Хеджирование

Экономика стран, использующих рыночные механизмы, в последние деся­тилетия характеризовалась значительной неустойчивостью (краткосрочными колебаниями) цен практически на все товары. Прогнозы же не в состоянии полностью исключить неопределенность рынка, которая приводит к ценовому риску. Внутренним механизмом нейтрализации (страхования) ценового риска является хеджирование (hedge — ограда, защита), основанное на использова­нии соответствующих видов финансовых инструментов (как правило, произ­водных ценных бумаг — деривативов), в частности, торговли фьючерсными контрактами. Участники торговли с целью страхования ценового риска назы­ваются хеджерами. В качестве хеджеров выступают лица, связанные с реаль­ной торговлей, т. е. продавцы и покупатели различных товаров, которые стре­мятся застраховаться от неблагоприятных изменений цен на них.

Если ранее хеджирование касалось только осязаемых товаров, для которых риск запасов или форвардной продажи легко определим (например, первые


Принципы и методы риск-менеджмента

форвардные контракты были связаны с продажей зерна в США, а первые оп­ционы появились при продаже луковиц тюльпанов в Голландии), то сейчас хеджирование покрывает и спектр финансовых инструментов. Повышение процентных ставок и скачки курсов валют делают владение наличными сред­ствами или обязательства предоставить средства более рискованными, чем это было несколько десятилетий назад.

Таким образом, хеджирование означает действия по уменьшению или ком­пенсации подверженности риску потерь, связанных с изменением как цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, про­центных ставок). Хеджирование не ставит своей непосредственной задачей повышение прибыли; источником прибыли была и остается основная произ­водственная деятельность. Приведем несколько определений хеджирования.

Хеджирование — использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену друго­го, связанного с первым, инструмента, или на генерируемые им денежные по­токи. В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансо­вый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или про­изводству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы не­благоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих парамет­ров хеджирующего актива.

Хеджирование — практика заключения срочных сделок на фьючерсной или опционной бирже на продажу товаров, ценных бумаг или иностранной валю­ты во избежание потерь в результате колебаний цен, т. е. для страхования от предполагаемых в будущем колебаний цен или процентных ставок.

Сущность хеджирования заключается в покупке или продаже фьючерсных или опционных контрактов одновременно с продажей или покупкой базисно­го актива с тем же сроком поставки, а затем проведении обратной операции с наступлением дня поставки. Хеджирование способно оградить хеджера от больших потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры.

Пример. Производитель бензина покупает нефть и планирует продать про­изведенный из нее бензин через 3 месяца. Однако он опасается, что за это вре­мя цены на нефть (а вместе с ними и цены на бензин) снизятся, что приведет к недополучению им прибыли, а, возможно, и к убыткам. Чтобы снизить риск, он заключает форвардный контракт на поставку бензина со сроком исполне­ния через 3 месяца. Таким образом, производитель бензина застраховал себя от снижения цен на нефть, однако вместе с тем лишился возможности полу­чить дополнительную прибыль от возможного их повышения. Вместо прода­жи форвардного контракта он мог приобрести опцион типа «пут» на фьючерс­ный контракт на бензин со сроком исполнения через 3 месяца (или немногим больше). Опцион этого типа дает его обладателю право продать товар по зара­нее оговоренной цене или отказаться от сделки. Затратив некоторые средства сегодня, производитель бензина фиксировал минимальную цену поставки, сохранив возможность продать бензин дороже, если рыночная конъюнктура сложится для него благоприятно.


Глава 8

Следует отметить, что заключение как фьючерсного, так и опционного контракта возможно только в том случае, если существуют две стороны, за­интересованные в противоположном изменении цен на определенный товар или актив в будущем. В примере с ценой на бензин такими сторонами могут выступать, например, нефтеперерабатывающий завод и авиационная компания.

Основные источники риска, связанного с возможным изменениям цен: не­реализованные запасы готовой продукции; непроизведенная продукция или будущий урожай; заключенные форвардные контракты, системные колебания цены на рынках.

Так как риск имеет две стороны: благоприятную и неблагоприятную, то задачами хеджирования являются:

—защита от неблагоприятных ценовых изменений (основная);

—получение прибыли вследствие благоприятных ценовых изменений. Необходимость в хеджировании возникает, когда риск неблагоприятных

изменений больше риска благоприятных изменений и когда неблагоприятные изменения окажут сильное влияние на доходы организации.

Прежде чем ответить на ключевой вопрос «хеджировать или не хеджиро­вать», компания должна оценить степень своей подверженности ценовому рис­ку. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий: цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не явля­ются постоянными; организация не может по своему усмотрению устанавли­вать цены на исходные материалы (услуги); организация не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реали­зации (в натуральном выражении).

Фьючерсные контракты1 как один из инструментов хеджинга существуют не во всех сферах производства и финансов. Но даже в тех отраслях, где име­ются фьючерсные контракты, степень их использования зависит от стратегии снижения риска в конкретной организации. Организации, не желающие испытывать риск, используют фьючерсные контракты. Реже их используют организации, для которых цикличность риска — это своеобразный способ жизни или на которых стоимость сырья является незначительным фактором издержек.

Основные принципы хеджирования. Эффективная программа хеджирова­ния не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. При принятии решения о хеджировании используется принцип обоснования: предотвращаемые в результате хеджа потери должны превышать затраты на его осуществление. Целью хеджирования является достижение оптималь­ной структуры риска, т. е. соотношения между преимуществами хеджирова­ния и его стоимостью.

1 Фьючерсный контракт — это контракт о купле (продаже) в определенный день в буду­щем. Покупатель ничего не платит продавцу при заключении контракта, но в качестве за­щиты от кредитного риска (т. е. риска, что контракт окажется невыполненным) и покупа­тель и продавец открывают денежный депозит (маржу) на бирже.


Принципы и методы риск-менеджмента

Значение хеджирования в обеспечении стабильного развития: снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продук­ции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопреде­ленности будущих финансовых потоков. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством. Хорошо построенная программа хеджирования, минимизируя риски, высвобождает ресурсы компа­нии и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах биз­неса, в которых компания имеет конкурентное преимущество. В конечном итоге хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.

Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволя­ет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты. Во многих слу­чаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают за-хеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрак­там на поставку готовой продукции.

Основные инструменты хеджирования. Одни и те же инструменты исполь­зуются и хеджером, и финансовым спекулянтом; разница только в их назначе­нии. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возмож­ным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход. В зависимости от формы организации торговли все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и вне­биржевые (рис. 8.4, табл. 8.4).

Инструменты хеджирования


Биржевые


Внебиржевые



Товарные и финансовые фьючерсы


Форвардные контракты



Опционы


Товарные свопы


Рис. 8.4. Инструменты хеджирования

Биржевые инструменты хеджирования — это товарные фьючерсы и опцио­ны на них. Торговля этими инструментами производится на специализиро­ванных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом яв­ляется то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является рас­четная (клиринговая) палата биржи, гарантирующая выполнение как продав­цом, так и покупателем своих обязательств. Основным требованием к бирже­вым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные


Глава 8

Таблица 8.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: