Психологического консультирования

ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ1

В пожилом возрасте снижается аффективная насыщенность жиз­ни, новые впечатления лишаются прежней яркости. Большинство жизненных планов уже реализовано или уже не может быть реа­лизовано, наиболее продуктивные периоды жизни остались в про­шлом. Пожилой человек живет преимущественно в прошлом, на­ходится во власти воспоминаний, его психологическое время «пе­рекачивается» в прошлое. <...>

Испытуемыми были пациенты, перенесшие инфаркт миокар­да или острый приступ стенокардии, находящиеся на подостром этапе заболевания. Было исследовано 18 пациентов в возрасте 60 лет и старше (разброс по возрасту 60 — 74 года), из них 16 мужчин и 2 женщины.

...В качестве основного метода психологического обследования [пожилых] выступила клиническая беседа, которая занимала по меньшей мере два часа. Клиническая беседа проводилась с каж­дым испытуемым индивидуально. Первоначально метод «Значи­мые события» рассматривался как дополнительный, однако ис­следование показало, что он структурирует, направляет беседу, облегчает общение прежде всего для испытуемого, ставя его в позицию эксперта по отношению к собственной жизни.

Процедура метода «Значимые события» состояла в следующем: психолог просит пациента представить всю свою жизнь прошлую, настоящую и будущую, всю целиком, а затем назвать пять самых значимых событий жизни для личности. Подчеркивалось, что со­бытия могут касаться любых сфер жизни человека и общества, быть как объективно положительными, так и отрицательными.

1 Розова Т. Н. «Значимые события» как метод психологического консультирова­ния пожилых людей // Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социаль­ной защиты. — Ульяновск, 1995. — С. 57 — 62.

После называния пяти событий испытуемым психолог просил выделить еще пять, затем еще пять событий.

Использование этого метода давало возможность разрядить на­копившиеся эмоции, «выговориться» и говорить при этом имен­но о собственной жизни. Таким образом, первая функция метода «Значимые события» — психотерапевтическая.

Кроме того, анализируя результаты, полученные с помощью этого метода, исследователь получает бесценную информацию об отношении испытуемого к своей жизни, степени удовлетворен­ности ею, наличии или отсутствии идей самообвинения или об­винения других в случившихся неудачах, и — шире — о внутрен­нем мире человека. При интерпретации результатов выполнения этого задания представляется полезным фиксировать и подвергать качественному и количественному анализу следующие парамет­ры: общее количество событий, которые человек считает значи­мыми для себя; локализация событий во временном пространстве (в прошлом, настоящем и будущем; форма упоминания событий (формальное название или развернутый рассказ; характер упоми­наемых событий: конкретный факт или процесс, событие-пере­живание, цель); преобладание отрицательно или положительно субъективно оцененных моментов в жизни; называние личных событий, присущих только собственной судьбе, или стремление ограничиться формальными этапами, характерными для жизни любого человека. Вторая функция метода «Значимые события» — исследовательская, психолог получает развернутую, максималь­но личностную (так как она получена в ходе диалога, а не запол­нения опросника или анкеты) информацию об уникальной чело­веческой судьбе.

Необходимо отметить, что события, названные всеми пожи­лыми испытуемыми, принимавшими участие в данном исследо­вании, были локализованы в прошлом, испытуемые как бы под­водили некоторые итоги, прослеживали причинно-следственные связи разрозненных и разнесенных по времени событий, устанав­ливали закономерности именно такого хода своей жизни (неко­торые делали это впервые!). Возможно, что обращенность в про­шлое в данном случае объясняется также наличием достаточно тяжелого заболевания.

...Третьей функций метода «Значимые события» является про­гностическая. Владея информацией об уникальном жизненном пути пожилого человека, о средствах преодоления кризисных жизнен­ных ситуаций на протяжении жизни, об общей оценке человеком своей жизни как удавшейся или несчастливой, о критериях этой оценки, психолог может дать прогноз «выхода» пациента из ситуа­ции актуального жизненного кризиса — ситуации тяжелой болезни.

В целом можно сделать вывод, что пожилые пациенты, в срав­нении с молодыми и зрелыми, относительно психологически спо-

' 3 Краснона

койно переживают факт своего заболевания, что как раз может быть объяснено минимальным удельным весом будущего в их судьбе и до болезни. Из 18 обследованных пациентов только у трех чело­век были обнаружены негативные эмоциональные реакции на пси­хологическое обследование, на разговор о болезни. <...> Эти па­циенты либо отказывались выполнять задания, либо болезнь заня­ла доминирующее место среди значимых событий всей жизни (так, из 5 названных событий инфаркт миокарда упоминался в 4-х).

В то же время, у большей части (15 человек) пожилых пациен­тов тема болезни была доступна обсуждению, испытуемые открыто говорили о смерти как закономерном этапе человеческой жизни. <...>

Эти пациенты (15 человек) являются наиболее благополучны­ми с точки зрения психологического прогноза. Они сумеют «встро­ить» болезнь в канву собственной жизни, ввести ее в контекст причинно-следственных связей, придать ей приемлемый личност­ный смысл, объяснить ее возникновение и последствия с пози­ций присущей им, выработанной за долгие годы философии судь­бы, закономерности, вероятности, сравнения с тем, что вообще могло было бы быть. Психологическая помощь этой группе паци­ентов может быть ограничена эмоциональной поддержкой, ра­зумным информированием о ходе течения заболевания.

Группой психологического (а, следовательно, и кардиологи­ческого) риска психологам-консультантам следует заниматься осо­бо, учитывая невозможность для этих испытуемых собственной внутренней работы по переоценке ценностей, отрицательный фон всех жизненных событий или вытеснение болезнью остальных со­бытий в жизни, травмирующее осознание своей неполноценнос­ти в связи с заболеванием, наличие неотреагированных событий жизни из далекого прошлого. Психологическая помощь этой группе испытуемых может состоять в выведении их в рефлексивную по­зицию по отношению к собственной жизни, коррекция чувства вины или обвинения окружающих, стабилизации эмоционально­го состояния.

Таким образом, метод «Значимые события» является продук­тивным психотерапевтическим средством консультирования по­жилых людей, а также инструментом анализа внутреннего мира человека и прогноза путей выхода из жизненного кризиса для личности. Особенно полезным использование этой процедуры яв­ляется при консультировании пожилого контингента, учитывая «обращенность» этого возраста в прошлое и специфику самого метода, стимулирующего внутреннюю работу личности по осмыс­лению собственного жизненного пути, заостряющего внимание человека пожилого возраста на реализованных событиях прошло­го, усиливающего аффективные переживания, тем самым ком­пенсирующего болезненные проявления процесса старения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: