Использование ремонтно-обслуживающей базы АПК для восстановления и индустриальной утилизации техники

Как было показано выше, основной целью утилизации яв­ляется ресурсосбережение. Ремонт техники, восстановление ее узлов и деталей, снятых с утилизируемых машин, позволяет удешевить эксплуатацию машинно-тракторного парка. Страте­гия ремонта рельефно проявляется в период снижающегося по­ступления новой техники. Технически грамотное восстановле­ние машины позволяет восполнить их количественный недо­статок и снизить издержки эксплуатации.

Из практики известно, что себестоимость восстановления деталей составляет 50—70 % от цены аналогичных новых, а ре­сурс восстановленных достигает 80—90 % ресурса новых.

В ОАО РТП «Усть-Лабинсктехсервис» Краснодарского края восстанавливают и продают тракторные двигатели по ценам, составляющим около 25 % цены нового двигателя. Цены за восстановленные после десяти лет эксплуатации тракторы, зер­ноуборочные и кормоуборочные комбайны лежат в пределах 33—40 % от цены на новые машины при гарантированном ре­сурсе не ниже 70 % от ресурса новой техники.

Рис. 5.13. Принципиальные направления и объемы ресурсов, подлежащих утилизации

Научно обоснованная техническая подготовка производства, оснащение ремонтных предприятий соответствующим техно­логическим оборудованием, приспособлениями, другой оснас­ткой, позволяющей выполнить тгебования конструкторской документации, обеспечивает повышение ресурса восстанавли­ваемых изделий. Соблюдение технологии разборки машины, дефектация деталей, использование новых способов восстанов­ления, соблюдение технических требований при сборке сопря­гаемых деталей, использование соответствующей технологии об­катки позволяет продлить жизненный цикл машины, снизить потребности в новой технике и капиталовложениях на эти цели. По данным ГОСНИТИ наработка на отказ по гусеничным трак­торам Волгоградского тракторного завода, восстановленным по технологиям, обеспечивающим повышенный ресурс, составила 270 часов. Аналогичные тракторы, юсстановленные по действу­ющей технологии, имели среднюю наработку на отказ 133 часа. Соответственно по тракторам «Беларусь» наработка составила 477 и 216 часов.

Для обеспечения стратегии частичного восстановления тех­ники в агропромышленном комплексе создана и функциони­рует ремонтная база — совокупность ремонтно-обслуживающих предприятий по поддержанию техники в работоспособном со­стоянии.

Ремонтно-обслуживающая база включает в себя 162 ремон-тно-механических завода, 411 специализированных ремонтных мастерских при 1136 ремонтно-технических предприятиях. В составе ремонтно-технических предприятий работают 861 мас­терская общего назначения, 588 станций технического обслу­живания автомобилей, 401 цех по ремонту комбайнов, 718 тех­нических обменных пунктов, 1114 станций технического об­служивания оборудования животноводческих ферм. Транспор­тное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводите­лей обеспечивают 722 автотранспортных предприятия. В сфере обслуживания функционирует 926 технических центров и 559 машинно-технологических станций.

Сельскохозяйственные предприятия для целей поддержания машин и оборудования в работоспособном состоянии имеют ремонтные мастерские, автомобильные и тракторные гаражи, машинные дворы, пункты технического обслуживания машин­но-тракторного парка, топливозаправочные пункты и склады.

Ремонтные предприятия уменьшают объемы работ по вос­становлению техники, перестают быть рентабельными из-за низкой загрузки своих производственных мощностей; некото­рые меняют направление основной деятельности. По данным ГОСНИТИ лишь 11 % предприятий сохранили ремонтно-тех-нологическое оборудование, объемы работ и кадры. Прогнози­руется достаточно умеренное оживление деятельности предпри­ятий ремонтно-обслуживающей базы на период до 2010 года.

Ежегодно ремонтируется около половины тракторного пар­ка; доля ремонта тракторов на ремонтно-технических предпри­ятиях и ремонтных заводах составляет около 5 %, остальные тракторы восстанавливаются в мастерских хозяйств собствен­ными силами или с привлечением специалистов.

О возрастающей роли стратегии восстановления и ремонта техники свидетельствуют увеличивающиеся объемы потребле­ния запасных частей. В общей стоимости приобретаемых тех­нических средств их доля колеблется от 23 до 65 %. Стратегия восстановления, ремонта и технического обслуживания реали­зуется в деформированном содержании. Происходит перерасп­ределение работ из крупных специализированных предприя­тий, имеющих необходимое технологическое оборудование и квалифицированные кадры, в мелкие кустарные мастерские. Три четверти объемов работ по восстановлению машин и тех­ническому обслуживанию предприятия-собственники машин выполняют своими силами из-за отсутствия средств на оплату дорогостоящих услуг специализированных предприятий.

Особую озабоченность вызывает перераспределение техно­логически сложных работ из специализированных мастерских в неприспособленные условия мелких служб. Восстановление автотракторных двигателей на специализированных предприя­тиях сократилось в два раза, несмотря на старение ремфонда. Ремонт двигателей на ремонтной базе владельцев техники в основном сводится к замене износившихся деталей новыми, технологическое восстановление отсутствует, детали выбрако­вываются на основе визуального осмотра, без применения со­ответствующего мерительного инструмента, без соблюдения технических условий на выбраковку. Это приводит к значи­тельному перерасходу средств, недоиспользованию ресурса ре­монтопригодных деталей, их преждевременной выбраковке в металлолом.

Прослеживается стабильная тенденция перераспределения работ в направлении деиндустриализации производства и ис­пользования техники. Предприятия-изготовители техники, трак­торостроительные и комбайностроительные заводы используют свои производственные мощности на 10—15 %, что в конечном итоге снижает качество изготовления машин и не обеспечивает разработку машин нового поколения. Крупные ремонтные, ре-монтно-механические заводы, специализированные ремонтные предприятия загружены на 10—25 из-за отсутствия заказов, а неприспособленные для выполнения качественного ремонта предприятия и службы технического сервиса хозяйств в кустар­ных условиях ремонтируют сельскохозяйственную технику. Та­кое развитие машиностроительного и ремонтного производства свидетельствует о нарастании кризисного состояния процессов индустриализации сельскохозяйственного производства.

Непринятие экстренных антикризисных мер в самые бли­жайшие годы может привести к существенному обвалу всей системы отечественного сельскохозяйственного производства. Необходима срочная разработка конкретной программы анти­кризисных мер по восстановлению материально-технической базы агропромышленного комплекса страны на основе повы­шения платежеспособности товаропроизводителя, оживления отечественного машиностроения.

В целях сохранения своего производственного потенциала заводы-изготовители техники расширяют свое участие в сфере фирменного технического сервиса, однако доля этого участия составляет не более 3 % от общего объема работ по ремонту и обслуживанию техники.

Ремонт техники в собственных мастерских хозяйств не мо­жет быть индустриальным, высококачественным. Качество вос­становления ресурсов напрямую связано с высоким уровнем технического оснащения производства, использованием новей­ших технологий и оборудования. Это под силу только крупным ремонтным предприятиям при использовании опыта фирм-из­готовителей техники. Эти закономерности подтверждаются за­рубежным опытом. Так переход от восстановления двигателей без снятия с машины на специализированный ремонт в цехе обусловил увеличение затрат на восстановление на 1,5 тыс. долл. в расчете на машину, но в результате использования специали­зированного оборудования повысилось качество, ресурс увели­чился на 400 тыс. км, а срок службы был доведен до 1,6 млн. км. Такое приращение ресурса окупило возросшие затраты на специализированный ремонт в цехе.

Наметилась и получает развитие тенденция укрепления раз­носторонних связей заводов изготовителей технических средств производства с посредниками. Волгоградский тракторный за­вод имеет широкую сеть технических центров на местах. Через торговый дом «Волгарь» завод на договорных началах с посред­никами выполняет предпродажную подготовку тракторов, дос­тавку их потребителям, продает запасные части для тракторов своего производства независимо от года выпуска. Через техни­ческие центры завод устраняет последствия отказов машин, возникшие в гарантийный период.

Успешная деятельность фирменной системы «КамАЗавто-центр» пока еще не находит широкого распространения среди тракторостроительных заводов, хотя ремонт своей продукции, основных агрегатов непосредственно у владельца, выполнение ремонта на специализированных площадях, восстановление агрегатов под патронажем завода-изготовителя с использова­нием соответствующей конструкторской документации, оснас­тки, оборудования и квалифицированных кадров, обеспечива­ет сравнительно высокое качество.

Основным положительным результатом развития взаимоот­ношений изготовителей технических средств производства с потребителями является возможность изготовителю на практи­ке ощутить уровень качества производимой продукции.

Некоторые заводы-изготовители через технические цент­ры, заводы-смежники, ремонтно-технические предприятия раз­вернули ремонт топливных насосов высокого давления, фор­сунок, гидроусилителей, стартеров, генераторов, турбокомп­рессоров и других агрегатов тракторных и автомобильных дви­гателей. Значительная доля этих агрегатов при восстановле­нии модернизируется.

Производственный процесс утилизации технических средств производства протекает в соответствии с общими закономерно­стями. Он представляет собой три фазы производства: заготови­тельную, обработочную и сборочную; однако их содержание от­ражает специфические черты, присущие процессу утилизации.

Обработочная фаза остается главной, ведущей, определя­ющей характер протекания других. Это исходит из цели об­работочной фазы, ее конечного результата, который заклю­чается в изъятии из утилизируемой машины деталей с оста­точной годностью и переработки утилизируемого объекта на материалы, пригодные для использования в качестве вторич­ных ресурсов.

Обработочная фаза современного индустриального процес­са утилизации должна характеризоваться следующими парамет­рами: непрерывностью, повторяемостью операций, поточнос­тью. Эти требования могут быть реализованы при соответству­ющем протекании заготовительной фазы. Заготовительная фаза производства по утилизации техники охватывает следующие операции (рис. 5.14).

Применительно к утилизируемым объектам (автотранспорт­ные средства, тракторы, аккумуляторные батареи и др.) операции заготовительной фазы корректируются, отражая специфику обработочной фазы и объектов утилизации. При этом остается неизменным основное содержание заготовительной фазы — обес­печение бесперебойного протекания производственного процесса предприятия по утилизации технических средств производства.

В Московском регионе, в Некрасовке, в условиях индустри­ального производства организована переработка металлолома, в основном кузовов автотранспортньп средств. Завод рассчитан на годовую программу в 180 тыс. тонн. Однако, реально в 2002 г. было переработано 68 тыс. тонн металлолома, то есть производ­ственные мощности использованы лишь на 37,7 %. Эти расчеты показывают несогласованность обработочной и заготовительной фаз производственного процесса. Весомость и значимость загото­вительной фазы подтверждается следующими данными. Если в фазе заготовки осуществить подготовку кузова к утилизации пу­тем предварительного расчленения на крупные фракции и их под-прессовки, то производственная программа завода может быть увеличена до 450 тыс. тонн. Таким образом, обоснованное фор­мирование заготовительной фазы позволяет реализовать произ­водственные мощности основного производства.

Материально-техническое обеспечение процесса утили­зации связано с созданием развитой инфраструктуры в виде железнодорожных и автотранспортных подъездных путей, средств погрузки и разгрузки объектов утилизации и их фраг­ментов, линий электропередач, водоснабжения, очистных со­оружений для очистки и многократного использования воды и сброса ее в канализацию. Создание такой инфраструктуры оценивается значительными капиталовложениями, расходом реальных ресурсов:

(5.65)

где - общий объем ресурсопотребления при утилизации по n-ой технологии;

удельные издержки (текущие затраты) на одну тонну ути­лизируемого материала по n-ой технологии, руб./т;

Q — общий объем утилизируемого материала, тонн;

Ен нормативный коэффициент эффективности капиталовло­жений, равный 1/Гок;

нормативный срок (7 лет) окупаемости капиталовложений.

Критерием оценки целесообразности создания инфраструк­туры для утилизации является минимальное значение совокуп­ных издержек текущих затрат и капиталовложений на тонну перерабатываемого сырья.

Фазы производственного процесса

(5.66)

где - удельные издержки в расчете на 1 тонну перерабатывае­мого сырья;

- текущие затраты утилизации, руб./т;

удельные затраты (капиталовложения) на создание инф­раструктуры утилизации, руб./т.

Текущие затраты — это затраты утилизации по n-ой тех­нологии;

капиталовложения (добавочные капиталовложе­ния), требуемые для создания инфраструктуры предприятий ути­лизации по n-ой технологии.

 

Производственный процесс
Фазы производственного процесса
Заготовительная
Сборочная
Вторичные ресурсы
Отходы для уничтожения
 
 
 
 
 
 
 
Операции обработочной фазы
Производственный процесс
Фазы производственного процесса
Заготовительная
Сборочная
Вторичные ресурсы
Обработочная
Отходы для уничтожения
 
 
 
 
 
 
 
 
Операции обработочной фазы


Рис. 5.15. Структура производственного процесса утилизации технических средств производства:

1 — сбор предназначенных к утилизации машин на площадке накоп-

ления;

2 — транспортировка подлежащих утилизации машин на предприя-

тия первичной утилизации, осушка;

3 — накопление машин, их фрагментов после изъятия из них узлов и

деталей наружной компоновки;

4 — передислокация подлежащих дальнейшей утилизации машин, их

фрагментов на предприятия для очистки, мойки, разборки на узлы и агрегаты для дальнейшего изъятия сборочных единиц с оста­точной годностью;

5 — расчленение машин на фрагменты для последующей транспорти-

ровки на специализированные предприятия по утилизации;

6 — накопление объемов ресурсов в специализированном предприя-

тии по составу утилизируемых материалов с целью обеспечения непрерывности, ритмичности производства.

Программа утилизации определяется объективно складыва­ющимся потоком машин с площадок их сбора и временного хранения с учетом необходимого переходящего запаса пред­назначаемых к утилизации непосредственно на резервной пло­щадке предприятия.

Расчеты объемов утилизации технических средств произ­водства АПК основаны на реальных потребностях сельскохо­зяйственного производства в тракторах, шлейфе машин, авто­транспортных средствах и других средствах производства. По­требность в тракторах для выполнения всех видов сельскохо­зяйственных работ определена в 1,0 млн. физических единиц. Ежегодное выбытие на утилизацию ориентировочно составля­ет 10 % наличного парка, то есть 100 тыс. тракторов в год. Исходя из средней массы трактора в 3,5 тонны, объем грузопе­ревозок по этой группе машин составит 350 тыс. тонн.

С учетом накопленного объема технических средств, спи­санных в установленном порядке, но не утилизированных, ос­тавленных для бесхозного хранения в парках хозяйств, на ма­шинных дворах, на других территориях хозяйств, а также с уче­том выбывающих стационарных средств производства предпри­ятий, обслуживающих сельское хозяйство, и предприятий пе­рерабатывающей промышленности и других предприятий быта и обслуживания, функционирующих на сельской территории, ориентировочный объем грузоперевозок принимается в разме­ре более 2,0 млн. тонн.

Принимая в среднем массу перерабатываемого объекта, рав­ной 1,0 тонне, определим число предприятий, необходимых для обеспечения процесса утилизации:

(5.67)

где Q — общий объем утилизации, тонн;

r — режим работы предприятия, число смен;

К— число территорий (областей) на которых планируется строительство предприятий по утилизации.

таким образом, на область со средней плотностью парка необ­ходимо иметь одно сравнительно крупное специализированное на утилизации технических средств производства предприятие мощностью переработки 19 тыс. тонн утилизируемого материала.

Выполненный расчет потребностей в мощностях для утилиза­ции техники, используемой в сельском хозяйстве, показывает на возможности использования предприятий ремонтно-обслуживаю-щей базы АПК и на сокращение чрезмерных затрат на формирова­ние капиталоемкой инфраструктуры предприятий утилизации.

Предприятия ремонтно-обслуживающей базы АПК в дос­таточной мере располагают такими элементами инфраструкту­ры как электрообеспечение, водоснабжение, транспортные сети, складские помещения.

Ремонтно-технические предприятия районного уровня не являются крупными, но они в значительной мере отвечают та­ким требованиям утилизации, как организация сбора ремфон-да и машин, подлежащих утилизации, и с этих позиций могут быть задействованы в общем процессе утилизации в коопера­ции с крупными специализированными мастерскими и ремон­тными заводами, составляя с ними единый совокупный комп­лекс, образующий значительную часть инфраструктуры.

Формирование инфраструктуры предприятий утилизации по аналогии с существующей ремонтно-обслуживающей базой аг­ропромышленного комплекса в большей мере соответствует складывающейся в настоящее время реальной обстановке в АПК:

1. Предприятия ремонтно-обслуживающей базы располага­ют неиспользуемыми производственными мощностями и мо­гут быть загружены объемами работ по утилизации техники сельского хозяйства и другой техники в зоне расположения ре-монтно-обслуживающих предприятий.

2. Предприятия-собственники (пользователи) техники нуж­даются в запасных частях и сменяемых агрегатах, которые мо­гут быть изъяты с утилизируемых машин.

3. Технологическое оборудование и кадры ремонтно-обслу-живающих предприятий позволяют выполнять комплекс работ по изъятию узлов и деталей с остаточной годностью из утили­зируемых машин, обеспечить их технологическое восстановление и продажу потребителям по ценам, значительно ниже цен на новые аналогичные изделия.

4. Предприятия ремонтно-обслуживающей базы, при пра­вовом и экономическом обеспечении, могут быть задейство­ваны для сбора техники, подлежащей утилизации, и после­дующей передачи другим специализированным предприяти­ям оставшихся компонентов машин для их завершающей ути­лизации.

Такое развитие инфраструктурн системы предприятий по утилизации техники АПК соотвегствует основной концепту­альной позиции и цели утилизации, обеспечивает ресурсосбе­режение при организации процесса утилизации за счет исполь­зования мощностей реально существующих предприятий ре-монтно-обслуживающей базы АПК и позволяет извлекать и использовать значительные объемы деталей и узлов с остаточ­ной годностью.

Обобщенная схема инфраструктуры сферы утилизации тех­нических средств производства приведена на рис. 5.15.

Предприятия ремонтно-обслужлвающей базы АПК, при их кооперировании с крупными специализированными промыш­ленными предприятиями, осуществляющими утилизацию, фор­мируют единую инфраструктуру сферы утилизации. Каждые предприятия соответствующего уровня участвуют в выполне­нии строго определенного перечня работ.

Из общих закономерностей построения процесса утилиза­ции вытекает, что он начинается со сбора и концентрации объек­тов утилизации — полнокомплектных машин и (или) их мате­риальных компонентов. Этот вид работ адекватен работам, про­водимым службами «Сельхозтехники», по устранению отказов машин, проведению несложных обслуживании по месту их ис­пользования и временного хранения. Районные объединения и отделения «Сельхозтехники», ремонтно-технические предпри­ятия выполняли эти работы силами и средствами выездных бригад, мобильных групп. Предприятия первого уровня — это 1136 ремонтно-технических предприятий, технические обмен­ные пункты, райагроснабы с разветвленной товаропроводящей сетью, транспортными средствами и предприятиями по выпол­нению операций технического сервиса.

Эти предприятия располагают производственным опытом, имеют соответствующее технологическое оборудование и дру­гие средства для выполнения работ заготовительной фазы про­цесса утилизации: сбор машин и их материальных компонен­тов, предназначенных к утилизации, транспортировка на пред­приятия, осуществляющие начальный этап утилизации (очистка, мойка); последующая разборка машин на узлы, агрегаты и их дефектация. Разборо-сборочные работы и работы по очист­ке и мойке машин и их узлов, деталей в достаточной мере изу­чены, обеспечены технической документацией и соответству­ющим оборудованием. Разработаны и изготавливаются маши­ны и оборудование для очистки и мойки машин и деталей, робототехнологические моечно-сушильные комплексы РТК 4,1 МС-3, стенды для разборки и сборки ряда узлов и агрегатов.

Некоторые установки и оборудование могут быть приспособ­лены для целей выполнения работ по утилизации ресурсов, сопряженных с использованием машин.

Так, стационарные и передвижные маслоочистительные установки могут быть при­способлены для осушки картеров ог отработавшего масла с це­лью его последующей утилизации. При этом выполняются две задачи: сбор отработавших масел и осушка картера как обяза­тельное условие подготовки машины к последующим операци­ям по утилизации (разборке, фрагментации, прессованию ме­таллических компонентов).

Предприятия второго уровня - 162 ремонтно-механичес-ких завода и 411 специализированных мастерских. Эти пред­приятия оснащены технологический оборудованием, но имеют крайне низкий уровень его использования из-за отсутствия рем-фонда. Работы по утилизации машин соответствуют профилю этих предприятий и позволяют певысить эффективность.


Рис. 5.15. Инфраструктура сферы утилизации технических средств производства предприятий АПК

Предприятия третьего уровня не входят в состав ремонтно-обслуживающей базы сельского хозяйства. Это крупные заво­ды-центры, специализирующиеся на утилизации отдельных материальных компонентов утилизируемых объектов. К таким предприятиям относятся заводы по утилизации автомобильных и тракторных шин — это механический завод, ранее входивший в состав предприятий Министерства обороны № 149, Чеховс­кий регенераторный завод и другие; заводы по утилизации от­работавших масел, аккумуляторных батарей, предприятия по брикетированию металлических компонентов машин для пос­ледующей передачи сырья через посредников на металлурги­ческие заводы.

Выстроенная цепочка предприятий, связанных общим про­цессом утилизации технических средств производства опреде­ляет основу инфраструктуры сферы утилизации.

Завершающим условием создания инфраструктуры сферы утилизации является взаимная равновыгодная экономическая заинтересованность всех участников цепочки утилизации в ра­циональной обработке и продвижении утилизируемого объема или его фрагментов с мест поступления машин на утилизацию по всей технологической цепочке вплоть до потребителя вто­ричных ресурсов. Такая вертикальная интеграция достигается за счет паритетных цен на передаваемые ресурсы. Отсюда возника­ет необходимость соблюдения условий эквивалентного обмена на основе оценки реальной остаточной стоимости передаваемых по цепочке полуфабрикатов. На основе остаточной стоимости разрабатываются цены, дающие возможность экономически обо­собленным коммерческим структурам иметь гарантию равной выгоды с другими предприятиями по использованию капитала. Равная прибыль, одинаковый процент прибыли на вложенный капитал может служить критерием установления связей между предприятиями, занятыми утилизацией техники.

Рациональная инфраструктура сферы утилизации техничес­ких средств производства и бытовой техники должна разраба­тываться по регионам на основе федеральных нормативно-пра­вовых законоположений и технических нормативов, определя­ющих природоохранные меры, плотность насыщения техни­ческими средствами производства, длительность жизненного цикла машин и составляющих ее сборочных единиц, исходя из региональных особенностей использования технических средств производства.

Приоритетность стратегии частичного воспроизводства тех­ники на современном уровне развития агропромышленного комплекса подтверждается относительным удешевлением ре­монта по отношению к ценам на новую технику. Цены на но­вые технические средства растут быстрее, чем затраты на ре­монт, в процессе которого стали широко использоваться дета­ли, узлы, агрегаты машин, предназначаемых к утилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: