double arrow

Общая характеристика и виды правоотношений по социальному обеспечению.


Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, Р.И. Ивановой и др.

В зависимости от того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности престарелых и нетрудоспособных лиц в материальных средствах, в охране здоровья, в содержании и воспитании детей.




Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Наиболее традиционной остается классификация материальных правоотношений по видам обеспечения на: 1) пенсионные; 2) по поводу пособий и компенсационных выплат; 3) по социальному обслуживанию. Но она является обобщенной и требует конкретизации. Это пенсионные правоотношения в связи: 1) с выплатой трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); 2) по выплате социальных пенсий, за выслугу лет и т.д.

Правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат охватывают многообразные отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданину того или иного вида пособия (например, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на детей, ритуальные пособия и др.) либо той или иной компенсационной выплаты (матери или другому лицу, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; студентам и аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за престарелыми, инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет и др.). Правоотношения по поводу социального обслуживания с свою очередь классифицируются также на виды в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину (медико-социальное обслуживание бесплатно либо на льготных условиях, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, содержание в учреждениях социальной защиты населения, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование и др.).



Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.



По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению являются, как правило, длящимися. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они функционируют, их можно разграничить на существующее неопределенное время (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по старости или по инвалидности, если инвалидность установлена без срока переосвидетельствования; правоотношение в связи с содержанием в учреждении социального обеспечения престарелого и др.) и существующие в течение определенного срока (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по случаю потери кормильца на детей; правоотношение в связи с профессиональным обучением и трудоустройством инвалида и др.)

В некоторых случаях правоотношения, возникнув, тут же прекращаются, если они возникли, например, в связи с реализацией права на какую-либо единовременную выплату (например, пособие в связи с рождением ребенка; пособие на погребение и др.).

Субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения – это граждане и государственные (либо иные) органы, которые в силу норм права могут выступать как носители субъективных юридических прав и обязанностей. К числу граждан относятся: достигшие пенсионного возраста, временно нетрудоспособные, инвалиды, семьи с детьми; семьи, потерявшие кормильца, безработные, вынужденные переселенцы и беженцы и другие. К числу органов, осуществляющих социальное обеспечение и выступающих в качестве субъектов правоотношений, следует относить: органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, предоставляющие гражданам медико-социальную помощь и лечение; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (министерств обороны, внутренних дел, службы занятости, органы муниципальной власти; органы профессиональных союзов либо конкретное предприятие, учреждение, организация, предоставляющие работающим социальную помощь на основании локальных норм права.

Объектом рассматриваемых правоотношений выступает определенное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги.

Содержанием правоотношений по социальному обеспечению является совокупность субъективного права гражданина получить тот или иной вид социального обеспечения и соответствующей этому праву юридической обязанности управомоченного органа предоставить его. При этом правомочие гражданина предусматривает не только возможность получения определенного вида социального обеспечения, но и получение его в установленном законом порядке, размере, а в некоторых случаях и с определенной периодичностью (например ежемесячно). Обязанный субъект должен гарантировать реализацию субъективного права гражданина в полном объеме.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения (юридическим фактам) законодатель относит специфические жизненные обстоятельства. Это, как правило, события, то есть такие обстоятельства, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. Без нормы права нет юридического факта. В то же время без юридического факта не может наступить никаких юридических последствий. К юридическим событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности или инвалидности; потеря семьей кормильца; безработица; нуждаемость в постоянно постороннем уходе; достижение определенного возраста; нуждаемость в транспортном средстве или средстве передвижения и т.д. Наряду с такими юридическими фактами, как события, в юридический состав, вызывающий возникновение того или иного правоотношения в сфере социального обеспечения, включаются также и юридические действия (например, обращение за пенсией или ее перерасчетом, обращение за пособием, компенсационной выплатой либо той или иной социальной услугой). Среди юридических действий особую группу составляет деятельность (поведение) человека, результатам которой придается юридическое значение. Подобными результатами деятельности (поведения) человека, имеющими юридическое значение, например в пенсионном отношении, являются: измеряемая по времени трудовая деятельность (то есть соответствующий общий, специальный трудовой стаж), награждение орденами и медалями, участие в войне, воинское звание и т.д.

К числу правоотношений в сфере социального обеспечения наряду с материальными относятся также отношения процедурного или процессуального характера. Они носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования материальных правоотношений. Можно выделить три группы таких отношений: а) отношения по установлению юридических фактов (например, таких как факт инвалидности, временной нетрудоспособности, потери источника средств существования, нуждаемости в транспортном средстве с средстве передвижения и т.д.). Установление этих фактов является необходимой предпосылкой для дальнейшего возникновения материального отношения; б) процедурные отношения, связанные с представлением работающих к назначению пенсии и с принятием компетентным органом решения о применении права (например, о назначении пенсии, направлении в дом-интернат, предоставлении транспортного средства инвалиду и т.д.); в) отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решение органа либо должностного лица, осуществляющее социальное обеспечение, граждане могут как в административном, так и в судебном порядке. Регулируются эти отношения нормами нескольких отраслей, поскольку право социального обеспечения в настоящее время не закрепляет какой-либо особой процедуры (особого порядка) рассмотрения споров по вопросам социального обеспечения.

Субъектами процедурных и процессуальных отношений со стороны граждан являются те же категории, что и в материальных отношениях. Что касается другого субъекта – государственного или иного органа, то наряду с субъектами материальных отношений могут быть и другие (например, администрация предприятия, обязанная представить работника к назначению пенсии в связи с его обращением; экспертный орган, в компетенцию которого входит установление факта инвалидности и др.).

Объектом данного вида отношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, представление к пенсии; принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещений в дом-интернат, предоставление транспортного средства и т.д.).

Содержание процедурных и процессуальных отношений – это совокупность права гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанности такого органа его принять.

Основанием возникновения названных выше отношений является, как правило, соответствующее обращение гражданина, направленное на реализацию права на тот или иной вид социального обеспечения.







Сейчас читают про: