История возникновения лизинга

Лизинг в России еще очень молод. Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке мож­но отнести к 1988—1989 годам. Так, в это время были созданы советско-финское лизинговое совместное предприятие «Аренд-маш», ОАО «Совфинтрейнд», советско-французко-немецкая компания «Евролизинг», лизинговая компания «Рыбкомфлот». Следует заметить, что все эти компании были ориентированы на международную лизинговую деятельность.

28 мая 1988 года в Оттаве (Канада) состоялась Международ­ная конференция по вопросам лизинга и факторинга, на кото­рой присутствовал и Советский Союз. Здесь была подписана Конвенция о международном финансовом лизинге, которая устранила юридические препятствия на пути развития между­народного финансового лизинга и установила единые нормы, регулирующие правовые отношения участников договора ли­зинга. Заметим, что в это время специального правового регу­лирования лизинговой деятельности в нашей стране еще не было. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Конвенции УНИД-РУА о международном финансовом лизинге с тем условием, что вместо положений пункта 3 статьи 8 Конвенции Россия будет применять нормы своего гражданского законодательства.

Начало быстрого роста числа лизинговых компаний при­шлось на 1994—1995 гг. В то же время появляются и первые нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федера­ции от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», «Временное поло­жение о лизинге», утвержденное постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633, статьи 665—670 части второй Гражданского кодекса Российской Фе­дерации и другие.

Принятый 29 октября 1998 г. Закон «О лизинге» помог мно­гим практикам лизинга почувствовать свою правовую защи­щенность, сделать бизнес более устойчивым и эффективным. Это способствовало резкому росту числа компаний, получив­ших лицензию на право ведения лизинговой деятельности. Се­годня их уже более полутора тысяч. Возросли объемы инвестиций по лизингу. В 1998 г. они вплотную приблизились к полутора миллиардам долларов, что составило около полутора процентов от общего объема инвес­тиций. В нашей стране все больше предприятий и организаций в различных регионах Российской Федерации рассматривают лизинг как единственно возможный инструмент привлечения инвестиций в основные фонды. Во многих регионах приняты специальные законодательные акты по лизингу на основе дей­ствующего федерального закона. Это — Тульская область, Тю­менская, Воронежская, Саратовская. Идет законодательная ра­бота в Ленинградской, Московской областях, в Москве и Санкт-Петербурге. Более того, обсуждается вопрос о расширении сферы применения лизинга, в частности, в атомной энергетике.

Практика применения закона в течение последних лет по­казала, что отдельные его положения требуют доработки и при­ведения их в соответствие со сложившимися новыми экономи­ческими реалиями. Стало очевидным, что лизингу необходима поддержка со стороны государства, как это практикуется во многих развитых странах, таких как Германия, Франция, США и других.

Действующий закон несет в себе мощный заряд для даль­нейшего развития в России лизинга как нового и эффективно­го инвестиционного механизма. Но правоприменительная прак­тика закона уже сегодня говорит о необходимости внесения определенных изменений в Гражданский, Налоговый и Тамо­женный кодексы, а также в валютное законодательство. Мно­гие положения этих законодательных актов, которые так или иначе затрагивают лизинг, были приняты в то время, когда лизинг в России практически не использовался.

Необходимо учесть, что благодаря действующему закону, в практике большинства лизинговой деятельности лизинговых компаний, банков, страховых компаний, сама терминология за­кона активно применяется в их деловом обороте. Поэтому по­правки, которые могут привести к коренной ломке закона, вне­сти некоторые противоречия в его концепцию, неизбежно ока­жут негативное влияние на лизинговую деятельность в России.

В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация ли­зинговых компаний. В настоящее время в состав Ассоциации входит более 80 лизинговых и других компаний, активно работа­ющих на российском рынке лизинговых услуг. В основном это крупные и средние компании с объемом от 5 до 50 млн. долла­ров США в год, такие как «РТК-Лизинг», «Интеррослизинг», «Медлизинг», «Росагроснаб», «Балтийский лизинг», «Энергогаз-лизинг холд», «Ликострой», «ТВЭЛ» и многие другие. Несмотря на сложные экономические условия, в том числе дефолт 1998 г., большинство лизинговых компаний выжило и ежегодно наращивает объем лизинговых услуг.

Если до 1994 г. объем лизинговых услуг составлял 9,18 млн. рублей, то в 1998 г. он вырос до 10 миллиардов 557,37 миллионов рублей, в 1999 г. составил 13 миллиардов 320,6 миллионов рублей. Объем услуг в 2000 г. был около 20 ллрд. рублей.

Структура лизинговых услуг отражает характер и тенденции развития инвестиционного спроса.

О привлекательности лизинга в России свидетельствует ди­намика роста числа компаний, получивших лицензию на осу­ществление этого вида деятельности. Если в 1994 г. на рынке работало не более 20 компаний, го по данным Регистрацион­ной палаты на январь 2000 г. лицензии получили 1400 компа­ний, из них 89 компаний — нерезиденты.

На российском рынке уже реализовано несколько крупных зарубежных лизинговых проектов с участием зарубежных фирм.

Это создание лизинговых компаний «Даймлер Крайслер Сервис», «Дойче Лизинг Восток», ООО «КагЙЫзеп Ьеа8т§» бан­ком КшЙЫзепЪапк Аи81па (Москва). Несмотря на осторожность и скептицизм иностранных инвесторов, их активность в сфере лизинга свидетельствует о возросшей привлекательности ли­зинговой деятельности в России.

Инвестиционное значение лизинга уже не вызывает сомне­ний. Лизинг способствует техническому оснащению (перевоору­жению) современным оборудованием предприятий, не располагаю­щих значительными финансовыми средствами. Лизинг исключи­тельно важен для экономики страны в условиях, когда она сто­ит перед глобальной задачей модернизации технического бази­са. Вся мировая практика прошедшего столетия подтверждает роль лизинга как главного финансово-инвестиционного инст­румента модернизации экономики, ключевого фактора госу­дарственного регулирования.

Лизинг в агропромышленном комплексе Российской Феде­рации на протяжении последних семи лет осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспе­чения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» и «По­рядком обеспечения агропромышленного комплекса продук­цией машиностроения на лизинговой основе», утвержденным Правительством России 5 мая 1995 г. и в сентябре 2000 г., кото­рые и определили основные принципы взаимодействия ОАО «Росагроснаб», его региональных служб с товаропроизводителями агрокомплекса и предприятиями-производителями тех­ники и оборудования для агрокомплекса при проведении ли­зинговых операций. Указанный «Порядок...» установил для ли­зинга в агрокомплексе с использованием бюджетных средств ряд особенностей, отличающих агролизинг от форм этой дея­тельности в других отраслях.

Основные из этих особенностей следующие:

• агролизинг является одной из форм государственной бюд­жетной поддержки агропромышленного производства;

• передача техники и оборудования в лизинг агропромыш­ленными товаропроизводителями производится на беспроцен­тной основе с сохранением первоначальной цены объекта ли­зинга на весь период возмещения его стоимости;

• установлены щадящие первоначальные платежи для ли­зингополучателей (10 % от стоимости объекта), а также различ­ные льготы в виде отсрочки первичных платежей для вновь формируемых машинно-технологических станций (МТС), для новых фермерских хозяйств и др.;

• разрешены временные отвлечения средств из лизингового фонда на формирование сезонных запасов материальных ре­сурсов, что создает условия для максимального вовлечения в работу имеющейся техники;

• при расчетах за технику, переданную в лизинг, допуска­ются формы натуральной оплаты продукцией, произведенной техникой, находящейся в лизинге, что весьма существенно для села в условиях сезонности производства и острого дефицита денежной массы.

Такая форма лизинга техники в АПК существовала до 1 января 2001 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: