Передовые предприятия системы Росагроснаба в последние годы накопили большой опыт работы на принципах маркетинга, и это положительно сказалось на эффективности их торгово-посреднической деятельности, росте товарооборота и прибыли, уровне оплаты персонала. К их числу следует, прежде всего, отнести ОАО «Компания "Краснодарагропромснаб"», ОАО «Аннаагропромснаб» Воронежской области, ОАО «Вологдаагропром-снаб», ОАО «Тамбовагропромкомплект» и многие другие.
Среди региональных предприятий системы агроснабжения особое место в развитии маркетинга занимает ОАО «Компания "Краснодарагропромснаб"», обслуживающая одну из житниц России — Краснодарский край. Это определяет направленность маркетинговой деятельности на первоочередное обслуживание потребностей именно сельскохозяйственных и других предприятий АПК.
В качестве первого шага к переходу на маркетинговые методы работы было избрано сезонное кредитование сельских товаропроизводителей запасными частями и другой продукцией. На складах агроснабжения скопились запчасти и другие ресурсы на сумму более 40 млн. рублей, но хозяйства не могли их выкупить в связи с тяжелым финансовым положением в весенний период, когда наиболее ощутим сезонный недостаток средств. Проанализировав эту обстановку, руководство компании приняло смелое решение передать эти ресурсы хозяйствам в товарный беспроцентный кредит с возвратом деньгами или сельхозпродукцией из урожая в осенний период, то есть на срок 8—10 месяцев. Ни одна частная посредническая фирма из числа господствовавших на рынке запчастей в тот период не могла решиться на такой шаг, а Краснодарагропромснаб в интересах помощи сельскому хозяйству — решился.
|
|
Это резко повысило авторитет агроснаба среди сельских товаропроизводителей, показало им, кто действительно болеет за их интересы, а позиции частных посредников на рынке были ослаблены. Тем самым была выполнена вторая маркетинговая задача - вытеснение конкурентов с рынка запчастей.
За истекшие пять лет метод сезонного кредитования хозяйств постоянно развивался и совершенствовался. В настоящее время объемы товарного кредитования составляют до 250 млн. рублей в год или 25—30 % общего товарооборота системы агро-снабжения края.
Это стало возможным благодаря укреплению и развитию деловых партнерских связей с более чем 100 заводами-поставщиками и ОАО «Росагроснаб». Компания и агроснабы являются дилерами многих из этих поставщиков, берут на себя ответственность за техническое обслуживание и ремонт новой техники в гарантийный период. Поставщики, учитывая авторитет компании как надежного партнера, поставляют запчасти и другие ресурсы с отсрочкой платежа на 1—3 месяца, что и позволяет компании делать хозяйственный маневр и поставлять агро-снабам ресурсы также с рассрочкой платежей и скидкой в 10— 15 % от цены деталей.
|
|
Другим выигрышным моментом для хозяйств-потребителей является то, что по договоренности с компанией, во всех районах обширного Краснодарского края запчасти и другие ресурсы продаются агроснабами по единым ценам, независимо от их удаленности от краевого центра. Это создает для всех хозяйств края единые условия по затратам на приобретение деталей.
Вместе с пониженными ценами на продукцию эти равные условия также способствуют успешной конкуренции агроснабов с другими посредническими структурами, вытесняя их с рынка.
Большой интерес в организации маркетинговой деятельности компании представляет работа с платежеспособными хозяйствами, которые в состоянии оплачивать материально-технические средства за полную стоимость, не прибегая к товарному кредиту, как основная масса хозяйств.
Была проведена большая аналитическая работа по выявлению таких хозяйств (их в крае насчитывается свыше 160), их реальной платежеспособности, сложившихся за последние несколько лет связей с другими коммерческими структурами-поставщиками, условий, на которых последние поставляют им ресурсы. Основной спецификой снабжения этих хозяйств являются их повышенные требования к ассортименту запчастей и другой продукции, уровню цен, гарантиям регулярности поставок, ответственности сторон за их нарушение — то есть требования, характерные для нормального функционирующего рынка ресурсов для АПК.
Для того, чтобы выполнить эти требования, необходимо было существенно повысить уровень работы агроснабов по изучению деятельности конкурентов на рынке и предложить покупателям более выгодные условия поставок, на которых они согласны покупать товары в агроснабах.
В этих направлениях и проводят работу товарные отделы Компании, и она уже приносит первые результаты. В частности, только по номенклатуре отдела животноводческого оборудования в течение 2001 г. 22 предприятия перечислили каждое по сумме свыше 100 тыс. рублей в счет обязательства агроснаба поставить им необходимые машины, запчасти, и другие товары. А всего за 10 месяцев 2001 г. отдел реализовал платежеспособным хозяйствам продукции на сумму свыше 11 млн. рублей.
По оценке руководства компании, реализация всех видов товаров платежеспособным хозяйствам уже достигает в среднем 10—12 % общей реализации по краю.
Современное понятие маркетинга включает маркетинговый сервис, поскольку функции маркетинга не ограничиваются актом продажи продукции потребителю, а действуют и после ее продажи, то есть в период эксплуатации.
В 2001 г. генеральной дирекцией и райагроснабами заключены дилерские договоры более чем с 50 заводами-изготовителями техники и запчастей. На территории компании открыта постоянная выставка-продажа, на которой находятся несколько десятков единиц техники с 15 заводов на 3 млн. рублей со сроком реализации до одного года. Эта техника предназначена для экономически сильных и средних хозяйств (с приобретением по рыночной цене поставщиков).
Основным звеном дилерской службы в крае являются предприятия, входящие в состав ОАО «Компания "Краснодараг-ропромснаб"» во всех 44 районах края. Они имеют необходимую материально-техническую базу — цеха досборки, склады, технические обменные пункты, подъездные пути. В штатное расписание введены должности специалистов по предпродажной подготовке и ремонту техники. Для оперативного реагирования на отказы техники приобретены передвижные диагностические лаборатории. Это позволяет проводить комплекс сервисных услуг — предпродажное обслуживание любых марок и видов техники, поступающей с заводов-изготовителей, а также ее гарантийное обслуживание.
|
|
Положительными примерами сотрудничества является работа компании с Минским тракторным заводом, ПО «Гомсельмаш», ОАО «Ростсельмаш». Эти заводы за свой счет обеспечивают техцентры резервным фондом запасных частей, что позволяет сельхозтоваропроизводителям края наиболее полно эксплуатировать технику и свести к минимуму ее простои.
Важным направлением диверсификации деятельности предприятий агроснабжения края является оказание помощи хозяйствам в проведении механизированных работ, поскольку их парк машин за последние годы резко сократился и не обеспечивает выполнения всего объема этих работ.
В 2000 г. Краснодарагропромснаб и райагроснабы совместно использовали 27 комбайнов, из них 14 комбайнов «Дон-1500 Б» и 13 комбайнов СК-5 М «Нива». На базе ЗАО «Ейскаг-росервис», ОАО «Ленинградагропромснаб» и АООТ «Кущевс-кий агроснаб» были созданы три механизированных отряда. В период уборочной кампании этими отрядами было намолочено более 15 тыс. т и заработано 3 тыс. т зерна.
В 2001 г. общее количество отрядов составило 12, они производили уборочные работы в 20 хозяйствах края. Убрано 19 675 га колосовых, намолочено 80,5 тыс. т зерна, при средней урожайности 40 ц/га, заработано мехотрядами 11,7 тыс. т зерна.
Результаты работы компании на принципах маркетинга за 1995—2000 гг. показывают, что товарооборот вырос с 257,4 до 909,2 млн. рублей, товарооборачиваемость ускорилась с 89 до 47 дней, средневзвешенная торговая наценка была снижена с 43,3 до 22,2 %.
Описанный выше опыт маркетинговых методов деятельности агроснабов свидетельствует, что наиболее эффективными из них являются: налаживание постоянных деловых связей с предприятиями-поставщиками техники, запасных частей и других ресурсов; закупка крупных оптовых партий продукции с существенными скидками от ее цены и рассрочкой платежа; завоевание статуса официального дилера наиболее крупных поставщиков со всеми экономическими преимуществами этого статуса; широкое развитие розничной торговли как товарами производственного назначения, так и продовольствием. Большое значение имеет поиск и освоение новых доходных сфер деятельности — сервисных услуг, переработки и продажи лесоматериалов, снабжение села ГСМ, освоение рынка ресурсов, приобретаемых экономически сильными хозяйствами, организация технического сервиса реализуемых машин, оказание помощи хозяйствам в проведении полевых работ мехотрядами агроснабов.
|
|
Эти методы маркетинга должны найти широкое применение во всех предприятиях агроснабжения, что обеспечит, как показывает опыт, значительное повышение эффективности работы этих служб.
Показательным примером эффективности освоения и активного применения маркетинга является деятельность ОАО «Тамбовагропромкомплект», добившегося больших успехов в наращивании товарооборота, прибыли, производительности труда, ускорении оборачиваемости товаров в сложных условиях падения покупательной способности основной массы сельских товаропроизводителей и общего падения объемов поставок техники и ресурсов.
ОАО «Тамбовагропромкомплект» создано в 1992 г. путем преобразования государственного предприятия «Контора комплектации» в открытое акционерное общество.
Акционерное общество является крупным предприятием, имеет железнодорожные и автомобильные подъездные пути, складские помещения общей площадью 10,2 тыс. кв. м, 34 единицы автомобильного грузового транспорта, 26 авто- и электропогрузчиков.
С приходом нового руководства ОАО за период с 1994 по настоящее время были последовательно проведены мероприятия по переводу предприятия на методы маркетинга, которые дали существенный эффект.
Как следует из табл. 10.1, в течение 1994—2000 гг. товарооборот в сопоставимых ценах возрос с 2000 до 435 335 тыс. руб., то есть в десятки раз, а выработка на 1 работника за этот период увеличилась с 32,8 до 194,6 тыс. руб. или в 5,9 раза, балансовая прибыль выросла с 294 до 27 905 тыс. руб. За последние семь лет численность работников ОАО «Тамбовагропромкомплект» возросла почти в 19 раз, что стало возможным благодаря значительному повышению эффективности его деятельности.
С момента создания организационная структура ОАО «Тамбовагропромкомплект» постоянно совершенствовалась применительно к работе в рыночных условиях.
В настоящее время в состав акционерного общества входит 12 товарных отделов, магазины розничной торговли, рабочие складских помещений, водители, грузчики, электрики и др., аппарат управления, планово-экономическая и бухгалтерская службы. По мере дальнейшего развития новых видов коммерческой деятельности структура и штаты общества оперативно корректируются.
Таблица 10.1
Основные показатели работы ОАО «Тамбовагропромкомплект» за 1994-2000 гг.
№ п/п | Показатели | Единицы измерения | 1994г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 2000 г. |
Товарооборот без НДС то же в ценах 1994 г. | тыс. руб. в тек. ценах | 2000 2000 | 31216 13 007 | 54 062 18020,7 | 72 523 21977 | 435335 110765 32966 | |
Возрастание товарооборота по сравнению с предыдущим годом | раз | 6,5 | 1,4 | 1,2 | 1,4 | ||
Товарооборачиваемость | дней | ||||||
Среднесписочная численность | чел. | ||||||
Производительность труда в ценах 1994 г. | тыс.руб./чел. | 32,8 | 81,8 | 79,7 | 91,2 | 194,6 | |
Рост производительности труда к 1994 г. | раз | 2,5 | 2,4 | 2,9 | 5,9 | ||
Средняя наценка | % | ||||||
Уровень издержек обращения | % к товарообороту | 15,2 | 14,5 | 10,8 | |||
Рентабельность (прибыль/ издержки) | % | 100,4 | 66,7 | 53,3 | 48,3 | ||
Прибыль балансовая | тыс. руб. | 4796,6 | 5820,8 | 27 905 |
Во главе предприятия стоит общее собрание акционеров, которое в перерывах между собраниями замешает совет директоров, возглавляемый генеральным директором. Ему подчинен исполнительный директор, осуществляющий оперативное руководство двумя первыми заместителями генерального директора, заместителем по экономике и финансам и главным бухгалтером.
Первым заместителям генерального директора подчинены по 5—6 товарных отделов, причем первая группа отделов специализируется в основном на продаже автомобилей и запасных частей, а вторая — на реализации стройматериалов, металла, промышленных и продовольственных товаров.
Заместителю генерального директора по экономике подчиняются планово-экономический и финансовые отделы. Непосредственно исполнительному директору подчинены такие функциональные подразделения как отдел кадров, отдел развития фирмы и отдел внешних связей.
Такая структура предприятия полностью соответствует задачам внедрения маркетинговых методов торговой деятельности.
Она позволяет изучать возможности потенциальных поставщиков ресурсов и товаров в области, налаживанию с ними постоянных и прочных договорных связей, в основу которых пложены принципы полной денежной оплаты или предоплаты продукции. До 70 % всей закупаемой продукции передается заводами-производителями на реализацию сроком на один месяц, 10 % покупается по денежной оплате и только 20 % — в порядке бартера. Особое внимание уделяется своевременной и полной оплате товаров поставщикам, которые за это предоставляют торговые скидки за выгодные им условия реализации и оплаты продукции.
Так, Тамбовский завод подшипников, Мичуринский завод поршневых колец, Белоцерковскцй завод РТИ и другие отпускают свою продукцию со скидкой 10 % к цене. Уфимский моторный завод — со скидкой 15 %, Заволжский моторный завод — 20 % и т. д.
Это позволяет «Агропромкомплекту» продавать товары на рынке по ценам, значительно более низким, чем у конкурентов, что вытесняет с рынка другие коммерческие структуры. Так, реализация тракторных запчастей по пониженным ценам позволила в короткие сроки увеличить объемы их продажи с 2 млн. руб. до 20,6 млн. руб., то есть более чем в 10 раз. Здесь сыграло свою роль как правильное определение тенденции повышения спроса потребителей на тракторные детали и узлы в связи с изношенностью их тракторного парка при резком падении поступления новых машин за последние годы, так и эффективная ценовая политика при реализации запасных частей, позволившая при снижении уровня цен на детали обеспечить многократное увеличение объемов их реализации.
Важным фактором является и то, что торговые наценки включены в цены товаров, причем они существенно дифференцированы по их группам в зависимости от их стоимости и реальной издержкоемкости. Это позволяет гибко маневрировать уровнем цен, в необходимых случаях предоставляя покупателям скидки с цен реализации.
Другим важным направлением деятельности товарных отделов агропромкомплекта является постоянная работа по расширению предлагаемого покупателю ассортиментного перечня продукции. Например, если три года назад отдел металла мог предложить своим покупателям ассортиментный перечень, включающий в себя только 10 наименований, то в настоящее время он насчитывает свыше 100 позиций. Ни одна из конкурирующих организаций в Тамбовской области не может предложить покупателям такого широкого перечня продукции.
Организация работы с поставщиками и покупателями заключается в неукоснительном выполнении договорных обязательств. Благодаря этому, как уже указывалось выше, акционерное общество имеет хороший имидж, ему доверяют, отпускают товары под реализацию, предоставляют скидки с цены продукции в зависимости от объемов, частоты и сезонности закупок. В свою очередь, покупателям предоставляются скидки с цены продукции, услуги по ее сервису (резка и раскрой металла, предпродажное и гарантийное обслуживание легковых автомобилей, транспортные и другие услуги).
Маркетинговой деятельностью занимаются как руководители акционерного общества, так и все работники торговых отделов. Это требует постоянных контактов с поставщиками. Сотрудники отделов поэтому до 70 % рабочего времени проводят в командировках. В результате склады и магазины постоянно пополняются быстро реализуемой продукцией.
Важным организационным преобразованием, позволившим значительно активизировать маркетинговую деятельность ОАО «Тамбовагропромкомплект», явилось создание в структуре ОАО отдела развития фирмы и отдела внешних связей.
Эти небольшие по численности (соответственно 3 и 2 человека) маркетинговые подразделения предприятия выполняют важнейшие функции.
В частности, деятельность отдела развития предприятия охватывает такие направления как:
• составление среднесрочных и долгосрочных планов развития предприятия;
• изучение деятельности основных конкурентов ОАО «Тамбовагропромкомплект» на рынке товаров и услуг и координация работы в этом направлении товарных отделов предприятия;
• приобретение акций предприятий Тамбовской области;
• проведение экономической учебы и аттестация персонала ОАО «Тамбовагропромкомплект».
Отел внешних связей занимается рекламой реализуемых товаров, а также поддерживает связи с поставщиками и потребителями ОАО «Тамбовагропромкомплект».
Выбор наиболее эффективных для каждого товара форм и методов рекламы, повседневная работа с поставщиками и потребителями обеспечивает необходимые объемы закупок ходовых товаров и их быструю реализацию в соответствии с платежеспособным спросом.
По сути дела это подразделение во многом определяет успех торгово-посреднической деятельности всего предприятия. Повседневная и тесная связь с клиентурой является отличительной чертой именно маркетинговых методов работы.
Интересен и опыт ОАО «Тамбовагропромкомплект» в области изучения деятельности конкурентов на рынке реализуемой продукции. Каждый товарный отдел предприятия собирает информацию о конкурентах по своей номенклатуре. В первую очередь выявляются реальные и потенциальные конкуренты, объемы реализации ими продукции, уровень цен на товары, виды дополнительных услуг, оказываемые потребителям.
Информация о конкурентах поступает из различных источников: рекламных проспектов, брошюр, каталогов, публикаций прессы, сообщений радио и телевизионных передач. Сотрудники отделов узнают о деятельности конкурентов, непосредственно посетив их объекты или позвонив по телефону. Важная информация о конкурентах поступает и в ходе ярмарок, выставок, бесед с действующими и бывшими сотрудниками конкурирующих фирм.
Вся полученная информация фиксируется в специальных журналах, анализируется и передается в отдел развития предприятия, где она обобщается и из нее делаются выводы и обосновываются рекомендации.
По результатам сравнительного анализа деятельности ОАО «Тамбовагропромкомплект» и его основных конкурентов составляется план противодействия потенциальной угрозе конкурентов — прежде всего по управлению уровнем цен реализации товаров, предоставлению торговых скидок, дополнительных услуг клиентам и др.
Все это способствует росту объемов реализации и вытеснению конкурентов с рынка товаров и услуг.
Одним из основных направлений маркетинговой деятельности Тамбовского «Агропромкомплекта» является всемерное развитие розничной торговли через магазины. Только за 1993— 2000 гг. объемы розничной торговли выросли (в сопоставимых ценах) в 335 раз.
Развитие розничной торговли товарами производственного назначения и продовольствием столь высокими темпами было обусловлено необходимостью получения наличных денежных средств в условиях, когда покупательная способность основных потребителей системы агроснаба — сельских товаропроизводителей из года в год падает вследствие диспаритета цен на сельхозпродукцию и средства производства, поступающие из промышленности.
Это породило широкое развитие бартерного обмена продукцией, который замедляет товарооборот, затрудняет получение денежных средств за реализованную продукцию. Увеличение объемов розничного товарооборота позволяет преодолеть эти трудности, широко применять методы маркетинга товаров и служит надежным средством выживания агроснаба в сложных условиях рынка.
«Агрокомплект» Тамбовской области имеет в своей собственности два крупных магазина «Юлия» и «Комплектсервис», имеющих в своем составе несколько секций.
Так, магазин «Юлия» имеет шесть секций: «Запчасти», «Шины и аккумуляторы», «Хозтовары», «Продукты», «Сантехника и электрика», «Стройматериалы и мебель».
Магазины оснащены современным торговым оборудованием, имеют достаточные площади, что создает покупателям дополнительные удобства.
Большое внимание уделяется качеству товаров, их сервису при продаже, быстрой замене бракованных экземпляров на новые. Для этого налажены тесные связи с заводами-изготовителями продукции, которые быстро откликаются на претензии к качеству их товаров, дорожа репутацией для такого надежного покупателя как Тамбовский «Агропромкомплект».
В магазинах и торговых отделах «Агрокомплекта» Тамбовской области широкое распространение получила торговля на заказ. В торговых залах выставляются образцы, покупателям предлагаются хорошо иллюстрированные каталоги. Понравившийся образец покупатель выбирает и делает предварительный заказ. В течение двух недель, как правило, заказ выполняется.
По отдельным видам продукции заказанный товар продают со скидкой от 5 до 10 % к базовой цене.
Такая форма торговли соответствует маркетинговым принципам: «прежде чем товар приобрести, его необходимо продать».
По мере роста накоплений и масштабов деятельности прежняя материально-техническая база ОАО «Тамбовагропромком-плект» перестала удовлетворять потребностям расширенного воспроизводства. Поэтому перед руководством ОАО встала задача создать новые торговые, складские, сервисные и офисные площади.
Таблица 10.2
Динамика развития розничной торговли за период 1993—2000 гг.(в ценах 1999г.)
Год | Количество | Объем выручки | То же в разах к |
магазинов | (тыс. руб.) | предыдущему году | |
- | |||
3,6 | |||
10 355 | 5,4 | ||
14 700 | 1,4 | ||
55 274 | 3,8 | ||
63 748 | 1,2 | ||
165 631 | 2,6 | ||
181 004 | и | ||
Итого | - | 493 202 | — |
Проведенные экономические расчеты показали, что для этой цели наиболее выгодно приобрести имущество других предприятий, скупая их акции по возможно более низким ценам.
Эту работу проводят специалисты отдела развития предприятия, причем были использованы следующие критерии подбора нужного объекта: выгодное месторасположение покупаемого предприятия и его филиалов, неотягощенность большими долговыми обязательствами, возможность использования материально-технической базы покупаемого предприятия для развития торговой, сервисной и производственной деятельности ОАО «Тамбовагропромкоплект».
Был приобретен контрольный пакет акций областного вычислительного центра, республиканской Октябрьской базы материально-технического обеспечения и Зооветснаба, имеющего филиалы в восьми районах области.
Сконцентрировав в своих руках большой торгово-производственный потенциал, руководство ОАО «Тамбовагропромком-плект» умело распоряжается имуществом в интересах как всего объединения, так и каждого из входящих в него предприятий.
В ОАО «Тамбовагропромкомплект» большое внимание уделяется подбору квалифицированных кадров различных уровней, поскольку руководство осознает, что все результаты работы зависят прежде всего от квалификации и инициативы каждого работника на своем посту.
Результаты труда сотрудников ОАО хорошо стимулируются, заработная плата находится в прямой зависимости от объемов реализации продукции.
С января 1996 г. действует «Положение о материальном поощрении работников ОАО "Тамбовагропромкомплект"». Положением предусмотрены две формы оплаты труда в зависимости от вида деятельности подразделений:
• работникам торговых отделов, занятых завозом и реализацией, заместителям генерального директора и генеральному директору в зависимости от суммы реализуемой продукции по коэффициентам;
• другим работникам и рабочим установлены должностные оклады и система премирования.
Кроме того, применяются поощрения за выполнение особо важных заданий в виде единовременной премии.
В маркетинговой деятельности ОАО «Тамбовагропромкомплект» важное место уделяется рекламе продаваемых товаров и оказываемых услуг потребителям. Регулярно выходит специальный рекламный выпуск ОАО «Тамбовагропромкомплект» -лидер на рынке Тамбовской области», содержащий сведения о почтовых и платежных реквизитах ОАО, времени работы его розничных магазинов и складов, формах расчетов за товары (наличный и безналичный расчет, бартер, векселя), подробный перечень предлагаемых товаров по 13 группам с указанием цен на каждый товар и другие сведения тиражом 2500 экземпляров. Рекламный проспект рассылается почтой по всей области и доходит до каждого сельскохозяйственною предприятия. О деятельности ОАО «Тамбовагропромкомплект» информируют стеновые рекламные щиты, расположенные на наиболее оживленных трассах города и области, а также на остановках общественного транспорта.
Аналогичные рекламные сведения регулярно публикуются в Тамбовских выпусках газет «Все для вас», «Из рук в руки», сообщаются по радио и телевидению.
Укреплению имиджа предприятия, как солидного и надежного партнера, и дополнительному рекламированию его работы способствует и спонсорская деятельность ОАО «Тамбовагропромкомплект», которое выступает в качестве спонсора футбольной команды, успешно выступающей на первенстве области.
Как уже указывалось выше, важное значение в успешной маркетинговой деятельности ОАО имеет рациональное возмещение издержек обращения по группам товаров. Торговые наценки дифференцированы по группам товаров и включены в их отпускную цену. Наценки колеблются от 6 % к цене автомобилей до 14,9 % по продуктам питания и 40 % по группе инструмента. Они могут быть повышены или понижены в зависимости от конъюнктуры рынка на тот или иной вид продукции, но это осуществляется не стихийно каждым продавцом, а с разрешения исполнительного директора ОАО.
Другими словами, руководство ОАО контролирует уровень цен, наценок и скидок и регулирует их в соответствии с общей конъюнктурой рынка и задачами реализации в целом по предприятию.
Следует отметить высокий уровень бухгалтерского учета и аналитической работы на предприятии. Ведется подробный учет всех без исключения статей издержек, сопоставление их динамики по периодам, проводится оценка ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности (по продукции, основной деятельности, всего капитала фирмы и т. д.), деловой активности и др.
Все это позволяет руководству ОАО повседневно анализировать ход реализации товаров, уровень издержек, прибыль, рентабельность, выявлять узкие места, принимать оперативные меры по совершенствованию торговой деятельности предприятия.
В том же направлении действует и анализ ежедневных сведений по каждому отделу о реализации за день (в соответствии с планом), реализации начала периода, остатках товаров, поступлении товаров за день и с начала периода, проплате за день и с начала периода, остатке задолжностей (в том числе просроченной).
По магазинам анализируются ежедневные сведения по каждой секции об остатках на начало месяца, поступлении товаров за день и с начала месяца, реализации за день всего и в том числе по наличному и безналичному расчету, тем же показателям с начала месяца, возврату товаров, выявленному браку, остаткам.
Успешному развитию маркетинговой деятельности ОАО «Там-бовагропромкомплект» способствует повседневная работа руководства предприятия по повышению квалификации кадров специалистов подразделений предприятия и персонала розничных магазинов. Регулярно проводятся аттестации этих категорий работников, способствующие расширению кругозора специалистов, их знаний в области теории маркетинга, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, издержек обращения, прибыли, налогообложения, функций работников и др.
Слабые знания могут привести к отказу в аттестации работника на его должность. Вместе с тем, хорошие знания специалиста наряду с положительными результатами его личной деятельности на закрепленном участке являются основанием для повышения его в должности и соответствующего роста его заработка. Так обеспечивается прямая связь между деловой квалификацией работника, уровнем его материального поощрения и достижением высоких экономических показателей предприятия.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение маркетинга материально-технических ресурсов.
2. Приведите структуру управления предприятия.
3. Расскажите о методах маркетинговой деятельности на предприятиях агроснабжения.