующие встречи, в за­висимости от планов отделения дневного пребывания и запроса посетителей, проводятся индивидуальное психологическое кон­сультирование и групповые беседы на актуальные темы. К после­дним относятся: взаимопонимание и взаимоотношения в семье, смена семейных ролей, проблемы воспитания внуков, психосо­матические заболевания, психологические способы снятия стрес­совых состояний, проблемы досуга, возможности вести здоро­вый образ жизни в нынешней ситуации. Иногда в группе завязы­ваются дискуссии по особенно волнующим всех вопросам, на­пример о состоянии российской культуры, причинах увеличе­ния продолжительности жизни в развитых странах и т. п. В груп­повой работе психолога есть особые трудности: по моему мне­нию, не всем посетителям ОДП нужно участвовать в обсужде­нии таких «скользких» вопросов, не имеющих однозначного ре­шения, как эвтаназия или так называемая «теория одного мил­лиарда».

Иногда я провожу демонстрационный сеанс аутотренинга (если нет медицинских противопоказаний) в качестве иллюстрации пси­хологического способа снятия напряжения или «гимнастики для внимания»: это известная групповая игра, в которой участники, сидя в круге, в определенном ритме хлопая ладонями по коле­ням, по очереди считают, пропуская определенные числа. Из-за большого числа сбоев и ошибок получается довольно весело, что позволяет снять напряжение от дискуссии и развлечься с пользой. В качестве популярной иллюстрации личностных различий можно также использовать и тест самооценки, в котором участники в пятнадцати выражениях или словах описывают на бумаге свои лич­ностные черты. Затем, по желанию участников, проводится эксп­ресс-диагностика.

В индивидуальной работе я использую приемы активного слу­шания и иногда некоторые методы техники NLP в ее «гуманизи-рованном» варианте: выявление позитивных намерений, работа с целями, изменение привычного поведения, освоение «ресурсно­го» состояния.

Приходилось мне также оказывать помощь при решении про­блем выбора, например: делать ли глазную операцию, связанную с небольшим риском; поступить в интернат для престарелых или остаться дома, где из-за пьющего сына жить небезопасно.

Основные проблемы пожилых людей, которые выявились при индивидуальном консультировании и в групповой работе, можно свести к следующим: сужение круга общения; социальная, трудо­вая невостребованность; отсутствие или неясность целей и смыс­ла жизни; проблема досуга; передача опыта; семейные и супру­жеские проблемы; ухудшение здоровья (психосоматические забо­левания, неверное представление о здоровом образе жизни, бес­сонница, неврозы, ослабление памяти, внимания, сексуальные, эмоциональные проблемы). Известно, что с возрастом люди все труднее поддаются психологическому воздействию из-за усиле­ния ригидности. К тому же, как правило, психолог ЦСО может вести индивидуальную работу с одним клиентом не больше четы­рех-пяти раз, во время его пребывания в ОДП. Но, в нашем ЦСО не ставят такого предела для посещений, что позволяет клиентам чаще встречаться с психологом и увеличивает эффективность рабо­ты. Мне думается, что в моей работе есть уже некоторые достиже­ния: мемуары, которые сейчас пишут две моих клиентки (одна — бывшая актриса, другая — женщина с 4-классным образовани­ем), дают им возможность передать опыт, отчасти решают про­блемы цели жизни, взаимопонимания с детьми и взрослыми вну­ками, досуга.

Удивительна деликатность посетителей, которые при общении с психологом не затрагивают экономических проблем, возмож­но, потому, что они приходят в ОДП с установкой на отдых. В то же время другие работники ЦСО в полной мере испытывают гнет жалоб на эту тему.

Работа с персоналом ЦСО представляется мне наиболее важ­ным и наименее разработанным аспектом труда психолога. Это подтверждается руководителями и служащими центров.

Самое важное в работе ЦСО — учитывать зависимость «благо­получного» хода адаптации инвалида или пожилого человека от окружения, понимать, что социальный работник, так же как и близкие подопечного, может влиять на его самооценку, мироо­щущение.

В психологической работе с персоналом можно выделить три аспекта:

1. Главная потребность самих служащих ЦСО — овладение методами психопрофилактики и борьбы со стрессовыми ситуа­циями, очень часто возникающими в работе со старыми, боль­ными людьми или во взаимоотношениях работников в резуль­тате эмоциональных перегрузок. По всей видимости, проблема саморегуляции, самосохранения, избежания профессиональной деформации стоит на первом месте среди профессиональных проблем.

2. Вторым по значению я бы поставила запрос персонала ЦСО на информирование о психологических особенностях процесса ста-

рения людей с различными тяжелыми заболеваниями и, как след­ствие, о негативных личностных и эмоциональных изменениях: раздражительности, неуживчивости, неуверенности, а также о до­полнительных возможностях, которые может дать социальному работнику общее представление о психологии. В достаточном объеме эта работа, насколько мне известно, нигде не ведется. Две моих попытки провести такие беседы с заведующими отделениями и руководством ЦСО не были особенно успешными по ряду при­чин.

3. Индивидуальное консультирование — необходимая состав­ляющая психологической практики в любом учреждении. Здесь выделяются, как и везде, два направления консультационной ра­боты. Первое — производственные проблемы. Примером может служить конфликтная ситуация заведующего отделением с соци­альным работником из-за нарушений им трудовой дисциплины. Работа психолога в этом случае заключается в приведении в соот­ветствие представлений заведующего о его правах с администра­тивными возможностями (в своей работе заведующий опирается на нравственные аспекты взаимоотношений с подчиненными, не привлекая формальных способов воздействия). Данная ситуация вызвана и нечеткими представлениями социального работника о должностных обязанностях и трудовой дисциплине, и личност­ными особенностями заведующего.

Второе направление индивидуального консультирования — лич­ностные, семейные проблемы. Семейное консультирование ведет­ся, как правило, в «усеченном» его варианте (в русле информи­рования, например, о кризисах супружеских отношений, конф­ликтах), поэтому на серьезный эффект рассчитывать не прихо­дится. Однажды рассматривался случай детского невроза; естествен­но, была дана рекомендация обратиться к специалисту.

В одном из центров, где нет ОДП, основная психологическая работа ведется с персоналом, там психолог имеет опыт в кон­сультационной и не врачебной психотерапевтической работе, ему предоставляется для этого место и время после окончания рабо­чего дня.

Психологическая работа «на территории» подопечного ЦСО не очень привлекательна для психолога. Любой психолог предпоч­тет, чтобы человек, даже при ограниченных возможностях пере­движения, пришел на консультацию сам, поскольку это подтвер­дит его потребность в психологической помощи.

Дважды мне приходилось консультировать людей, не имею­щих отношения к ЦСО. В одном случае — по поводу проблем женщины со взрослым сыном (у него произошла своего рода утрата профессиональных способностей, адаптивных возможно­стей в общении с коллегами и родителями, вероятно, из-за си­туации в стране).

...Общее слабое представление о психологии, возможностях этой профессии иногда ведет к недопониманию персоналом ЦСО осо­бенностей задач психологической работы, не позволяет полно­ценно сотрудничать с психологом. Проблема эта решается путем психологической подготовки служащих. Статус психолога в цент­рах не определен, хорошо еще, что психологи достигли взаимо­понимания с большинством руководителей. В нашем ЦСО кадро­вая политика основана на доверии, хотя естественно, что психо­лог, как и любой работник, ограничен должностной инструкци­ей, общими требованиями трудовой дисциплины и соображения­ми этического характера.

О престижности профессии психолога в социальной сфере и говорить не приходится. Предполагалось, что в ЦСО будут рабо­тать студенты-психологи. <...> Однако для социальной работы од­ной теоретической подготовки, желания приносить пользу и доб­роты мало: для достижения результата в работе с инвалидами, бомжами, трудными подростками, стариками и самим персона­лом особенно необходим жизненный опыт.

Еще одна проблема: профессиональный опыт приобретается только на собственной практике, поскольку бесплатных тренин-гов для психологов нет и очень мало специальной литературы (та, что выпускалась для социальных работников, — очень низкого качества). Теории, концепции, методы, подходы в области пси­хологии социальной работы отсутствуют, не налажен профессио­нальный обмен информацией. Думаю, так как психологов с каче­ственным образованием в ЦСО практически нет, у людей, зани­мающих должность психолога, нет и потребности в профессио­нальном росте. Сейчас проводится работа по созданию професси­онального объединения психологов, работающих в ЦСО Москвы. Вероятно, это может помочь делу.

В сущности, хорошо подготовленная небольшая группа психо­логов в каждом центре могла бы консультировать руководство по способам формирования и поддержания благоприятного психо­логического климата среди персонала, основным психологичес­ким проблемам управления; посредничать в конфликтных ситуа­циях, вести индивидуальное консультирование, профориентиро-вание; помогать в профотборе, аттестации служащих; проводить тренинги социальных работников, направленные на обучение вза­имодействию с подопечными, повышение престижности труда; обучать приемам саморегуляции. Проблему могла бы решить и цен­трализованная психологическая служба при Управлении, ведь, в конечном счете, хорошая профессиональная подготовка психо­лога и социального работника служит одним из средств достиже­ния основной цели ЦСО — сохранения достоинства человека в сложных условиях смены общественных идеалов и тяжелейшего экономического кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: