Инструменты | ||
Биржевые | Внебиржевые | |
Достоинства | Высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент); высокая надежность — контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи; сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки; доступность — с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты | В максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки |
Недостатки | Весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки | Низкая ликвидность рынка — расторжение ранее заключенной сделки сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками; значительные накладные расходы; ограничения на минимальный размер партии; сложности поиска контрагента; в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств. |
Принципы и методы риск-менеджмента
|
|
и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т. п.)1.
Внебиржевые инструменты хеджирования — это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера.
В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования финансовых рисков:
— хеджирование с использованием фьючерсных контрактов. Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям на товарной или фондовой биржах путем проведения противоположных сделок с различными ви-
1 Биржевые сделки на фондовом рынке подразделяют на:
— кассовые, т. е. сделки с ценными бумагами, подлежащие исполнению немедленно или в течение 2—3 (иногда до 7) дней после их заключения. Имеют наибольшую долю в общем объеме биржевых сделок. Их разновидностью является покупка ценных бумаг с частичной оплатой заемными средствами («сделки с маржой»), когда покупатель оплачивает собственными денежными средствами только частично стоимость ценных бумаг, а остальная часть покрывается банковским кредитом либо брокером в форме отсрочки платежа;
— срочные, которые в зависимости от механизма заключения делят на:
а) твердые (простые), т. е. сделки, обязательные к исполнению в установленный в дого
воре срок и по твердой цене. В ней фиксируется объем, курс продажи и срок исполнения.
Эти сделки могут заключаться на курсовую разницу. При этом по истечении срока сделки
один из контрагентов обязан уплатить другому сумму разницы между курсами в момент
заключения сделки и фактическим курсом при ее исполнении;
|
|
б) фьючерсные, т. е. сделки, которые имеют дополнительные преимущества по сравне
нию с твердыми (простыми): стандартные объемы и сроки поставки ценных бумаг; учас
тие надежных видов ценных бумаг, которые гарантируют надежную поставку, высокая
ликвидность из-за большого числа покупателей и продавцов, участие расчетной палаты
биржи.
Финансовые фьючерсы — это стандартизованные контракты на покупку/продажу определенных финансовых инструментов или валюты. Их отличие от опционов заключается в том, что такой контракт налагает обязательства на обоих его участников. Если фьючерсная позиция сохраняется до истечения срока действия контракта, то сделка должна быть завершена;
в) условные или сделки с премией (опционы), т. е. сделки, в которых один из контраген
тов за вознаграждение (премию) приобретает право исполнить сделку или отказаться от ее
исполнения. Опцион – это контракт, дающий держателю право купить или продать опре
деленное количество ценных бумаг по фиксированной цене в течение установленного пе
риода до определенной даты включительно. По истечении этой даты опцион теряет свою
силу. Цена, по которой покупаются опционы, называется премией. Размеры премий зави
сят от колебаний цен на ценные бумаги, разницы между ценой исполнения и текущей це
ной ценной бумаги. Опцион может быть закрыт в любое время до истечения срока испол
нения.
Различают следующие виды опционов:
— опцион покупателя (call option) — предоставляет право плательщику купить ценные бумаги по заранее оговоренной цене или отказаться от сделки;
— опцион продавца (put option) — означает, что премия дает возможность контрагенту, ее уплатившему, продать ценные бумаги или отказаться от сделки.
Сроки погашения биржевых опционов, как правило, не превышают двух лет. В биржевых опционах одной из сторон сделки выступает расчетная палата биржи, что ограничивает риск неуплаты по сделке.
Глава 8
дами биржевых контрактов. Операция хеджирования с использованием фьючерсных контрактов требует совершения трех видов биржевых сделок:
1) покупку (продажу) реального актива или ценных бумаг с поставкой в будущем периоде (форвардная биржевая сделка);
2) продажу (или соответственно покупку) фьючерсных контрактов на аналогичное количество активов или ценных бумаг (открытие позиции по фьючерсным контрактам);
3) ликвидацию позиции по фьючерсным контрактам в момент поставки реального актива или ценных бумаг путем совершения обратной (офсетной) сделки с ними.
Первые два вида биржевых сделок осуществляются в начальной стадии нейтрализации финансового риска, а третий — в стадии завершения. Механизм хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том (рис. 8.5), что если организация несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец реального актива или ценных бумаг, то оно выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество активов или ценных бумаг и наоборот. В связи с этим в механизме нейтрализации финансовых рисков данной группы различают два вида операций с использованием фьючерсных контрактов — хеджирование покупкой и хеджирование продажей этих контрактов;
Цена
^-Выигрыш Покупка |
Потери
"~~~" ^Продажа
t0 t
Рис. 8.5. Принцип хеджирования с использованием фьючерсных контрактов
хеджирование с использованием опционов. Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами или другими видами деривативов. В основе этой формы хеджирования лежит сделка с премией (опцион), уплачиваемой за право (но не обязательство) продать или купить в течение предусмотренного опционным контрактом срока ценную бумагу, валюту, реальный актив или дериватив в обусловленном количестве и по заранее оговоренной цене. В механизме нейтрализации финансовых рисков с использованием этого вида производных ценных бумаг различают хеджирование на основе опциона на покупку (предоставляющего право покупки по оговоренной цене); опциона на продажу (предоставляющего право продажи по оговоренной цене); двойного опциона или «стеллажа» (предоставляющего одновременно право покупки или продажи соответствующе-
|
|
Принципы и методы риск-менеджмента
го финансового или реального актива по согласованной цене). Цена, которую организация выплачивает за приобретение опциона, по существу является уплачиваемой страховой премией;
— хеджирование с использованием операции «своп». Оно характеризует механизм
нейтрализации финансовых рисков по операциям с валютой, ценными бумага
ми, долговыми финансовыми обязательствами организации. В основе операции
«своп» лежит обмен (покупка-продажа) соответствующими финансовыми акти
вами или финансовыми обязательствами с целью улучшения их структуры и сни
жения возможных потерь. В механизме нейтрализации финансовых рисков с ис
пользованием этой формы хеджирования применяются операции валютного
свопа (обмена будущих обязательств в одной валюте на соответствующие обяза
тельства в другом виде валюты); фондового свопа (обязательства превратить
один вид ценной бумаги в другой, например, обращающиеся облигации органи
зации в эмитируемые им акции); процентного свопа (обмена долговых финансо
вых обязательств организации с фиксированной процентной ставкой на обязате
льства с плавающей процентной ставкой или наоборот).
Для того чтобы воспользоваться срочными инструментами для хеджирования ценового риска, компания должна выполнить следующие практические шаги:
—выбрать торговую площадку и торгуемый на ней срочный контракт, наиболее полно соответствующий ее потребностям. На этом шаге необходим дополнительный анализ, так как не всегда имеется срочный контракт, полностью соответствующий объекту товарной сделки. В этом случае необходимо из имеющихся инструментом хеджирования выбрать такой, динамика изменения цены которого наиболее точно соответствует динамике цены реального товара;
|
|
—выбрать клиринговую компанию (компанию, контролирующую движение средств и гарантирующую выполнение обязательств по сделкам), аккредитованную на соответствующей бирже, а также биржевого брокера, который будет выполнять торговые приказы;
—заполнить стандартные формы и подписать договоры на обслуживание;
—открыть счет в клиринговой компании и перечислить на него определенную сумму средств, используемую в качестве обеспечения выполнения обязательств по открытым позициям (обычно это около 10 % от планируемой суммы сделки). Многие биржи и клиринговые компании устанавливают минимальный объем средств, которые должны быть зачислены на торговый счет при его открытии (обычно 10 тыс. долл.);
—разработать стратегию хеджирования.
Стратегия хеджирования — это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков. Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены «спот»1 и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.
1 Система СПОТ — это комплекс оперативной доставки финансовой и аналитической информации с использованием сети Интернет и современный пакет технического анализа и графического представления биржевой информации, полезный любому инвестору. Цена «спот» — это, по существу, цена в конкретный момент времени.
Глава 8
Вместе с тем всегда существует остаточный риск (связан с изменением базиса), не устраняемый с помощью хеджирования. Типы хеджирования:
—хедж покупателя — используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара или актива и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара или актива является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «пут»;
—хедж продавца — применяется в противоположной ситуации, т.е. при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа «пут» или продажа опциона типа «колл». Рассмотрим основные способы хеджирования на примере хеджа продавца.
1.Хеджирование продажей фьючерсных контрактов. Эта стратегия заклю
чается в продаже на срочном рынке фьючерсных контрактов в количестве, со
ответствующем объему хеджируемой партии реального товара (полный хедж)
или в меньшем (частичный хедж). Сделка на срочном рынке обычно заключа
ется в момент времени, когда продавец может с большой долей уверенности
прогнозировать себестоимость реализуемой партии товара, а на срочном рын
ке сложился уровень цен, обеспечивающий приемлемую прибыль.
Например, если производитель бензина хочет хеджировать будущую цену его продажи, а издержки на переработку нефти могут быть оценены в момент ее закупки, то в этот же момент осуществляется вход в хедж, т. е. открываются позиции на срочном рынке. Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов фиксирует цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на рынке «спот» недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке — дополнительная прибыль на рынке «спот» в этом случае будет «съедена» убытками по проданным фьючерсам. Другим недостатком этого способа хеджирования является необходимость постоянно поддерживать определенный размер гарантийного обеспечения открытых срочных позиций. При падении цены «спот» на реальный товар поддержание минимального размера гарантийного обеспечения не является критическим условием, так как в этом случае биржевой счет продавца пополняется вариационной маржой по проданным фьючерсным контрактам; однако при росте цены «спот» (а вместе с ней — и фьючерсной цены) вариационная маржа по открытым срочным позициям уходит с биржевого счета и может потребоваться внесение дополнительных средств.
2.Хеджирование покупкой опциона типа «пут». Владелец американского
опциона типа «пут» имеет право (но не обязан) в любой момент времени про
дать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опцио
на). Купив опцион этого типа, продавец товара фиксирует минимальную цену
продажи, сохранив за собой возможность воспользоваться благоприятным для
него повышением цены. При снижении фьючерсной цены ниже цены испол
нения опциона владелец исполняет его (или продает), компенсируя потери на
Принципы и методы риск-менеджмента
рынке реального товара; при повышении цены он отказывается от своего права исполнить опцион и продает товар по максимально возможной цене. Однако, в отличие от фьючерсного контракта, при покупке опциона выплачивается премия, которая пропадает при отказе от исполнения. Гарантийного обеспечения купленный опцион не требует. Таким образом, хеджирование покупкой опциона типа «пут» аналогично традиционному страхованию: страхователь получает возмещение при неблагоприятном для него развитии событий (при наступлении страхового случая) и теряет страховую премию при нормальном развитии ситуации.
3. Хеджирование продажей опциона типа «колл». Владелец американского опциона типа «колл» имеет право (но не обязан) в любой момент времени купить фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Таким образом, владелец опциона может исполнить его, если текущая фьючерсная цена больше цены исполнения. Для продавца опциона ситуация обратная — за полученную при продаже опциона премию он берет на себя обязанность продать по требованию покупателя опциона фьючерсный контракт по цене исполнения. Гарантийный депозит по проданному опциону типа «колл» рассчитывается аналогично гарантийному депозиту на проданный фьючерсный контракт. Таким образом, эти две стратегии во многом схожи; отличие их заключается в том, что получаемая продавцом опциона премия ограничивает его доход по срочной позиции; в результате проданный опцион компенсирует снижение цены товара на величину, не большую, чем полученная им премия.
4. Другие инструменты хеджирования. Разработано значительное количество других способов хеджирования на основе опционов (например, продажа опциона типа «колл» и использование полученной премии для покупки опциона типа «пут» с меньшей ценой исполнения и опциона типа «колл» с большей ценой исполнения). Выбор конкретных инструментов хеджирования должен осуществляться только после детального анализа потребностей бизнеса хеджера, экономической ситуации и перспектив отрасли, а также экономики в целом. Самым простым с точки зрения реализации является полное краткосрочное хеджирование единичной партии товара. В этом случае хеджер открывает на срочном рынке позицию, объем которой как можно более точно соответствует объему реализуемой партии реального товара, а срок исполнения фьючерсного контракта выбирается близким к сроку исполнения реальной сделки. Закрываются позиции на срочном рынке в момент исполнения сделки на рынке «спот». Однако не всегда реальные потребности бизнеса можно удовлетворить с помощью такой простой схемы.
При необходимости хеджировать долгосрочные сделки (более 1 года), обычно не удается подобрать срочный контракт с соответствующим сроком исполнения и обладающий достаточной ликвидностью. В этом случае прибегают к практике, получившей название «перекат»: сначала открывается позиция по более близкому контракту (например, со сроком исполнения через 6 месяцев), а по мере улучшения ликвидности — по более дальним срокам поставки; позиции по ближним месяцам закрываются и открываются позиции по далеким.
Глава 8
Более сложным оказывается также хеджирование при непрерывном цикле производства. В этом случае на срочном рынке постоянно имеются открытые позиции с различными сроками поставки. Управление такой постоянно меняющейся «налично-срочной» позицией может оказаться непростой задачей.
Не всегда удается подобрать биржевой товар, точно соответствующий объекту реальной сделки. В этих случаях приходится проводить дополнительный анализ для того, чтобы выяснить, какой биржевой товар наилучшим образом подходит для хеджирования товарной позиции на реальном рынке.
В некоторых случаях при изменении цен изменяются также потенциальные объемы сбыта. При этом вышеперечисленные схемы хеджирования оказываются неэффективными, так как возникает ситуация «недохеджирования» (объем хеджа меньше объема реальной позиции) или «перехеджирования» (объем хеджа больше объема реальной позиции). В обеих ситуациях риск увеличивается. Выходом является динамическое хеджирование, когда происходит постоянный анализ соответствия размера срочной позиции ситуации на реальном рынке и, если необходимо, изменение этого размера.
Применительно к проблеме финансирования катастрофичексих рисков в развитых странах (первоначально в США) были введены катастрофические опционы (cat-option). В отличие от приведенных выше примеров, в качестве будущей цены актива, относительно которой заключается сделка, выступает ожидаемый ущерб. Для рыночной котировки таких опционов предварительно устанавливаются уровни ущерба, вызванные ЧС, которые считаются катастрофическими. Значения этих уровней могут отличаться для разных территорий.
Катастрофические опционы выпускаются инвесторами (банками, инвестиционными компаниями), а покупаются страховыми или перестраховочными компаниями. В случае, если размер ущерба превосходит предельное значение Y max, страховщики получают право возмещать часть ущерба, превосходящего Y max, за счет инвесторов. В этом случае инвесторы получают дополнительные финансовые средства за счет размещения опционов на рынке, а страховщики приобретают возможность получения дополнительных средств на возмещение катастрофического ущерба без создания больших резервов. Описанный механизм был реализован в США на Чикагской фондовой бирже во второй половине 90-х годов прошлого века.
Стоимость хеджирования. Основным отличием хеджирования от других видов операций является то, что его целью является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение потенциальных потерь. Так как и за снижение риска приходится платить, то хеджирование обычно сопряжено с дополнительными издержками (в виде прямых затрат и недополучения прибыли). Источники издержек:
— заключая сделку, хеджер передает часть риска контрагенту; таким контрагентом может выступать другой хеджер (также снижающий свой риск) или спекулянт, целью которого является закрыть в будущем позицию по более выгодной для себя цене. Таким образом, спекулянт принимает на себя дополнительный риск, за что получает компенсацию в виде реальных денежных средств (например, при продаже опциона) или возможности их получения в будущем (в случае с фьючерсным контрактом);
Принципы и методы риск-менеджмента
—любая заключаемая сделка сопряжена с расходами в форме комиссионных платежей и разницы цен покупки и продажи;
—еще одна статья затрат при осуществлении хеджирования с помощью срочных биржевых инструментов — это гарантийный депозит, взимаемый биржей (клиринговой палатой) для обеспечения выполнения своих обязательств участниками сделки. Величина этого депозита обычно составляет от 2 до 20 % от объема хеджируемой позиции и определяется, в первую очередь, изменчивостью цены базового товара. Гарантийное обеспечение требуется только для тех срочных инструментов, по которым у их владельца возникают или могут возникнуть определенные обязательства, т.е. для фьючерсов и проданных опционов;
—вариационная маржа, рассчитываемая ежедневно по фьючерсным, а в некоторых случаях и по опционным позициям. Вариационная маржа снимается с биржевого счета хеджера, если фьючерсная цена движется против его срочных позиций (т. е. в сторону его позиции на реальном рынке), и вносится на счет, если фьючерсная цена движется в другую сторону. Именно в виде вариационной маржи хеджер компенсирует свои возможные убытки на рынке реального товара. Однако необходимо учитывать, что движение средств по срочной части сделки обычно предшествует движению средств по ее наличной части.
Например, в случае хеджирования фьючерсными контрактами, если хеджер несет убытки на рынке реального товара и получает прибыль на срочном рынке, то вариационную маржу по открытым фьючерсам он получает до фиксации убытков на реальном рынке (т. е. ситуация для него благоприятная). Однако в противоположном случае (убыток по срочным контрактам и прибыль на рынке «спот») хеджер выплачивает вариационную маржу также до получения прибыли по реальной поставке товара, что может увеличить стоимость хеджирования.
Эффективность хеджирования. В процессе хеджирования финансовых рисков необходимо сравнивать сумму снижения возможных потерь по этим рискам со стоимость хеджа. Эти два показателя позволяют оценить эффективность операций хеджирования, например, по следующей формуле:
Δ W
где Эх — коэффициент эффективности хеджирования финансового риска; AW— сумма снижения возможных потерь по финансовому риску в результате хеджирования; Сх — полная стоимость всех затрат по хеджу.
На основе этой формулы определяется так называемый «эффективный хедж», коэффициент эффективности хеджирования по которому превышает единицу. Исходя из вариантов рыночной стоимости хеджирования на основе рассмотренного коэффициента хеджер может выбрать «оптимальный хедж», который на единицу стоимости хеджа позволяет получить максимальную сумму снижения возможных потерь по риску.