Лизинг в России еще очень молод. Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988—1989 годам. Так, в это время были созданы советско-финское лизинговое совместное предприятие «Аренд-маш», ОАО «Совфинтрейнд», советско-французко-немецкая компания «Евролизинг», лизинговая компания «Рыбкомфлот». Следует заметить, что все эти компании были ориентированы на международную лизинговую деятельность.
28 мая 1988 года в Оттаве (Канада) состоялась Международная конференция по вопросам лизинга и факторинга, на которой присутствовал и Советский Союз. Здесь была подписана Конвенция о международном финансовом лизинге, которая устранила юридические препятствия на пути развития международного финансового лизинга и установила единые нормы, регулирующие правовые отношения участников договора лизинга. Заметим, что в это время специального правового регулирования лизинговой деятельности в нашей стране еще не было. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Конвенции УНИД-РУА о международном финансовом лизинге с тем условием, что вместо положений пункта 3 статьи 8 Конвенции Россия будет применять нормы своего гражданского законодательства.
|
|
Начало быстрого роста числа лизинговых компаний пришлось на 1994—1995 гг. В то же время появляются и первые нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», «Временное положение о лизинге», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633, статьи 665—670 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и другие.
Принятый 29 октября 1998 г. Закон «О лизинге» помог многим практикам лизинга почувствовать свою правовую защищенность, сделать бизнес более устойчивым и эффективным. Это способствовало резкому росту числа компаний, получивших лицензию на право ведения лизинговой деятельности. Сегодня их уже более полутора тысяч. Возросли объемы инвестиций по лизингу. В 1998 г. они вплотную приблизились к полутора миллиардам долларов, что составило около полутора процентов от общего объема инвестиций. В нашей стране все больше предприятий и организаций в различных регионах Российской Федерации рассматривают лизинг как единственно возможный инструмент привлечения инвестиций в основные фонды. Во многих регионах приняты специальные законодательные акты по лизингу на основе действующего федерального закона. Это — Тульская область, Тюменская, Воронежская, Саратовская. Идет законодательная работа в Ленинградской, Московской областях, в Москве и Санкт-Петербурге. Более того, обсуждается вопрос о расширении сферы применения лизинга, в частности, в атомной энергетике.
|
|
Практика применения закона в течение последних лет показала, что отдельные его положения требуют доработки и приведения их в соответствие со сложившимися новыми экономическими реалиями. Стало очевидным, что лизингу необходима поддержка со стороны государства, как это практикуется во многих развитых странах, таких как Германия, Франция, США и других.
Действующий закон несет в себе мощный заряд для дальнейшего развития в России лизинга как нового и эффективного инвестиционного механизма. Но правоприменительная практика закона уже сегодня говорит о необходимости внесения определенных изменений в Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы, а также в валютное законодательство. Многие положения этих законодательных актов, которые так или иначе затрагивают лизинг, были приняты в то время, когда лизинг в России практически не использовался.
Необходимо учесть, что благодаря действующему закону, в практике большинства лизинговой деятельности лизинговых компаний, банков, страховых компаний, сама терминология закона активно применяется в их деловом обороте. Поэтому поправки, которые могут привести к коренной ломке закона, внести некоторые противоречия в его концепцию, неизбежно окажут негативное влияние на лизинговую деятельность в России.
В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний. В настоящее время в состав Ассоциации входит более 80 лизинговых и других компаний, активно работающих на российском рынке лизинговых услуг. В основном это крупные и средние компании с объемом от 5 до 50 млн. долларов США в год, такие как «РТК-Лизинг», «Интеррослизинг», «Медлизинг», «Росагроснаб», «Балтийский лизинг», «Энергогаз-лизинг холд», «Ликострой», «ТВЭЛ» и многие другие. Несмотря на сложные экономические условия, в том числе дефолт 1998 г., большинство лизинговых компаний выжило и ежегодно наращивает объем лизинговых услуг.
Если до 1994 г. объем лизинговых услуг составлял 9,18 млн. рублей, то в 1998 г. он вырос до 10 миллиардов 557,37 миллионов рублей, в 1999 г. составил 13 миллиардов 320,6 миллионов рублей. Объем услуг в 2000 г. был около 20 ллрд. рублей.
Структура лизинговых услуг отражает характер и тенденции развития инвестиционного спроса.
О привлекательности лизинга в России свидетельствует динамика роста числа компаний, получивших лицензию на осуществление этого вида деятельности. Если в 1994 г. на рынке работало не более 20 компаний, го по данным Регистрационной палаты на январь 2000 г. лицензии получили 1400 компаний, из них 89 компаний — нерезиденты.
На российском рынке уже реализовано несколько крупных зарубежных лизинговых проектов с участием зарубежных фирм.
Это создание лизинговых компаний «Даймлер Крайслер Сервис», «Дойче Лизинг Восток», ООО «КагЙЫзеп Ьеа8т§» банком КшЙЫзепЪапк Аи81па (Москва). Несмотря на осторожность и скептицизм иностранных инвесторов, их активность в сфере лизинга свидетельствует о возросшей привлекательности лизинговой деятельности в России.
Инвестиционное значение лизинга уже не вызывает сомнений. Лизинг способствует техническому оснащению (перевооружению) современным оборудованием предприятий, не располагающих значительными финансовыми средствами. Лизинг исключительно важен для экономики страны в условиях, когда она стоит перед глобальной задачей модернизации технического базиса. Вся мировая практика прошедшего столетия подтверждает роль лизинга как главного финансово-инвестиционного инструмента модернизации экономики, ключевого фактора государственного регулирования.
|
|
Лизинг в агропромышленном комплексе Российской Федерации на протяжении последних семи лет осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» и «Порядком обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе», утвержденным Правительством России 5 мая 1995 г. и в сентябре 2000 г., которые и определили основные принципы взаимодействия ОАО «Росагроснаб», его региональных служб с товаропроизводителями агрокомплекса и предприятиями-производителями техники и оборудования для агрокомплекса при проведении лизинговых операций. Указанный «Порядок...» установил для лизинга в агрокомплексе с использованием бюджетных средств ряд особенностей, отличающих агролизинг от форм этой деятельности в других отраслях.
Основные из этих особенностей следующие:
• агролизинг является одной из форм государственной бюджетной поддержки агропромышленного производства;
• передача техники и оборудования в лизинг агропромышленными товаропроизводителями производится на беспроцентной основе с сохранением первоначальной цены объекта лизинга на весь период возмещения его стоимости;
• установлены щадящие первоначальные платежи для лизингополучателей (10 % от стоимости объекта), а также различные льготы в виде отсрочки первичных платежей для вновь формируемых машинно-технологических станций (МТС), для новых фермерских хозяйств и др.;
• разрешены временные отвлечения средств из лизингового фонда на формирование сезонных запасов материальных ресурсов, что создает условия для максимального вовлечения в работу имеющейся техники;
• при расчетах за технику, переданную в лизинг, допускаются формы натуральной оплаты продукцией, произведенной техникой, находящейся в лизинге, что весьма существенно для села в условиях сезонности производства и острого дефицита денежной массы.
Такая форма лизинга техники в АПК существовала до 1 января 2001 года.