double arrow

Особенности государственного управления землями лесного фонда

Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов является частью государственного регулирования правового режима земель лесного фонда

Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляют Правительством России, органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления и специально уполномоченные федеральные органы управления лесным хозяйством. Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Государственное регулирование правового режима земель лесного фонда осуществляется органами общей и специальной компетенции. Так, если Правительство России определяет основные направления государственной политики в области лесного хозяйства, то Федеральное агентство лесного хозяйства – разработку этих основных направлений и защиту федеральных интересов при регулировании использования, восстановления и охраны лесов.

Если деятельность органов общей компетенции в области управления правовым режимом земель лесного фонда осуществляется в соответствии с положением об этих органах, то деятельность Федерального агентства лесного хозяйства России – в рамках положения, утвержденного Правительством РФ.

Регулирование лесных отношений государственными органами осуществляется через следующие основные функции:




1) функция учета, включающая в себя:

- ведение государственной инвентаризации учета лесного фонда (ст. 90 ЛК РФ), которая представляет собой проверку состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. «Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами для своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти»;



- ведение государственного лесного реестра (ст. 91), который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках; о количественных и качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам. Ведение государственного лесного реестра ведется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 81-84 ЛК РФ);

- ведение государственного кадастрового учета лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»;

2) функция планирования (ст.85-89 ЛК РФ), которая направлена на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, который утверждается высшим должностным лицом субъекта Федерации. Состав такого лесного плана субъекта Федерации и порядок его подготовки устанавливаются уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти. В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ст. 85, 86 ЛК РФ);

3) функция распределения и перераспределения лесных участков, осуществляемая:

- через аренду и договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона, через прямые переговоры (ст. 72-75 ЛК РФ);

- путем досрочного прекращения использования лесного участка в случае невыполнения гражданами юридическими лицами хозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ст. 24 ЛК РФ);

Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, поселений и особо охраняемых природных территориях. Правила проведения лесоустройства утверждены постановлением Правительства России от 17 июня 2007г. №377;

4) функция лесоустройства, которое включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

5) функция контроля, целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства (ст. 96 ЛК РФ). Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 81- 83 ЛК РФ);

6) функция охраны прав и законных интересов лесопользователей, которая осуществляется путем:

- разрешения судами споров по вопросам использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 101 ЛК РФ);

- применения административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства (ст. 99 ЛК РФ).







Сейчас читают про: