Экономика стран, использующих рыночные механизмы, в последние десятилетия характеризовалась значительной неустойчивостью (краткосрочными колебаниями) цен практически на все товары. Прогнозы же не в состоянии полностью исключить неопределенность рынка, которая приводит к ценовому риску. Внутренним механизмом нейтрализации (страхования) ценового риска является хеджирование (hedge — ограда, защита), основанное на использовании соответствующих видов финансовых инструментов (как правило, производных ценных бумаг — деривативов), в частности, торговли фьючерсными контрактами. Участники торговли с целью страхования ценового риска называются хеджерами. В качестве хеджеров выступают лица, связанные с реальной торговлей, т. е. продавцы и покупатели различных товаров, которые стремятся застраховаться от неблагоприятных изменений цен на них.
Если ранее хеджирование касалось только осязаемых товаров, для которых риск запасов или форвардной продажи легко определим (например, первые
|
|
Принципы и методы риск-менеджмента
форвардные контракты были связаны с продажей зерна в США, а первые опционы появились при продаже луковиц тюльпанов в Голландии), то сейчас хеджирование покрывает и спектр финансовых инструментов. Повышение процентных ставок и скачки курсов валют делают владение наличными средствами или обязательства предоставить средства более рискованными, чем это было несколько десятилетий назад.
Таким образом, хеджирование означает действия по уменьшению или компенсации подверженности риску потерь, связанных с изменением как цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). Хеджирование не ставит своей непосредственной задачей повышение прибыли; источником прибыли была и остается основная производственная деятельность. Приведем несколько определений хеджирования.
Хеджирование — использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым, инструмента, или на генерируемые им денежные потоки. В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.
Хеджирование — практика заключения срочных сделок на фьючерсной или опционной бирже на продажу товаров, ценных бумаг или иностранной валюты во избежание потерь в результате колебаний цен, т. е. для страхования от предполагаемых в будущем колебаний цен или процентных ставок.
|
|
Сущность хеджирования заключается в покупке или продаже фьючерсных или опционных контрактов одновременно с продажей или покупкой базисного актива с тем же сроком поставки, а затем проведении обратной операции с наступлением дня поставки. Хеджирование способно оградить хеджера от больших потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры.
Пример. Производитель бензина покупает нефть и планирует продать произведенный из нее бензин через 3 месяца. Однако он опасается, что за это время цены на нефть (а вместе с ними и цены на бензин) снизятся, что приведет к недополучению им прибыли, а, возможно, и к убыткам. Чтобы снизить риск, он заключает форвардный контракт на поставку бензина со сроком исполнения через 3 месяца. Таким образом, производитель бензина застраховал себя от снижения цен на нефть, однако вместе с тем лишился возможности получить дополнительную прибыль от возможного их повышения. Вместо продажи форвардного контракта он мог приобрести опцион типа «пут» на фьючерсный контракт на бензин со сроком исполнения через 3 месяца (или немногим больше). Опцион этого типа дает его обладателю право продать товар по заранее оговоренной цене или отказаться от сделки. Затратив некоторые средства сегодня, производитель бензина фиксировал минимальную цену поставки, сохранив возможность продать бензин дороже, если рыночная конъюнктура сложится для него благоприятно.
Глава 8
Следует отметить, что заключение как фьючерсного, так и опционного контракта возможно только в том случае, если существуют две стороны, заинтересованные в противоположном изменении цен на определенный товар или актив в будущем. В примере с ценой на бензин такими сторонами могут выступать, например, нефтеперерабатывающий завод и авиационная компания.
Основные источники риска, связанного с возможным изменениям цен: нереализованные запасы готовой продукции; непроизведенная продукция или будущий урожай; заключенные форвардные контракты, системные колебания цены на рынках.
Так как риск имеет две стороны: благоприятную и неблагоприятную, то задачами хеджирования являются:
—защита от неблагоприятных ценовых изменений (основная);
—получение прибыли вследствие благоприятных ценовых изменений. Необходимость в хеджировании возникает, когда риск неблагоприятных
изменений больше риска благоприятных изменений и когда неблагоприятные изменения окажут сильное влияние на доходы организации.
Прежде чем ответить на ключевой вопрос «хеджировать или не хеджировать», компания должна оценить степень своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий: цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными; организация не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги); организация не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).
Фьючерсные контракты1 как один из инструментов хеджинга существуют не во всех сферах производства и финансов. Но даже в тех отраслях, где имеются фьючерсные контракты, степень их использования зависит от стратегии снижения риска в конкретной организации. Организации, не желающие испытывать риск, используют фьючерсные контракты. Реже их используют организации, для которых цикличность риска — это своеобразный способ жизни или на которых стоимость сырья является незначительным фактором издержек.
|
|
Основные принципы хеджирования. Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. При принятии решения о хеджировании используется принцип обоснования: предотвращаемые в результате хеджа потери должны превышать затраты на его осуществление. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т. е. соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.
1 Фьючерсный контракт — это контракт о купле (продаже) в определенный день в будущем. Покупатель ничего не платит продавцу при заключении контракта, но в качестве защиты от кредитного риска (т. е. риска, что контракт окажется невыполненным) и покупатель и продавец открывают денежный депозит (маржу) на бирже.
Принципы и методы риск-менеджмента
Значение хеджирования в обеспечении стабильного развития: снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством. Хорошо построенная программа хеджирования, минимизируя риски, высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество. В конечном итоге хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.
Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты. Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают за-хеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции.
Основные инструменты хеджирования. Одни и те же инструменты используются и хеджером, и финансовым спекулянтом; разница только в их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход. В зависимости от формы организации торговли все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые (рис. 8.4, табл. 8.4).
|
|
Инструменты хеджирования
Биржевые
Внебиржевые
Товарные и финансовые фьючерсы
Форвардные контракты
Опционы
Товарные свопы
Рис. 8.4. Инструменты хеджирования
Биржевые инструменты хеджирования — это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является расчетная (клиринговая) палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные
Глава 8
Таблица 8.4