Технологический процесс утилизации резинотехнических изделий

Россия в настоящее время лишь накапливает опыт техноло­гической утилизации различных материальных компонентов, входящих в состав машин, подлежащих утилизации. За основу, как правило, берется технология, разработанная зарубежными фирмами для утилизации бытовых отходов. Так компания «МТВ-К.есус1ш§» основу переработки шин сводит к четырем основ­ным этапам: дробление; грануляция; сепарация; сортирование.

С учетом конкретных особенностей технологии утилизации шин, применяемой механическим заводом № 149, принципи­альная схема технологического процесса переработки шин мо­жет быть представлена следующим образом.

1. Измельчение шин на крупные фрагменты до 150 мм. Тех­нологическое оборудование: измельчители, шредеры, электро­магниты, промежуточный транспортер для подачи сырья на следующую операцию.

Выход: частично выделенный металл, резиновые фрагменты.

2. Измельчение резиновых фрагментов до размеров 10—15 мм. Технологическое оборудование: измельчители, шредеры, электромагниты, промежуточный транспортер.

Выход: частично выделенный металл, резиновые фрагменты.

3. Измельчение резиновых фрагментов до размеров 1—5 мм. Сепарация металлических фракций и текстиля. Технологическое оборудование: измельчители, грануляторы, электромагни­ты, воздушные сепараторы текстиля, промежуточные транс­портеры.

Выход: основная часть металла, резиновая крошка, текстиль.

4. Сепарация: отделение частиц стали, волокон текстиля от резиновой крошки. Технологическое оборудование: сепараторные установки с электромагнитами, воздушные вибросепараторы.

Выход: гранулы резиновой крошки, свободные от металла и текстиля.

5. Сортирование резиновых гранул. Технологическое обо­рудование: вибрационные столы с решетами заданных разме­ров, электромагниты, воздушные сепараторы для контроля и отбора оставшегося металла и текстиля, транспортеры.

Выход: резиновая крошка заданных размеров, готовая к за­тариванию для транспортировки на переработку.

Эта технология обеспечена соответствующим набором ма­шин. Для дробления используются измельчители индустриаль­ных и муниципальных отходов и резинотехнических изделий, в том числе шин любого размера. Такие измельчители могут быть использованы для переработки не только автомобильных, но и тракторных шин, от таких тракторов как К-700 и Т-150К и их модификаций. Эти же измельчители могут быть использованы для дробления машинно-тракторных агрегатов и машин в це­лом. Дальнейшее измельчение производят на шредерных уста­новках, доводящих измельчаемые объекты до частиц величи­ной от 12 до 100 мм. Размер частиц регулируется соответствую­щими сепарирующими устройствами.

Грануляция выполняется на грануляторах, которые прово­дят дальнейшее измельчение твердых отходов на гранулы зада­ваемых размеров. Применительно к резинотехническим изде­лиям измельчение происходит до размера частиц, не превыша­ющих 10 мм на одних грануляторах и до 4 мм на других. Такая крошка направляется на сепарацию.

Сепарирование имеет целью выделение различных компо­нентов: меди, алюминия, стали, пластика, резины, текстиля и др. Для этого используются воздушные и магнитные сепарато­ры, вибропросеиватели и другие технические средства.

Процесс переработки заканчивается сортированием, если этого требует технология дальнейшего использования перера­батываемых отходов производства на вторичные ресурсы. Сор­тирование вторичного сырья предполагает разделение его по определенным признакам на классы, группы и марки.

Один из цехов механического завода № 149, преобразован­ный в ОАО, освоил технологию переработки резинотехнических изделий и шин. Технологический процесс переработки включает следующие основные этапы:

• измельчение на ножевой дробилке на фрагменты до 320 мм;

• дальнейшее измельчение на второй и третьей ножевых дробилках;

• подача материала на молотковую дробилку для измельче­ния ранее полученных фрагментов до размеров крошки с выде­лением текстильных и металлических компонентов. Разделе­ние массы происходит с использованием магнитных сепарато­ров (выделение металла), воздушных циклонов (выделение тек­стиля). Оставшаяся резиновая крошка поступает на дальней­шую переработку, затаривается в мешки и складируется.

Анализ технологического процесса переработки подлежащих утилизации технических средств показывает высокую энергоем­кость процесса, большие объемы потребляемой электрической энергии для привода рабочих органов при дроблении и измель­чении утилизируемых объектов. Такой технологический процесс может быть обеспечен только на крупных индустриальных про­изводствах с развитой инфраструктурой, включающей автомо­бильные и железнодорожные подъездные пути, электроснабже­ние, водоснабжение и канализацию. Конкретный технологичес­кий процесс определяется специализацией предприятия на объек­тах переработки утилизируемых средств производства.

Экологическая составляющая ресурсосбережения предпола­гает обеспечение наименьших воздействий процесса ресурсо­потребления на человека и природные экосистемы.

Такое требование к потреблению ресурсов имеет реальное научное обоснование, подтвержденное практикой использова­ния технических средств производства и особенно транспорт­ных средств, потребляющих топливо нефтяного происхожде­ния. Экологи определяют, что 63 % негативного воздействия на окружающую среду и через нее на человека приходится на автомобильный транспорт, причем доля его участия в загряз­нении атмосферы составляет 95 %, создании шумового фона около 50 %. Экологическую проблему формируют отходы авто­тракторной и другой мобильной и стационарной техники: твер­дые отходы, в том числе отходы металлов, отходы резины, пла­стмасс, стекла, отходы нефтяного происхождения и другие ком­поненты.

Экологическое приспособление технических средств к ус­ловиям сохранения окружающей среды вызовет технологичес­кую переориентацию производства, возникновение индустрии утилизации в соответствии с требованиями эколого-техничес-кого прогресса. Регулирующая роль государства в этом направлении должна выразиться в стимулировании природоохранных мер, финансировании эколого-гешического прогресса из го­сударственного бюджета. Однако реальным источником напол­нения бюджета на эти цели остается канал изъятия средств за пользование ресурсами, ухудшающими экологическую обста­новку. На практике это выразится во взимании налога на топ­ливо и смазочные материалы, платы за утилизацию и других формах. Сама форма изъятия средств должна носить характер адекватной реакции на нарушение экологического равновесия или на ликвидацию последствий этих нарушений.

Усложнение конструкций автомобилей, использование воз­растающей номенклатуры материалов формирует особые тре­бования к изготовлению машин, приспособленных к утилиза­ции в соответствии с требованиями экологии, и созданию тех­нических средств производства, обеспечивающих наиболее эф­фективную и менее ресурсоемкую технологическую утилиза­цию, не нарушающую природное равновесие.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение снабженческого сервиса.

2. Назовите объективные и субъекливные причины, побуждающие заниматься предпродажным обслуживанием машин.

3. Приведите схему предпродажного и гарантийного обслуживания техники.

4. Роль технологической настройки сельскохозяйственных машин в техническом сервисе.

5. Перечислите методические предпосылки обоснования размера скидок с цены машиностроительной продукции при предпро­дажном и гарантийном обслуживании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: