Россия в настоящее время лишь накапливает опыт технологической утилизации различных материальных компонентов, входящих в состав машин, подлежащих утилизации. За основу, как правило, берется технология, разработанная зарубежными фирмами для утилизации бытовых отходов. Так компания «МТВ-К.есус1ш§» основу переработки шин сводит к четырем основным этапам: дробление; грануляция; сепарация; сортирование.
С учетом конкретных особенностей технологии утилизации шин, применяемой механическим заводом № 149, принципиальная схема технологического процесса переработки шин может быть представлена следующим образом.
1. Измельчение шин на крупные фрагменты до 150 мм. Технологическое оборудование: измельчители, шредеры, электромагниты, промежуточный транспортер для подачи сырья на следующую операцию.
Выход: частично выделенный металл, резиновые фрагменты.
2. Измельчение резиновых фрагментов до размеров 10—15 мм. Технологическое оборудование: измельчители, шредеры, электромагниты, промежуточный транспортер.
|
|
Выход: частично выделенный металл, резиновые фрагменты.
3. Измельчение резиновых фрагментов до размеров 1—5 мм. Сепарация металлических фракций и текстиля. Технологическое оборудование: измельчители, грануляторы, электромагниты, воздушные сепараторы текстиля, промежуточные транспортеры.
Выход: основная часть металла, резиновая крошка, текстиль.
4. Сепарация: отделение частиц стали, волокон текстиля от резиновой крошки. Технологическое оборудование: сепараторные установки с электромагнитами, воздушные вибросепараторы.
Выход: гранулы резиновой крошки, свободные от металла и текстиля.
5. Сортирование резиновых гранул. Технологическое оборудование: вибрационные столы с решетами заданных размеров, электромагниты, воздушные сепараторы для контроля и отбора оставшегося металла и текстиля, транспортеры.
Выход: резиновая крошка заданных размеров, готовая к затариванию для транспортировки на переработку.
Эта технология обеспечена соответствующим набором машин. Для дробления используются измельчители индустриальных и муниципальных отходов и резинотехнических изделий, в том числе шин любого размера. Такие измельчители могут быть использованы для переработки не только автомобильных, но и тракторных шин, от таких тракторов как К-700 и Т-150К и их модификаций. Эти же измельчители могут быть использованы для дробления машинно-тракторных агрегатов и машин в целом. Дальнейшее измельчение производят на шредерных установках, доводящих измельчаемые объекты до частиц величиной от 12 до 100 мм. Размер частиц регулируется соответствующими сепарирующими устройствами.
|
|
Грануляция выполняется на грануляторах, которые проводят дальнейшее измельчение твердых отходов на гранулы задаваемых размеров. Применительно к резинотехническим изделиям измельчение происходит до размера частиц, не превышающих 10 мм на одних грануляторах и до 4 мм на других. Такая крошка направляется на сепарацию.
Сепарирование имеет целью выделение различных компонентов: меди, алюминия, стали, пластика, резины, текстиля и др. Для этого используются воздушные и магнитные сепараторы, вибропросеиватели и другие технические средства.
Процесс переработки заканчивается сортированием, если этого требует технология дальнейшего использования перерабатываемых отходов производства на вторичные ресурсы. Сортирование вторичного сырья предполагает разделение его по определенным признакам на классы, группы и марки.
Один из цехов механического завода № 149, преобразованный в ОАО, освоил технологию переработки резинотехнических изделий и шин. Технологический процесс переработки включает следующие основные этапы:
• измельчение на ножевой дробилке на фрагменты до 320 мм;
• дальнейшее измельчение на второй и третьей ножевых дробилках;
• подача материала на молотковую дробилку для измельчения ранее полученных фрагментов до размеров крошки с выделением текстильных и металлических компонентов. Разделение массы происходит с использованием магнитных сепараторов (выделение металла), воздушных циклонов (выделение текстиля). Оставшаяся резиновая крошка поступает на дальнейшую переработку, затаривается в мешки и складируется.
Анализ технологического процесса переработки подлежащих утилизации технических средств показывает высокую энергоемкость процесса, большие объемы потребляемой электрической энергии для привода рабочих органов при дроблении и измельчении утилизируемых объектов. Такой технологический процесс может быть обеспечен только на крупных индустриальных производствах с развитой инфраструктурой, включающей автомобильные и железнодорожные подъездные пути, электроснабжение, водоснабжение и канализацию. Конкретный технологический процесс определяется специализацией предприятия на объектах переработки утилизируемых средств производства.
Экологическая составляющая ресурсосбережения предполагает обеспечение наименьших воздействий процесса ресурсопотребления на человека и природные экосистемы.
Такое требование к потреблению ресурсов имеет реальное научное обоснование, подтвержденное практикой использования технических средств производства и особенно транспортных средств, потребляющих топливо нефтяного происхождения. Экологи определяют, что 63 % негативного воздействия на окружающую среду и через нее на человека приходится на автомобильный транспорт, причем доля его участия в загрязнении атмосферы составляет 95 %, создании шумового фона около 50 %. Экологическую проблему формируют отходы автотракторной и другой мобильной и стационарной техники: твердые отходы, в том числе отходы металлов, отходы резины, пластмасс, стекла, отходы нефтяного происхождения и другие компоненты.
Экологическое приспособление технических средств к условиям сохранения окружающей среды вызовет технологическую переориентацию производства, возникновение индустрии утилизации в соответствии с требованиями эколого-техничес-кого прогресса. Регулирующая роль государства в этом направлении должна выразиться в стимулировании природоохранных мер, финансировании эколого-гешического прогресса из государственного бюджета. Однако реальным источником наполнения бюджета на эти цели остается канал изъятия средств за пользование ресурсами, ухудшающими экологическую обстановку. На практике это выразится во взимании налога на топливо и смазочные материалы, платы за утилизацию и других формах. Сама форма изъятия средств должна носить характер адекватной реакции на нарушение экологического равновесия или на ликвидацию последствий этих нарушений.
|
|
Усложнение конструкций автомобилей, использование возрастающей номенклатуры материалов формирует особые требования к изготовлению машин, приспособленных к утилизации в соответствии с требованиями экологии, и созданию технических средств производства, обеспечивающих наиболее эффективную и менее ресурсоемкую технологическую утилизацию, не нарушающую природное равновесие.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение снабженческого сервиса.
2. Назовите объективные и субъекливные причины, побуждающие заниматься предпродажным обслуживанием машин.
3. Приведите схему предпродажного и гарантийного обслуживания техники.
4. Роль технологической настройки сельскохозяйственных машин в техническом сервисе.
5. Перечислите методические предпосылки обоснования размера скидок с цены машиностроительной продукции при предпродажном и гарантийном обслуживании.