Контроль за соблюдением лесного законодательства

Государственные лесные инспектора несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства на территории Республики Башкортостан. Регламентируется нормативными документами:

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» (с последующими изменениями);

- Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор находятся в ведении органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83.

В границах вновь образованных лесничеств осуществление управленческих и административных функций возложено на территориальные отделы – государственные лесничества.

В сфере комплексного и рационального использования лесов Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обеспечивает государственное управление и контроль, направленный на обеспечение функционирования деятельности государственных лесничеств.

В целях усиления государственного контроля и надзора за соблюдением лесного законодательства в сфере природопользования Указом Президента Республики Башкортостан № УП-391 от 16 августа 2007 года (с последующими изменениями) утвержден перечень территориальных единиц в области лесного контроля и надзора в составе 31 лесничества и установлена численность лесных инспекторов в 242 штатные единицы. На них возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением лесного законодательства юридическими и физическими лицами, участвующими в лесных отношениях в лесах всех форм собственности.

В Республике Башкортостан государственный лесной контроль и надзор осуществляют следующие должностные лица:

- министр лесного хозяйства Республики Башкортостан – главный государственный лесной инспектор Республики Башкортостан;

- заместитель министра лесного хозяйства, ведающий вопросами государственного лесного контроля и надзора – заместитель главного государственного лесного инспектора Республики Башкортостан;

- начальники отделов Минлесхоза Республики Башкортостан и руководители его территориальных органов (лесничие) - старшие государственные лесные инспектора в лесничествах;

- заместители начальников отделов Минлесхоза Республики Башкортостан и заместители руководителей его территориальных органов (помощники лесничих), ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора – заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах;

- государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов Минлесхоза РБ и его территориальных органов, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора – государственные лесные инспектора в лесничествах.

Государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право:

а) пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;

б) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

в) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям (далее - граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

г) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

д) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

е) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;

ж) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

з) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и граждан;

в) проводить мероприятия по государственному лесному контролю и надзору на основании и в соответствии с распоряжениями Управления лесами Республики Башкортостан;

г) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и граждан в целях проведения мероприятия по государственному лесному контролю и надзору только во время исполнения служебных обязанностей;

д) не препятствовать представителям юридического лица или гражданина присутствовать при проведении мероприятия по государственному лесному контролю и надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять должностным лицам юридического лица или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по государственному лесному контролю и надзору, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

ж) знакомить должностных лиц юридического лица или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по государственному лесному контролю и надзору;

з) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

и) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными видами контрольно-надзорных мероприятий, проводимых лесными инспекторами, являются проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и проведение патрулирований в лесном фонде и в лесах не входящих в лесной фонд на территории Республики Башкортостан.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного Минлесхозом РБ плана и согласованной Прокуратурой РБ. Внеплановые проверки проводятся в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и другие внеплановые проверки, регулируемые Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 2010 году проведено 407 проверок: 196 плановых, 211 внеплановых.

Патрулирования лесов на территории Республики Башкортостан проводятся по ежеквартально утверждаемым маршрутам в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства и проведения противопожарного мониторинга. В маршруты патрулирования включены лесные участки с учетом интенсивности лесопользования, класса пожарной опасности лесных насаждений, а также арендованные территории. На территории республики 31 ГБУ-лесничеств в составе которых 242 участковых лесничеств. В соответствии со структурой Минлесхоза РБ за каждым участковым лесничеством (зона ответственности) закреплен ведущий специалист-эксперт территориального отдела ФГЛПН, который является государственным служащими и лесные инспектора лесничества: участковый лесничий и мастер леса, на которых возложены функции охраны и защиты леса. В каждом участковом лесничестве в среднем по 4 маршрута, протяженность которых в среднем 44 км. Количество и протяженность маршрутов в участковом лесничестве зависит от интенсивности лесопользования и класса пожарной опасности лесных насаждений. Маршруты разрабатываются в территориальных отделах ФГЛПН и лесничествах, утверждаются в Минлесхозе РБ.

В целях своевременного выявления и прогнозирования процессов, оказывающих негативное воздействие на леса, а также в целях предотвращения незаконных рубок и своевременного принятия мер по фактам нарушений лесного законодательства проводится космический мониторинг территории республики. Полученные материалы по дешифрированным космическим снимкам используются Минлесхозом РБ при работе по выявлению незаконной заготовки древесины и других незаконных действий в сфере лесного хозяйства. Таким образом, в 2010 году выявлено 17 случаев незаконной рубки лесных насаждений при этом объем незаконно срубленной древесины составил 3338,4 м3, ущерб, причиненный лесному хозяйству, составил 15,4 млн. руб.

В целях пресечения оборота незаконно заготовленной древесины, предупреждения и устранения нарушений лесного законодательства, контроля за перевозкой древесины проводятся контрольные мероприятия лесными инспекторами секторов «Мобильные группы», состоящие из 9 групп в количестве 27 штатных единиц. Инспектора мобильных групп решают следующие задачи: проводят систематическое патрулирование в закрепленных зонах, контроль на участках автомобильных и лесных дорог, участвуют в тушении лесных пожаров и другие задачи, которые требуют оперативных действий и перемещений на территории Республики Башкортостан.

Сектор «Мобильные группы» отдела государственного лесного контроля и надзора Минлесхоза РБ был создан в 2010 году в соответствии с Указом Президента Башкортостана от 12.04.2010 г. № УП-157. Пройдя обучение и получив служебные автомашины (девять а/м «Нива»), 27 инспекторов (по три человека в группе) были закреплены в девяти лесничествах – это государственные учреждения «Абзелиловское лесничество», «Архангельское лесничество», «Баймакское лесничество», «Белорецкое лесничество», «Бирское лесничество», «Кугарчинское лесничество», «Макаровское лесничество», «Салаватское лесничество» и «Зилаирское лесничество». К зоне ответственности каждой мобильной группы относится в среднем 6 муниципальных районов республики, в зависимости от плотности лесного фонда и площади района.

Мобильные группы дислоцированы в многолесных районах республики, где наиболее интенсивно проводятся лесозаготовки. Инспекторский состав каждой из групп обеспечен служебным автотранспортом, форменным обмундированием, компьютером, цифровым фотоаппаратом и другим техническими средствами. На каждый автомобиль «Мобильной группы» установлено навигационное оборудование и картографические модули ГЛОНАСС. Программное обеспечение позволяет оперативно и в режиме реального времени получать информацию о местонахождении патрульной автомашины и всех передвижениях по маршрутам патрулирования. В автомобилях установлены кнопки тревоги, которые могут быть применены в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

За август-декабрь 2010 года произведен 2185 осмотров автотранспортных средств. Совместно с правоохранительными органами проведено 155 рейдов, совместно с сотрудниками налоговой службы более 90 рейдов. Организована 221 встречная проверка мест заготовки древесины, при этом выявлено 44 случая незаконных рубок. Объем незаконно срубленной древесины составил 831,1 м3. Ущерб – 4,0 млн. рублей. Материалы переданы в правоохранительные органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел. Составлено 47 протоколов об административном правонарушении.

В рамках межведомственного взаимодействия материалы проверок «Мобильных групп» направляются в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан для легализации объектов налогообложения и выявления хозяйствующих субъектов, осуществляющих незаконную заготовку и оборот древесины.

Кроме контрольных мероприятий проводились профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений лесного законодательства: проведены разъяснительные работы среди населения через средства массовой информации о предусмотренной законодательством ответственности за незаконную рубку деревьев; проводились собрания граждан на уровне сельских поселений на тему обеспечения древесиной населения и соблюдения лесного законодательства. Опубликовано более 70 статей, организовано 10 выступлений на телевидении и 4 на радио.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий и мер, принимаемых по обеспечению соблюдения лесного законодательства, в последние годы удалось добиться положительной динамики в работе по недопущению незаконных рубок лесных насаждений и другим показателям эффективности работы по осуществлению федерального государственного лесного и пожарного надзора.

За 2008 год в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий государственными лесными инспекторами выявлено 1346 случаев незаконных рубок, объем незаконно срубленной древесины составил 23100 м3, ущерб лесному хозяйству причинен в размере 135,2 млн. руб. В 2009 году – 1155 случаев, объем – 13500 м3, ущерб – 97,5 млн. руб. В 2010 году – 833 случая, объем – 10371 м3, ущерб – 76,2 млн. рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: