Основные принципы и требования построения логистических систем в АПК

Все перечисленные выше принципы логистических систем с особой силой проявляются в системе ресурсообеспечения АПК с учетом ее особенностей, вытекающих из специфики аграрно­го сектора. Это, прежде всего, огромные масштабы объекта ре­сурсообеспечения — многие десятки тысяч сравнительно мел­ких потребителей ресурсов, расположенных по всей террито­рии страны, в большинстве своем вдали от железнодорожных и автомагистралей (в глубинных районах), что вызывает серьез­ные трудности в организации прямых связей поставщиков и потребителей и необходимость разветвленной торгово-посреднической сети.

К этому следует добавить такую специфическую особенность сельскохозяйственного производства как большое влияние на его результаты природных (биологических) факторов, посколь­ку объектом этого производства являются растения и живот­ные, требующие соблюдения определенных, объективно обус­ловленных технологий возделывания растений и содержания животных, нарушение которых по срокам и содержанию опе­раций (агросроков проведения работ, поддержания плодоро­дия почвы, рационов кормления скота и др.) приводят к резко­му сокращению объемов производства сельхозпродукции.

Отсюда повышенные требования к срокам и полноте мате­риально-технического обеспечения села. Если в перерабатыва­ющей и добывающей промышленности (кроме непрерывных производств) процесс производства может быть растянут во времени или перенесен на более поздние сроки, то в сельском хозяйстве такой перенос невозможен, поскольку агротехничес­кие условия возделывания сельскохозяйственных культур, при­родные и другие факторы требуют проведения работ в строго определенные сроки.

Все это исключает стихийность и раздробленность в орга­низации ресурсообеспечения сельского хозяйства, выдвигает задачу выделения единой службы, отвечающей за своевремен­ное и полное обеспечение потребности этой отрасли в технике и ресурсах.

В таких условиях особую остроту приобретает объективное требование единства системы ресурсообеспечения АПК, взаи­модействия всех ее звеньев, сочетания их целей и интересов, подчинения единому центру управления, выражающему инте­ресы системы в целом. Поэтому вряд ли была оправдана сти­хийная и поспешная приватизация предприятий агроснабжения в первые годы реформы, нарушившая единство прежней государственной системы агроснабжения, приведшая к неуп­равляемости и уходу из АПК многих ее предприятий, оторвав­шая их от интересов сельскохозяйственных предприятий.

В этой связи, необходимо восстановить рациональные эле­менты дореформенной системы ресурсного обеспечения АПК — ее единство как системы, вертикаль управления ею на всех трех уровнях, соподчинение всех ее звеньев, единые принципы вы­явления платежеспособного спроса потребителей и др. Вместе с тем, следует сохранить новые, присущие рыночной экономике методы посреднической деятельности — прямые связи регионов с заводами-изготовителями (в необходимых случаях при содей­ствии федерального центра), выбор наиболее выгодных постав­щиков по уровню цен и качества продукции, применение гибких цен реализации ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения, свободное установление торго­вых наценок и скидок в соответствии с реальной издержкоемко-стью конкретных товаров и уровня цен конкурентов и др.

Другими словами, необходимо оптимальное сочетание еди­ной макрологистической системы агроснабжения с гибкой биз­нес-логистикой на региональном и микроуровнях, которое обес­печит эффективное функционирование системы в целом на принципах логистики и маркетинга.

Именно поэтому требование единства системы агроснабже­ния не означает призыва к возврату прежних административных методов управления при фондированном снабжении, но требует новых, экономических методов управления исходя из интересов системы в целом. Указанные интересы заключаются в сохране­нии системы агроснабжения на рынке средств производства как основной ресурсопоставляющей системы АПК, отвечающей за полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спро­са всех предприятий АПК. Вместе с тем, деятельность системы агроснабжения должна быть рентабельной, обеспечивать необ­ходимый уровень накоплений для ее нормального функциони­рования в условиях рыночной экономики.

Таким образом, специфика сельского хозяйства как отрас­ли требует создания и функционирования единой для всей стра­ны макрологистической системы ресурсного обеспечения всех предприятий отрасли. Это не исключает деятельности парал­лельных торгово-посреднических структур, конкурирующих с указанной макросистемой на региональных рынках средств производства, но интересы регулярности и надежности ресурс­ного обеспечения сельхозпроизводства, имеющего жизненно важное значение для продовольственного обеспечения страны, объективно требуют макрологистического подхода к решению этой организационной проблемы.

Следует отметить, что существенные особенности имеют и микрологистические схемы ресурсного обеспечения сельского хозяйства. В отличие от народного хозяйства, где широкое раз­витие получили прямые связи поставщиков и потребителей при транзитных поставках ресурсов, в сельском хозяйстве вслед­ствие отмеченных выше особенностей территориального раз­мещения хозяйств-потребителей, их удаленности от путей со­общения, небольших объемов потребления ресурсов возмож­ности применения таких микрологистических схем существен­но ограничены. Хотя в последние годы в связи с отмеченным ослаблением товаропроводящей сети агроснабжения прямые связи получили определенное развитие, однако в широком плане, эффективность таких связей определяется ограниченным ра­диусом перевозок, при котором суммарные затраты хозяйств (цены на продукцию и транспортные издержки) ниже анало­гичных затрат при приобретении продукции на ближайшей базе агроснабжения. Необходимо также учитывать возможности вывоза продукции с завода автотранспортом потребителя (рас­стояние доставки, дорожные условия) во избежание пользова­ния железнодорожным транспортом, вызывающим неизбежные перевалки и потери продукции на железнодорожных станциях при перегрузке на автотранспорт.

Наконец, следует предусмотреть порядок технического сер­виса и обеспечения запасными частями машин и оборудова­ния, вывозимых с заводов-изготовителей минуя посредничес­кие структуры. При схеме поставок техники через агроснабы их центры предпродажного и гарантийного обслуживания обя­заны осуществлять эти функции — особенно в гарантийный период эксплуатации техники.

Если в выполнении указанных функций не участвуют заво­ды-изготовители, это, как правило, существенно затрудняет организацию технического сервиса машин и вызывает высокие издержки хозяйств на устранение поломок техники в гарантий­ный период и ее обеспечение запасными частями.

Микрологистические схемы в сельском хозяйстве должны функционировать с учетом всех перечисленных транспортных, организационных и экономических ограничений.

Как указывалось выше, в логистических системах большая роль принадлежит формированию и содержанию товарных за­пасов. Сезонный характер сельскохозяйственного производства придает этой проблеме особую остроту. Известно, что постав­ки материально-технических ресурсов осуществляются завода­ми-изготовителями регулярно в течение года, а потребление их основной массы в сельском хозяйстве происходит в основном лишь в весенне-летний (посевная кампания) и летне-осенний (уборка урожая) периоды, а в зимний период происходит на­копление сезонных запасов ресурсов к весеннему севу.

Это объективно требует больших затрат на создание и хра­нение сезонных запасов горючего, минеральных удобрений, запасных частей и других ресурсов. В связи со сложившимся в последние годы тяжелым финансовым положением большин­ства хозяйств, не имеющих возможности создавать такие запа­сы в необходимых количествах, эту функцию берут на себя предприятия агроснабжения при финансовой поддержке (се­зонном кредите) из федерального бюджета. Размеры такого кредитования недостаточны, покрывают лишь небольшую часть потребности, однако, наличие определенных сезонных запасов помогает обслуживаемым хозяйствам в подготовке к весеннему севу и его проведении.

Создание сезонных запасов в оптимальных объемах являет­ся важной особенностью логистической системы ресурсообеспечения АПК, непосредственно влияющей на результаты про­изводства в аграрном секторе.

То же относится и к созданию страховых запасов ресурсов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, оказывающих негативное воздействие на аграрное производ­ство (засуха, наводнение, выпадение града и др.). Без создания страховых запасов в необходимом объеме возможны потери больших количеств сельхозпродукции и резкое ухудшение про­довольственного обеспечения страны. Поэтому накопление и поддержание страховых запасов при финансировании их из федерального и региональных бюджетов является органичес­кой составной частью и особенностью функционирования мак-рологистической системы в АПК.

Выше отмечалось, что логистика органически связана с те­орией и практикой маркетинга, то есть увязкой производства и реализации товаров с реальным платежеспособным спросом покупателей, стимулированием реализации путем рекламы то­варов, гибкой политики цен и торговых наценок (скидок), по­иском новых сфер деятельности для получения доходов и т. д.

Если методы маркетинга обеспечивают увязку производства и реализации товаров с реальным платежеспособным спросом потребителей, то логистические методы предопределяют выбор средств и путей наиболее экономичного продвижения товаров от поставщиков до посредников и от них до конечных потре­бителей продукции, а также оптимальную организацию сопут­ствующих информационных и финансовых потоков. Конечная цель этого процесса — достижение минимальных издержек об­ращения и получение прибыли. В этом смысле можно говорить о логистике маркетинга как его органической составной части, без которой в современных условиях невозможно достигнуть успехов в маркетинге товаров.

С другой стороны, на микроуровне маркетинг формирует систему целей и задач предприятий, которые могут быть вы­полнены только методами логистики — то есть через систему ресурсного обеспечения, сбыта, складского и транспортного хо­зяйства, торгово-посреднической сети.

Диалектическое взаимодействие и взаимопроникновение логистики и маркетинга дают в совокупности экономический эффект.

В условиях кризиса сельского хозяйства, диспаритета цен, низкой покупательной способности хозяйств-потребителей в аграрном секторе этот аспект взаимодействия логистики и мар­кетинга приобретает особое значение. Потребность хозяйств в технике и ресурсах практически не ограничена (например, ма­шинно-тракторный парк сельского хозяйства на 70—80 % со­стоит из изношенных машин, находящихся за пределами сро­ков амортизации, отсюда и большая потребность в запасных частях для их ремонта). Однако реальная покупательная спо­собность хозяйств такова, что они могут приобрести всего 5—10 % ресурсов от этой потребности.

Поэтому при внедрении методов маркетинга предприятия агроснабжения обязаны учитывать не технологическую потреб­ность сельхозпредприятий в ресурсах, а лишь ту ее часть, кото­рая соответствует собственным и заемным средствам потреби­телей. Эта особенность налагает существенные ограничения при прогнозировании органами агроснабжения платежеспособного спроса на рынке ресурсов.

В связи с ограниченностью денежных средств у хозяйств, в качестве альтернативы агроснабами в широком масштабе при­меняются обмен ресурсов на сельхозпродукцию (с ее последу­ющей реализацией органами агроснабжения на рынке продо­вольствия) или кредитование хозяйств техникой, запчастями, ГСМ в весенний период с возвратом стоимости этих ресурсов в виде сельхозпродукции после уборки урожая. Эти вынужден­ные, но необходимые меры способствуют расширению рынка ресурсов для АПК, удовлетворению самых необходимых по­требностей хозяйств в технике и ресурсах и, вместе с тем, явля­ются специфической особенностью логистических и маркетин­говых процессов в современном ресурсообеспечении АПК.

При организации этих встречных потоков сельхозпродук­ции и средств производства неизбежно возникают дополни­тельные издержки по завозу, хранению, реализации продукции и сопутствующие информационные и финансовые потоки, ко­торые можно оптимизировать только методами логистики и построения логистических подсистем в рамках общей логисти­ческой системы в сфере агроснабжения.

Вместе с тем, широкое применение товарообменных (бар­терных) операций в связи с отсутствием денежных средств у потребителей АПК, накопление органами агроснабжения опы­та реализации получаемой от сельскохозяйственных и перера­батывающих предприятий продукции, а также опыта первич­ной переработки сельхозпродукции заставляет по-новому по­дойти к перспективам дальнейшего взаимодействия рынков продовольствия и материально-технических ресурсов. В после­днее время ряд агроснабов берут на себя функции продоволь­ственного снабжения своих регионов, в частности, бюджетных организаций социальной сферы (больниц, школ-интернатов, домов престарелых и др.), становятся посредниками в продо­вольственном обеспечении крупных поставщиков техники и других ресурсов для АПК, развивают сеть розничной торговли продовольствием.

Здесь зарождаются новые логистические связи рынков про­довольствия и ресурсов, методы диверсификации работы пред­приятий агроснабжения, которые при наличии развитого склад­ского хозяйства и торговой сети вполне могут успешно конку­рировать на рынке продовольствия и с другими посредниками. Во взаимодействии с региональными администрациями, при финансовой поддержке последних, предприятия агроснабже­ния могут занять важное место на региональных рынках, ис­пользуя его ресурсы, полученные от сельских товаропроизво­дителей и перерабатывающих предприятий. При низких ценах на продовольствие и высоком его качестве участие агроснабов в продовольственном снабжении регионов может дать народ­нохозяйственный эффект.

В более широком плане низкая покупательная способность потребителей, падение оборота объективно вынуждает предпри­ятия системы агроснабжения диверсифицировать свою деятель­ность — искать новые источники доходов и прибыли за счет вложения средств в другие сферы деятельности. В принципе, диверсификация деятельности полностью соответствует мето­дам маркетинга, требующим поиска тех ее видов, которые пользуются спросом потребителей и, следовательно, приносят дополнительные доходы и прибыль.

Вместе с тем, организация новых видов деятельности тре­бует дополнительных издержек производства и обращения, ко­торые необходимо минимизировать логистическими методами, иначе эти издержки могут стать неприемлемыми для нормаль­ной хозяйственно-финансовой деятельности в условиях марке­тинга. Здесь наглядно проявляется связь методов маркетинга и логистики.

Руководствуясь задачами маркетинга, передовые предпри­ятия агроснабжения организуют в своем составе структурные подразделения, которые специализируются на совместном с сельхозпредприятиями производстве, переработке и реализа­ции пользующихся спросом видов продовольствия (муки, под­солнечного масла, молокопродуктов и др.), первичной пере­работке древесины (производство пиломатериалов), строительстве, типографском производстве, техническом сервисе авто­машин, общественном питании и др. Такие предприятия наи­более полно приспособились к условиям рыночной экономи­ки, поскольку имеют многообразные источники доходов. Сле­дует при этом подчеркнуть, что в их общем обороте реализа­ции товаров и услуг 70—75 % по-прежнему занимают поставка ресурсов и услуги для села, то есть не происходит их перепро­филирования, как это происходит, например, с ремонтно-тех-ническими предприятиями.

Другими словами, в настоящее время идет важный процесс возникновения новых логистических и маркетинговых связей сферы агроснабжения, ее интеграции в общий рыночный про­цесс — прежде всего с целью выживания в исключительно труд­ных экономических условиях, сложившихся в пореформенный период, с тем, чтобы сохранить свою материально-техничес­кую базу и потенциал, которые будут востребованы в период преодоления кризиса аграрного производства и восстановле­ния его нормального ресурсного обеспечения.

Важной формой обеспечения хозяйств техникой являются начатые с 1994 г. ее поставки в порядке лизинга — то есть пере­дачи машин в долгосрочную аренду на 3—5 лет с оплатой их стоимости по установленным лизинговым платежам в течение этого срока. Обычная реализация техники за полную стоимость заменяется здесь рассрочкой с ежегодными лизинговыми пла­тежами, что позволяет хозяйствам сэкономить значительные средства, используя технику в производстве, а по окончании срока лизинга и выплаты лизинговых платежей получить ее в собственность.

Такая форма поставок, безусловно, усложняет систему пла­тежей, растягивает их на многие годы, порождает дополни­тельные финансовые и информационные потоки, необходи­мость применять меры к неплательщикам лизинговых плате­жей. Это также является особенностью логистических про­цессов в сельском хозяйстве, характерной для периода кризи­са экономики села.

Вместе с тем, поставка техники по лизингу служит важной формой государственной финансовой поддержки хозяйств, по­скольку осуществляется в виде долгосрочного беспроцентного кредита, тогда как средняя банковская ставка рефинансирова­ния в девяностые годы составляла 30—45 и более процентов, что объективно исключало использование средств коммерчес­ких банков для финансирования лизинговых операций (в слу­чае привлечения средств банков техника за срок лизинга стала бы дороже в 1,5—2 раза для лизингополучателей). Поэтому все дополнительные платежи хозяйств при получении техники по государственному лизингу (арендная плата, страховые плате­жи, наценки и др.) не идут ни в какое сравнение с удорожани­ем техники в случае использования средств коммерческих бан­ков под высокий процент в качестве источника финансирова­ния лизинга.

Поставка техники по лизингу является вынужденной, но необходимой мерой в связи с невозможностью для подавляю­щей части хозяйств приобретать машины по высоким коммер­ческим ценам заводов-изготовителей. Лизинг техники — это специфическая форма обеспечения хозяйств машинами в ус­ловиях их низкой платежеспособности и тяжелого финансово­го положения. Он служит существенной составляющей частью логистического процесса ресурсообеспечения АПК.

Одной из важнейших задач логистики является всемерное снижение общих издержек логистических систем в процессе их функционирования. В период, прошедший после начала ре­формы, существенно (в 2—2,5 раза) вырос уровень издержек обращения по отношению к стоимости средств производства, поставляемых сельскому хозяйству, что свидетельствует о воз­растании роли сферы обращения в конечной цене продукции, получаемой селом. В основном это определяется опережающим ростом издержек, которые не зависят от предприятий агроснаб-жения (транспортных тарифов, процентов за кредит, оплаты услуг сторонних организаций и др.), а также ухудшением ис­пользования складских емкостей вследствие падения товаро­оборота агроснабжения.

Это выдвигает необходимость пересмотра принципов возме­щения издержек обращения товаров в направлении максималь­ной дифференциации уровня торговых наценок по группам то­варов в зависимости от стоимости и издержкоемкости каждой товарной группы. Такая дифференциация наценок имеет целью обеспечить более высокую конкурентоспособность товаров на рынке за счет приближения конечных цен товаров к реальному уровню затрат на их производство, доставку и реализацию.

Таким образом, интересы максимальной экономии издер­жек обращения в процессе товаропродвижения требуют суще­ственной трансформации порядка их возмещения потребите­лями, более гибкого ценообразования в целях успешной кон­куренции на рынке ресурсов для АПК. Эта задача полностью соответствует принципам построения логистических систем, однако, для ее осуществления необходимо усиление управляю­щего воздействия центрального органа системы агроснабжения по отношению к региональным звеньям системы. Указанный переход к торговым скидкам будет наиболее эффективным, если его осуществят все звенья системы ресурсообеспечения сельс­кого хозяйства, поскольку это облегчит проведение единой це­новой политики, ее приспособление к конъюнктуре рынка пу­тем гибкой системы скидок с цен, способствующих ускорению процесса реализации товаров.

Однако зарубежные авторы отмечают, что достижение ми­нимума издержек логистических систем было основным крите­рием их эффективности только на первых этапах их развития. В настоящее время происходит процесс превращения индуст­риальной экономики развитых стран в сервисную, при кото­рой понятие полезности продукта отождествляется у покупате­лей с его полезностью в процессе эксплуатации. Для потреби­теля главное не приобретение продукта (даже по низкой цене), а общая сумма затрат, связанных с его использованием. В усло­виях ограниченного рынка сбыта продукции, этот фактор при­обретает все более важное значение в конкуренции фирм-изго­товителей.

Поэтому с 80-х годов фирмы сначала обеспечивают высо­кий уровень обслуживания (сервиса) своей продукции и лишь затем увеличивают расходы на ее реализацию — транспорти­ровку, складирование, хранение товарных запасов и т. п. Об­щие затраты фирмы на реализацию складываются поэтому из собственно торговых издержек и затрат на проведение сервиса проданной продукции, а эффект продаж определяется относи­тельно общей суммы издержек.

Это важная тенденция должна учитываться в логистичес­кой системе агроснабжения, особенно в связи с резким паде­нием качества продукции промышленности после начала ее реформирования (плохое использование оборудования заводов из-за отсутствия заказов, его старение и ухудшение качества обработки деталей, потеря квалифицированных кадров рабо­чих и ИТР и др.). Все это выдвигает перед системой агроснаб­жения задачу создания современной дилерской службы, спо­собной осуществлять качественное предпродажное и особенно послепродажное обслуживание новой техники и другой про­дукции. Передовые предприятия системы овладели этой важ­ной функцией и осуществляют качественное предпродажное и послепродажное обслуживание новой техники и оборудования. Необходимо скорейшее распространение этого опыта на все регионы страны с тем, чтобы потребители чувствовали повсед­невное внимание к своим нуждам.

Указанная задача тесно связана с необходимостью улучше­ния работы заводов-изготовителей по взаимодействию с дилерской службой агроснабжения, в частности, по исправлению дефектов новых машин, их обеспечению набором запасных частей, возмещению затрат по устранению дефектов и брака машин. Следовательно, специфика сельского хозяйства требу­ет органической увязки в логистической системе агроснабже­ния торговых и сервисных функций, без чего невозможна нор­мальная реализация техники и других ресурсов.

Важной особенностью логистических систем в ресурсообеспечении сельского хозяйства является объективная необходи­мость их государственного регулирования в связи с тем, что укрепление материально-технической базы сельского хозяйства имеет важное значение для решения стратегических задач про­довольственной безопасности страны. Во всех странах с разви­той рыночной экономикой государство, учитывая стратегичес­кое значение сельского хозяйства, оказывает из бюджета боль­шую финансовую помощь фермерским хозяйствам.

Видный американский экономист Ли Якокка прямо указы­вает на то, что «государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики вместо разрозненного их выдвижения по частям, негласной их разработки людьми, пресле­дующими лишь свои узкогрупповые интересы. У нас не будет про­гресса, если мы не откажемся от нелепой идеи, будто всякое пла­нирование в масштабе страны представляет собою наступление на капиталистическую систему».

Еще более определенно выразился один из творцов японско­го экономического «чуда» Собура Окита. Он подчеркивает, что утверждение о бесспорном превосходстве «рыночно-ориентиро-ванной экономики над централизованно планируемой...» — заблуж­дение. Проблема состоит в том, чтобы умело соединить, согласо­вать, объединить в одном механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и госу­дарственного планирования и регулирования».

Высказывания этих двух видных зарубежных экономистов и практика стран с развитой рыночной экономикой показыва­ют целесообразность корректировки стратегии реформирова­ния в России посредством усиления роли государства в управ­лении экономикой в интересах всего общества. Законы разви­тия высокоорганизованной рыночной экономики одинаковы во всех странах мира, и всякое их нарушение объективно при­водит к резко негативным последствиям.

Поэтому и в России настоятельно необходима политика, на­правленная на экономическое регулирование как в целом различных отраслей экономики, так и, в частности, логистических процессов в сфере ресурсообеспечения. Сюда могли бы войти меры финансовой подцержки сельских товаропроизводителей с целью смягчения диспаритета цен на продукцию промышлен­ности и села и повышения покупательной способности потре­бителей техники и ресурсов (финансирование государственных целевых программ в части их ресурсообеспечения, льготное дол­госрочное и краткосрочное кредитование и налогообложение сельских товаропроизводителей, регулирование цен на ресурсы, в частности, отмена налога на добавленную стоимость на важ­нейшие виды техники, запасных частей, ГСМ и др.).

Относительно самой системы агроснабжения также необ­ходимы такие меры подцержки как льготные условия кредито­вания оборотных средств ее предприятий, увеличение объемов кредитования на создание сезонных запасов ресурсов и финан­сирования формирования их страховых запасов, и увеличение лизингового фонда для поставок техники, льготное налогооб­ложение предприятий агроснабжения, в товарообороте кото­рых преобладает реализация техники и ресурсов для села.

В агроснабжении пространственный фактор, степень уда­ленности играют решающую роль для обеспечения регулярно­го снабжения хозяйств, отчего зависят и конечные результаты их производственной деятельности. Указанный фактор должен безусловно учитываться государством при регулировании про­цесса ресурсообеспечения села.

Как видно из предлагаемых мер, они не означают возврата к командно-административной системе управления, а находят­ся в своем большинстве в пределах мер финансовой подцержки и регулирования, широко применяемых государством в зару­бежных странах с развитой рыночной экономикой. Это долж­ны быть меры экономического регулирования деятельности одной из важных отраслей производственной инфраструктуры АПК, направленные на ее поддержку и обеспечение нормаль­ного функционирования в интересах всей массы сельских то­варопроизводителей.

Таким образом, логистическая система ресурсообеспечения сельского хозяйства имеет ряд специфических особенностей, вытекающих из объективных условий ее функционирования -большой пространственной протяженности ее деятельности (вся территория страны), множества мелких потребителей, удален­ных от путей сообщения, существенного влияния на объемы потребления ресурсов природных факторов и сезонного харак­тера производства, сложившейся неблагоприятной обстановки на рынке ресурсов для АПК (диспаритет цен, низкая покупательная способность потребителей), настоятельной необходи­мости государственного регулирования системы ресурсообес-печения АПК с целью вывода ее из кризисного состояния.

Учет этих особенностей обеспечил бы более успешную дея­тельность всех звеньев системы в интересах стабилизации и последующего подъема сельскохозяйственного производства.

Как отмечалось выше, развитие рынка средств производ­ства для АПК проходит с большими трудностями и диспропор­циями, что определяется прежде всего многократным разры­вом в темпах роста цен на средства производства и сельскохо­зяйственную продукцию, резким падением платежеспособного спроса на материально-технические средства со стороны пред­приятий АПК вследствие их тяжелого финансового положе­ния. Это является результатом фактически неуправляемого, стихийного развития рыночных отношений, устранения госу­дарства от регулирования их в интересах всего общества.

Между тем, рынок материально-технических ресурсов, по­требляемых в производстве, является важнейшей составной частью рыночной экономики, поскольку от него непосредствен­но зависит нормальное воспроизводство во всех ее отраслях. Применительно к рынку в агропромышленном производстве этот рынок ресурсов охватывает взаимоотношения отраслей I сферы АПК, поставляющих материально-технические ресурсы, с отраслями II и III сфер АПК — то есть с сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности, которые эти ресурсы потребляют. Этим он отличается от рынка, например, сельскохозяйственной продукции, охватывающего отношения по сбыту указанной продукции в отрасли заготовок, переработ­ки и торговли.

Различаются как объекты товаропродвижения (в первом случае — средства производства, а во втором — сельхозпродук­ция и продукты ее переработки), так и субъекты рыночных от­ношений — органы агроснабжения, как посредники между от­раслями I сферы АПК и предприятиями II и III его сфер на рынке ресурсов, и органы заготовок, хранения, перерабатыва­ющие предприятия и торговые структуры на рынке сельхоз­продукции и производств ее переработки. Объединяет эти два типа рынков то, что они обслуживают сельских товаропроиз­водителей по линии обеспечения их средствами производства и реализации их продукции, а также единые логистические методы торгово-посреднической деятельности.

Система предприятий агроснабжения всех форм собствен­ности образует одну из отраслей производственной инфраструк­туры АПК, выполняющую важные функции обеспечения сельского хозяйства и предприятий III сферы АПК материально-техническими ресурсами. От нормального функционирования этой отрасли инфраструктуры во многом зависит процесс вос­производства в сельском хозяйстве и перерабатывающих от­раслях, в частности, интенсификация сельскохозяйственного производства путем его механизации, химизации, мелиорации земель и других факторов. Отрасль агроснабжения является неотъемлемой составной частью рынка материально-техничес­ких ресурсов для АПК, поскольку служит посредником при поставках техники, запасных частей, ГСМ, минеральных удоб­рений и других средств производства из отраслей I сферы АПК в сельское хозяйство.

Любое нарушение, сбои в деятельности отрасли агроснаб­жения негативно сказываются на состоянии сельского хозяй­ства и АПК в целом. В странах с развитой рыночной экономи­кой системе предприятий и организаций-посредников, обеспе­чивающих сельское хозяйство материально-техническими ре­сурсами, придается исключительно важное значение, чему спо­собствует общая политика государств в этих странах, направ­ленная на всемерную экономическую поддержку отечествен­ного сельскохозяйственного производства, что исключает воз­можность возникновения диспаритета цен на средства произ­водства и сельхозпродукцию, обеспечивает устойчивый плате­жеспособный спрос фермеров на технику и ресурсы, существен­но облегчающий процесс обращения ресурсов на их пути к сель­скому потребителю. Поэтому происходит нормальное продви­жение крупных товаропотоков от фирм-изготовителей к фер­мерским хозяйствам, причем фирмы всячески способствуют деятельности посреднических структур по реализации их про­дукции путем предоставления им высоких скидок от цен ее реализации, кредитования покупателей, развития лизинга тех­ники и т. д.

В связи со сказанным выше, нельзя согласиться с мнением ряда экономистов и работников управления АПКо том, что ресурсопроводящие отрасли этого комплекса не должны вклю­чаться в состав АПК, поскольку они «не имеют прямых техно­логических и производственно-экономических связей» с дру­гими отраслями АПК.Во-первых, в процессе развития рыноч­ных отношений такие связи все более развиваются и совер­шенствуются в виде прямых поставок с заводов-изготовителей в сельскохозяйственные и другие предприятия АПК, а во-вто­рых, включение ресурсопоставляющих отраслей в состав АПК позволяет функциональным министерствам и ведомствам осу­ществлять государственное экономическое регулирование их деятельности, исходя из интересов развития АПК в целом (ин­вестиционная, налоговая политика, регулирование ценовых пропорций и др.).

Если тракторное и сельхозмашиностроение, производство минеральных удобрений и гербицидов, комбикормов и других ресурсов будут развиваться в отрыве от ресурсопотребляющих отраслей АПК, это будет продолжать наносить огромный эко­номический ущерб сельскому хозяйству и АПК в целом. Те функции регулирования межотраслевых связей, которые уже давно выработаны в экономически развитых странах, должны на стадии формирования рыночных отношений в нашей стра­не осуществляться государством в лице его функциональных органов, проводящих единую экономическую политику, направ­ленную на подъем агропромышленного производства.

Большинство авторов, исследующих проблемы логистики, указывают на негативный характер развития рынка средств про­изводства в стране в ходе экономической реформы. Ранее мате­риально-техническое снабжение было основано на государствен­ной собственности на всю инфраструктуру сферы обращения ресурсов, на плановом, нормированном их распределении по потребителям и четком доведении средств производства до каж­дого из них. Этот распределительный механизм заменял рыноч­ные отношения в процессе обращения ресурсов, то есть факто­ры спроса и предложения, уровня цен, конкуренции и т. д.

Такой порядок снабжения был по-своему эффективен в ус­ловиях быстрого развития экономики, дефицита ресурсов, со­ответствия плановых цен финансовым возможностям предпри­ятий-потребителей. Так, в сельском хозяйстве он обеспечивал удовлетворение минимально необходимых потребностей хо­зяйств в технике (ежегодное обновление парка машин на 8—10 %), запасных частях, ГСМ по ценам, которые были сбалансирова­ны с выручкой хозяйств от реализации сельхозпродукции. Дру­гими словами, прежний централизованно планируемый поря­док снабжения в основном обеспечивал условия для нормаль­ного воспроизводства в большинстве сельскохозяйственных предприятий. Конечно, он имел свои недостатки — излишнюю зацентрализованность планирования поставок по многим эта­пам, искусственное порождение дефицита ресурсов в одних регионах и избытка в других, усложненность прохождения их до потребителей и др., однако в целом обеспечивалось нор­мальное снабжение производства материально-техническими средствами.

Следует также учитывать, что в дореформенный период уже были созданы существенные научно-технические предпосылки для перехода к макро- и микрологистическим системам, были опубликованы многие научные труды и методические разра­ботки по этой проблематике. Сюда относятся работы отече­ственных ученых в области системного анализа, технической и экономической кибернетики, теории управления запасами ре­сурсов, теории обслуживания потребителей и др., составляю­щие теоретическую базу современной логистики.

Большой научный вклад был сделан в этот период в разви­тие науки о материально-техническом снабжении и сбыте, опе­ративном управлении производством, организации эффектив­ного функционирования транспорта в сфере обращения мате­риально-технических ресурсов, научной организации складс­кого хозяйства и т. д.

Была создана и соответствующая производственно-техни­ческая база в отраслях производства и обращения, которая была предназначена для эффективного управления материальными потоками, то есть логистическими системами, причем как на микро-, так и макроуровне. В системах бывших структур Госс­наба, Госстроя, Госагропрома, Госкомнефтепродукта СССР, многих министерств была построена мощная складская база товаропроводящих сетей, крупные транспортно-складские ком­плексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнер­ные пункты и прочие объекты инфраструктуры снабжения и сбыта отраслей народного хозяйства.

Вся эта научная и производственная база при разумном ис­пользовании и дальнейшем развитии могла создать основу для эффективных логистических систем в отраслях экономики при регулирующей роли государства, отражающего интересы обще­ства в целом.

Поэтому очевидно, что неоправданным являлось осуществ­ленное после начала реформы в 1992—1993 гг., непродуманное и поспешное разрушение отмеченных выше сложившихся сис­тем снабжения объектов экономики в целом и ее отраслей. На базе их предприятий были образованы многочисленные акцио­нерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие структуры, каждое из которых работало самостоятель­но, не подчиняясь единым принципам управления логистичес­кими системами, требующими руководства деятельностью ни­жестоящих звеньев со стороны вышестоящих. Все это внесло в ранее единые системы снабжения элементы анархии и неуп­равляемости, от которых страдают сами посреднические струк­туры, а в наибольшей степени — обслуживаемые ими предпри­ятия, за своевременное, комплектное и качественное обеспе­чение которых ресурсами никто не отвечает.

Нельзя было столь резко и непредсказуемо ломать сложив­шуюся в течение многих лет систему материально-техническо­го обеспечения отраслей народного хозяйства, насаждать не апробированные на практике формы и методы посредничес­кой деятельности на рынке средств производства — особенно в условиях высокого уровня монополизации производства в ре-сурсопоставляющих отраслях, практически исключающей кон­куренцию на рынке их продукции. Отсюда и негативные по­следствия осуществленной за 2—3 года ускоренной реорганиза­ции системы снабжения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение логистики.

2. Дайте определение материального потока.

3. Перечислите виды потоков в логистике.

4. Назовите признаки классификации материальных потоков.

5. Изобразите простейшую схему движения товарного и финансо­вого потоков.

6. Назовите признаки классификации информационных потоков.

7. Нарисуйте и поясните преобразование потоков в звене



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: