Все перечисленные выше принципы логистических систем с особой силой проявляются в системе ресурсообеспечения АПК с учетом ее особенностей, вытекающих из специфики аграрного сектора. Это, прежде всего, огромные масштабы объекта ресурсообеспечения — многие десятки тысяч сравнительно мелких потребителей ресурсов, расположенных по всей территории страны, в большинстве своем вдали от железнодорожных и автомагистралей (в глубинных районах), что вызывает серьезные трудности в организации прямых связей поставщиков и потребителей и необходимость разветвленной торгово-посреднической сети.
К этому следует добавить такую специфическую особенность сельскохозяйственного производства как большое влияние на его результаты природных (биологических) факторов, поскольку объектом этого производства являются растения и животные, требующие соблюдения определенных, объективно обусловленных технологий возделывания растений и содержания животных, нарушение которых по срокам и содержанию операций (агросроков проведения работ, поддержания плодородия почвы, рационов кормления скота и др.) приводят к резкому сокращению объемов производства сельхозпродукции.
|
|
Отсюда повышенные требования к срокам и полноте материально-технического обеспечения села. Если в перерабатывающей и добывающей промышленности (кроме непрерывных производств) процесс производства может быть растянут во времени или перенесен на более поздние сроки, то в сельском хозяйстве такой перенос невозможен, поскольку агротехнические условия возделывания сельскохозяйственных культур, природные и другие факторы требуют проведения работ в строго определенные сроки.
Все это исключает стихийность и раздробленность в организации ресурсообеспечения сельского хозяйства, выдвигает задачу выделения единой службы, отвечающей за своевременное и полное обеспечение потребности этой отрасли в технике и ресурсах.
В таких условиях особую остроту приобретает объективное требование единства системы ресурсообеспечения АПК, взаимодействия всех ее звеньев, сочетания их целей и интересов, подчинения единому центру управления, выражающему интересы системы в целом. Поэтому вряд ли была оправдана стихийная и поспешная приватизация предприятий агроснабжения в первые годы реформы, нарушившая единство прежней государственной системы агроснабжения, приведшая к неуправляемости и уходу из АПК многих ее предприятий, оторвавшая их от интересов сельскохозяйственных предприятий.
В этой связи, необходимо восстановить рациональные элементы дореформенной системы ресурсного обеспечения АПК — ее единство как системы, вертикаль управления ею на всех трех уровнях, соподчинение всех ее звеньев, единые принципы выявления платежеспособного спроса потребителей и др. Вместе с тем, следует сохранить новые, присущие рыночной экономике методы посреднической деятельности — прямые связи регионов с заводами-изготовителями (в необходимых случаях при содействии федерального центра), выбор наиболее выгодных поставщиков по уровню цен и качества продукции, применение гибких цен реализации ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения, свободное установление торговых наценок и скидок в соответствии с реальной издержкоемко-стью конкретных товаров и уровня цен конкурентов и др.
|
|
Другими словами, необходимо оптимальное сочетание единой макрологистической системы агроснабжения с гибкой бизнес-логистикой на региональном и микроуровнях, которое обеспечит эффективное функционирование системы в целом на принципах логистики и маркетинга.
Именно поэтому требование единства системы агроснабжения не означает призыва к возврату прежних административных методов управления при фондированном снабжении, но требует новых, экономических методов управления исходя из интересов системы в целом. Указанные интересы заключаются в сохранении системы агроснабжения на рынке средств производства как основной ресурсопоставляющей системы АПК, отвечающей за полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса всех предприятий АПК. Вместе с тем, деятельность системы агроснабжения должна быть рентабельной, обеспечивать необходимый уровень накоплений для ее нормального функционирования в условиях рыночной экономики.
Таким образом, специфика сельского хозяйства как отрасли требует создания и функционирования единой для всей страны макрологистической системы ресурсного обеспечения всех предприятий отрасли. Это не исключает деятельности параллельных торгово-посреднических структур, конкурирующих с указанной макросистемой на региональных рынках средств производства, но интересы регулярности и надежности ресурсного обеспечения сельхозпроизводства, имеющего жизненно важное значение для продовольственного обеспечения страны, объективно требуют макрологистического подхода к решению этой организационной проблемы.
Следует отметить, что существенные особенности имеют и микрологистические схемы ресурсного обеспечения сельского хозяйства. В отличие от народного хозяйства, где широкое развитие получили прямые связи поставщиков и потребителей при транзитных поставках ресурсов, в сельском хозяйстве вследствие отмеченных выше особенностей территориального размещения хозяйств-потребителей, их удаленности от путей сообщения, небольших объемов потребления ресурсов возможности применения таких микрологистических схем существенно ограничены. Хотя в последние годы в связи с отмеченным ослаблением товаропроводящей сети агроснабжения прямые связи получили определенное развитие, однако в широком плане, эффективность таких связей определяется ограниченным радиусом перевозок, при котором суммарные затраты хозяйств (цены на продукцию и транспортные издержки) ниже аналогичных затрат при приобретении продукции на ближайшей базе агроснабжения. Необходимо также учитывать возможности вывоза продукции с завода автотранспортом потребителя (расстояние доставки, дорожные условия) во избежание пользования железнодорожным транспортом, вызывающим неизбежные перевалки и потери продукции на железнодорожных станциях при перегрузке на автотранспорт.
Наконец, следует предусмотреть порядок технического сервиса и обеспечения запасными частями машин и оборудования, вывозимых с заводов-изготовителей минуя посреднические структуры. При схеме поставок техники через агроснабы их центры предпродажного и гарантийного обслуживания обязаны осуществлять эти функции — особенно в гарантийный период эксплуатации техники.
|
|
Если в выполнении указанных функций не участвуют заводы-изготовители, это, как правило, существенно затрудняет организацию технического сервиса машин и вызывает высокие издержки хозяйств на устранение поломок техники в гарантийный период и ее обеспечение запасными частями.
Микрологистические схемы в сельском хозяйстве должны функционировать с учетом всех перечисленных транспортных, организационных и экономических ограничений.
Как указывалось выше, в логистических системах большая роль принадлежит формированию и содержанию товарных запасов. Сезонный характер сельскохозяйственного производства придает этой проблеме особую остроту. Известно, что поставки материально-технических ресурсов осуществляются заводами-изготовителями регулярно в течение года, а потребление их основной массы в сельском хозяйстве происходит в основном лишь в весенне-летний (посевная кампания) и летне-осенний (уборка урожая) периоды, а в зимний период происходит накопление сезонных запасов ресурсов к весеннему севу.
Это объективно требует больших затрат на создание и хранение сезонных запасов горючего, минеральных удобрений, запасных частей и других ресурсов. В связи со сложившимся в последние годы тяжелым финансовым положением большинства хозяйств, не имеющих возможности создавать такие запасы в необходимых количествах, эту функцию берут на себя предприятия агроснабжения при финансовой поддержке (сезонном кредите) из федерального бюджета. Размеры такого кредитования недостаточны, покрывают лишь небольшую часть потребности, однако, наличие определенных сезонных запасов помогает обслуживаемым хозяйствам в подготовке к весеннему севу и его проведении.
|
|
Создание сезонных запасов в оптимальных объемах является важной особенностью логистической системы ресурсообеспечения АПК, непосредственно влияющей на результаты производства в аграрном секторе.
То же относится и к созданию страховых запасов ресурсов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, оказывающих негативное воздействие на аграрное производство (засуха, наводнение, выпадение града и др.). Без создания страховых запасов в необходимом объеме возможны потери больших количеств сельхозпродукции и резкое ухудшение продовольственного обеспечения страны. Поэтому накопление и поддержание страховых запасов при финансировании их из федерального и региональных бюджетов является органической составной частью и особенностью функционирования мак-рологистической системы в АПК.
Выше отмечалось, что логистика органически связана с теорией и практикой маркетинга, то есть увязкой производства и реализации товаров с реальным платежеспособным спросом покупателей, стимулированием реализации путем рекламы товаров, гибкой политики цен и торговых наценок (скидок), поиском новых сфер деятельности для получения доходов и т. д.
Если методы маркетинга обеспечивают увязку производства и реализации товаров с реальным платежеспособным спросом потребителей, то логистические методы предопределяют выбор средств и путей наиболее экономичного продвижения товаров от поставщиков до посредников и от них до конечных потребителей продукции, а также оптимальную организацию сопутствующих информационных и финансовых потоков. Конечная цель этого процесса — достижение минимальных издержек обращения и получение прибыли. В этом смысле можно говорить о логистике маркетинга как его органической составной части, без которой в современных условиях невозможно достигнуть успехов в маркетинге товаров.
С другой стороны, на микроуровне маркетинг формирует систему целей и задач предприятий, которые могут быть выполнены только методами логистики — то есть через систему ресурсного обеспечения, сбыта, складского и транспортного хозяйства, торгово-посреднической сети.
Диалектическое взаимодействие и взаимопроникновение логистики и маркетинга дают в совокупности экономический эффект.
В условиях кризиса сельского хозяйства, диспаритета цен, низкой покупательной способности хозяйств-потребителей в аграрном секторе этот аспект взаимодействия логистики и маркетинга приобретает особое значение. Потребность хозяйств в технике и ресурсах практически не ограничена (например, машинно-тракторный парк сельского хозяйства на 70—80 % состоит из изношенных машин, находящихся за пределами сроков амортизации, отсюда и большая потребность в запасных частях для их ремонта). Однако реальная покупательная способность хозяйств такова, что они могут приобрести всего 5—10 % ресурсов от этой потребности.
Поэтому при внедрении методов маркетинга предприятия агроснабжения обязаны учитывать не технологическую потребность сельхозпредприятий в ресурсах, а лишь ту ее часть, которая соответствует собственным и заемным средствам потребителей. Эта особенность налагает существенные ограничения при прогнозировании органами агроснабжения платежеспособного спроса на рынке ресурсов.
В связи с ограниченностью денежных средств у хозяйств, в качестве альтернативы агроснабами в широком масштабе применяются обмен ресурсов на сельхозпродукцию (с ее последующей реализацией органами агроснабжения на рынке продовольствия) или кредитование хозяйств техникой, запчастями, ГСМ в весенний период с возвратом стоимости этих ресурсов в виде сельхозпродукции после уборки урожая. Эти вынужденные, но необходимые меры способствуют расширению рынка ресурсов для АПК, удовлетворению самых необходимых потребностей хозяйств в технике и ресурсах и, вместе с тем, являются специфической особенностью логистических и маркетинговых процессов в современном ресурсообеспечении АПК.
При организации этих встречных потоков сельхозпродукции и средств производства неизбежно возникают дополнительные издержки по завозу, хранению, реализации продукции и сопутствующие информационные и финансовые потоки, которые можно оптимизировать только методами логистики и построения логистических подсистем в рамках общей логистической системы в сфере агроснабжения.
Вместе с тем, широкое применение товарообменных (бартерных) операций в связи с отсутствием денежных средств у потребителей АПК, накопление органами агроснабжения опыта реализации получаемой от сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий продукции, а также опыта первичной переработки сельхозпродукции заставляет по-новому подойти к перспективам дальнейшего взаимодействия рынков продовольствия и материально-технических ресурсов. В последнее время ряд агроснабов берут на себя функции продовольственного снабжения своих регионов, в частности, бюджетных организаций социальной сферы (больниц, школ-интернатов, домов престарелых и др.), становятся посредниками в продовольственном обеспечении крупных поставщиков техники и других ресурсов для АПК, развивают сеть розничной торговли продовольствием.
Здесь зарождаются новые логистические связи рынков продовольствия и ресурсов, методы диверсификации работы предприятий агроснабжения, которые при наличии развитого складского хозяйства и торговой сети вполне могут успешно конкурировать на рынке продовольствия и с другими посредниками. Во взаимодействии с региональными администрациями, при финансовой поддержке последних, предприятия агроснабжения могут занять важное место на региональных рынках, используя его ресурсы, полученные от сельских товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий. При низких ценах на продовольствие и высоком его качестве участие агроснабов в продовольственном снабжении регионов может дать народнохозяйственный эффект.
В более широком плане низкая покупательная способность потребителей, падение оборота объективно вынуждает предприятия системы агроснабжения диверсифицировать свою деятельность — искать новые источники доходов и прибыли за счет вложения средств в другие сферы деятельности. В принципе, диверсификация деятельности полностью соответствует методам маркетинга, требующим поиска тех ее видов, которые пользуются спросом потребителей и, следовательно, приносят дополнительные доходы и прибыль.
Вместе с тем, организация новых видов деятельности требует дополнительных издержек производства и обращения, которые необходимо минимизировать логистическими методами, иначе эти издержки могут стать неприемлемыми для нормальной хозяйственно-финансовой деятельности в условиях маркетинга. Здесь наглядно проявляется связь методов маркетинга и логистики.
Руководствуясь задачами маркетинга, передовые предприятия агроснабжения организуют в своем составе структурные подразделения, которые специализируются на совместном с сельхозпредприятиями производстве, переработке и реализации пользующихся спросом видов продовольствия (муки, подсолнечного масла, молокопродуктов и др.), первичной переработке древесины (производство пиломатериалов), строительстве, типографском производстве, техническом сервисе автомашин, общественном питании и др. Такие предприятия наиболее полно приспособились к условиям рыночной экономики, поскольку имеют многообразные источники доходов. Следует при этом подчеркнуть, что в их общем обороте реализации товаров и услуг 70—75 % по-прежнему занимают поставка ресурсов и услуги для села, то есть не происходит их перепрофилирования, как это происходит, например, с ремонтно-тех-ническими предприятиями.
Другими словами, в настоящее время идет важный процесс возникновения новых логистических и маркетинговых связей сферы агроснабжения, ее интеграции в общий рыночный процесс — прежде всего с целью выживания в исключительно трудных экономических условиях, сложившихся в пореформенный период, с тем, чтобы сохранить свою материально-техническую базу и потенциал, которые будут востребованы в период преодоления кризиса аграрного производства и восстановления его нормального ресурсного обеспечения.
Важной формой обеспечения хозяйств техникой являются начатые с 1994 г. ее поставки в порядке лизинга — то есть передачи машин в долгосрочную аренду на 3—5 лет с оплатой их стоимости по установленным лизинговым платежам в течение этого срока. Обычная реализация техники за полную стоимость заменяется здесь рассрочкой с ежегодными лизинговыми платежами, что позволяет хозяйствам сэкономить значительные средства, используя технику в производстве, а по окончании срока лизинга и выплаты лизинговых платежей получить ее в собственность.
Такая форма поставок, безусловно, усложняет систему платежей, растягивает их на многие годы, порождает дополнительные финансовые и информационные потоки, необходимость применять меры к неплательщикам лизинговых платежей. Это также является особенностью логистических процессов в сельском хозяйстве, характерной для периода кризиса экономики села.
Вместе с тем, поставка техники по лизингу служит важной формой государственной финансовой поддержки хозяйств, поскольку осуществляется в виде долгосрочного беспроцентного кредита, тогда как средняя банковская ставка рефинансирования в девяностые годы составляла 30—45 и более процентов, что объективно исключало использование средств коммерческих банков для финансирования лизинговых операций (в случае привлечения средств банков техника за срок лизинга стала бы дороже в 1,5—2 раза для лизингополучателей). Поэтому все дополнительные платежи хозяйств при получении техники по государственному лизингу (арендная плата, страховые платежи, наценки и др.) не идут ни в какое сравнение с удорожанием техники в случае использования средств коммерческих банков под высокий процент в качестве источника финансирования лизинга.
Поставка техники по лизингу является вынужденной, но необходимой мерой в связи с невозможностью для подавляющей части хозяйств приобретать машины по высоким коммерческим ценам заводов-изготовителей. Лизинг техники — это специфическая форма обеспечения хозяйств машинами в условиях их низкой платежеспособности и тяжелого финансового положения. Он служит существенной составляющей частью логистического процесса ресурсообеспечения АПК.
Одной из важнейших задач логистики является всемерное снижение общих издержек логистических систем в процессе их функционирования. В период, прошедший после начала реформы, существенно (в 2—2,5 раза) вырос уровень издержек обращения по отношению к стоимости средств производства, поставляемых сельскому хозяйству, что свидетельствует о возрастании роли сферы обращения в конечной цене продукции, получаемой селом. В основном это определяется опережающим ростом издержек, которые не зависят от предприятий агроснаб-жения (транспортных тарифов, процентов за кредит, оплаты услуг сторонних организаций и др.), а также ухудшением использования складских емкостей вследствие падения товарооборота агроснабжения.
Это выдвигает необходимость пересмотра принципов возмещения издержек обращения товаров в направлении максимальной дифференциации уровня торговых наценок по группам товаров в зависимости от стоимости и издержкоемкости каждой товарной группы. Такая дифференциация наценок имеет целью обеспечить более высокую конкурентоспособность товаров на рынке за счет приближения конечных цен товаров к реальному уровню затрат на их производство, доставку и реализацию.
Таким образом, интересы максимальной экономии издержек обращения в процессе товаропродвижения требуют существенной трансформации порядка их возмещения потребителями, более гибкого ценообразования в целях успешной конкуренции на рынке ресурсов для АПК. Эта задача полностью соответствует принципам построения логистических систем, однако, для ее осуществления необходимо усиление управляющего воздействия центрального органа системы агроснабжения по отношению к региональным звеньям системы. Указанный переход к торговым скидкам будет наиболее эффективным, если его осуществят все звенья системы ресурсообеспечения сельского хозяйства, поскольку это облегчит проведение единой ценовой политики, ее приспособление к конъюнктуре рынка путем гибкой системы скидок с цен, способствующих ускорению процесса реализации товаров.
Однако зарубежные авторы отмечают, что достижение минимума издержек логистических систем было основным критерием их эффективности только на первых этапах их развития. В настоящее время происходит процесс превращения индустриальной экономики развитых стран в сервисную, при которой понятие полезности продукта отождествляется у покупателей с его полезностью в процессе эксплуатации. Для потребителя главное не приобретение продукта (даже по низкой цене), а общая сумма затрат, связанных с его использованием. В условиях ограниченного рынка сбыта продукции, этот фактор приобретает все более важное значение в конкуренции фирм-изготовителей.
Поэтому с 80-х годов фирмы сначала обеспечивают высокий уровень обслуживания (сервиса) своей продукции и лишь затем увеличивают расходы на ее реализацию — транспортировку, складирование, хранение товарных запасов и т. п. Общие затраты фирмы на реализацию складываются поэтому из собственно торговых издержек и затрат на проведение сервиса проданной продукции, а эффект продаж определяется относительно общей суммы издержек.
Это важная тенденция должна учитываться в логистической системе агроснабжения, особенно в связи с резким падением качества продукции промышленности после начала ее реформирования (плохое использование оборудования заводов из-за отсутствия заказов, его старение и ухудшение качества обработки деталей, потеря квалифицированных кадров рабочих и ИТР и др.). Все это выдвигает перед системой агроснабжения задачу создания современной дилерской службы, способной осуществлять качественное предпродажное и особенно послепродажное обслуживание новой техники и другой продукции. Передовые предприятия системы овладели этой важной функцией и осуществляют качественное предпродажное и послепродажное обслуживание новой техники и оборудования. Необходимо скорейшее распространение этого опыта на все регионы страны с тем, чтобы потребители чувствовали повседневное внимание к своим нуждам.
Указанная задача тесно связана с необходимостью улучшения работы заводов-изготовителей по взаимодействию с дилерской службой агроснабжения, в частности, по исправлению дефектов новых машин, их обеспечению набором запасных частей, возмещению затрат по устранению дефектов и брака машин. Следовательно, специфика сельского хозяйства требует органической увязки в логистической системе агроснабжения торговых и сервисных функций, без чего невозможна нормальная реализация техники и других ресурсов.
Важной особенностью логистических систем в ресурсообеспечении сельского хозяйства является объективная необходимость их государственного регулирования в связи с тем, что укрепление материально-технической базы сельского хозяйства имеет важное значение для решения стратегических задач продовольственной безопасности страны. Во всех странах с развитой рыночной экономикой государство, учитывая стратегическое значение сельского хозяйства, оказывает из бюджета большую финансовую помощь фермерским хозяйствам.
Видный американский экономист Ли Якокка прямо указывает на то, что «государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики вместо разрозненного их выдвижения по частям, негласной их разработки людьми, преследующими лишь свои узкогрупповые интересы. У нас не будет прогресса, если мы не откажемся от нелепой идеи, будто всякое планирование в масштабе страны представляет собою наступление на капиталистическую систему».
Еще более определенно выразился один из творцов японского экономического «чуда» Собура Окита. Он подчеркивает, что утверждение о бесспорном превосходстве «рыночно-ориентиро-ванной экономики над централизованно планируемой...» — заблуждение. Проблема состоит в том, чтобы умело соединить, согласовать, объединить в одном механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования».
Высказывания этих двух видных зарубежных экономистов и практика стран с развитой рыночной экономикой показывают целесообразность корректировки стратегии реформирования в России посредством усиления роли государства в управлении экономикой в интересах всего общества. Законы развития высокоорганизованной рыночной экономики одинаковы во всех странах мира, и всякое их нарушение объективно приводит к резко негативным последствиям.
Поэтому и в России настоятельно необходима политика, направленная на экономическое регулирование как в целом различных отраслей экономики, так и, в частности, логистических процессов в сфере ресурсообеспечения. Сюда могли бы войти меры финансовой подцержки сельских товаропроизводителей с целью смягчения диспаритета цен на продукцию промышленности и села и повышения покупательной способности потребителей техники и ресурсов (финансирование государственных целевых программ в части их ресурсообеспечения, льготное долгосрочное и краткосрочное кредитование и налогообложение сельских товаропроизводителей, регулирование цен на ресурсы, в частности, отмена налога на добавленную стоимость на важнейшие виды техники, запасных частей, ГСМ и др.).
Относительно самой системы агроснабжения также необходимы такие меры подцержки как льготные условия кредитования оборотных средств ее предприятий, увеличение объемов кредитования на создание сезонных запасов ресурсов и финансирования формирования их страховых запасов, и увеличение лизингового фонда для поставок техники, льготное налогообложение предприятий агроснабжения, в товарообороте которых преобладает реализация техники и ресурсов для села.
В агроснабжении пространственный фактор, степень удаленности играют решающую роль для обеспечения регулярного снабжения хозяйств, отчего зависят и конечные результаты их производственной деятельности. Указанный фактор должен безусловно учитываться государством при регулировании процесса ресурсообеспечения села.
Как видно из предлагаемых мер, они не означают возврата к командно-административной системе управления, а находятся в своем большинстве в пределах мер финансовой подцержки и регулирования, широко применяемых государством в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Это должны быть меры экономического регулирования деятельности одной из важных отраслей производственной инфраструктуры АПК, направленные на ее поддержку и обеспечение нормального функционирования в интересах всей массы сельских товаропроизводителей.
Таким образом, логистическая система ресурсообеспечения сельского хозяйства имеет ряд специфических особенностей, вытекающих из объективных условий ее функционирования -большой пространственной протяженности ее деятельности (вся территория страны), множества мелких потребителей, удаленных от путей сообщения, существенного влияния на объемы потребления ресурсов природных факторов и сезонного характера производства, сложившейся неблагоприятной обстановки на рынке ресурсов для АПК (диспаритет цен, низкая покупательная способность потребителей), настоятельной необходимости государственного регулирования системы ресурсообес-печения АПК с целью вывода ее из кризисного состояния.
Учет этих особенностей обеспечил бы более успешную деятельность всех звеньев системы в интересах стабилизации и последующего подъема сельскохозяйственного производства.
Как отмечалось выше, развитие рынка средств производства для АПК проходит с большими трудностями и диспропорциями, что определяется прежде всего многократным разрывом в темпах роста цен на средства производства и сельскохозяйственную продукцию, резким падением платежеспособного спроса на материально-технические средства со стороны предприятий АПК вследствие их тяжелого финансового положения. Это является результатом фактически неуправляемого, стихийного развития рыночных отношений, устранения государства от регулирования их в интересах всего общества.
Между тем, рынок материально-технических ресурсов, потребляемых в производстве, является важнейшей составной частью рыночной экономики, поскольку от него непосредственно зависит нормальное воспроизводство во всех ее отраслях. Применительно к рынку в агропромышленном производстве этот рынок ресурсов охватывает взаимоотношения отраслей I сферы АПК, поставляющих материально-технические ресурсы, с отраслями II и III сфер АПК — то есть с сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности, которые эти ресурсы потребляют. Этим он отличается от рынка, например, сельскохозяйственной продукции, охватывающего отношения по сбыту указанной продукции в отрасли заготовок, переработки и торговли.
Различаются как объекты товаропродвижения (в первом случае — средства производства, а во втором — сельхозпродукция и продукты ее переработки), так и субъекты рыночных отношений — органы агроснабжения, как посредники между отраслями I сферы АПК и предприятиями II и III его сфер на рынке ресурсов, и органы заготовок, хранения, перерабатывающие предприятия и торговые структуры на рынке сельхозпродукции и производств ее переработки. Объединяет эти два типа рынков то, что они обслуживают сельских товаропроизводителей по линии обеспечения их средствами производства и реализации их продукции, а также единые логистические методы торгово-посреднической деятельности.
Система предприятий агроснабжения всех форм собственности образует одну из отраслей производственной инфраструктуры АПК, выполняющую важные функции обеспечения сельского хозяйства и предприятий III сферы АПК материально-техническими ресурсами. От нормального функционирования этой отрасли инфраструктуры во многом зависит процесс воспроизводства в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях, в частности, интенсификация сельскохозяйственного производства путем его механизации, химизации, мелиорации земель и других факторов. Отрасль агроснабжения является неотъемлемой составной частью рынка материально-технических ресурсов для АПК, поскольку служит посредником при поставках техники, запасных частей, ГСМ, минеральных удобрений и других средств производства из отраслей I сферы АПК в сельское хозяйство.
Любое нарушение, сбои в деятельности отрасли агроснабжения негативно сказываются на состоянии сельского хозяйства и АПК в целом. В странах с развитой рыночной экономикой системе предприятий и организаций-посредников, обеспечивающих сельское хозяйство материально-техническими ресурсами, придается исключительно важное значение, чему способствует общая политика государств в этих странах, направленная на всемерную экономическую поддержку отечественного сельскохозяйственного производства, что исключает возможность возникновения диспаритета цен на средства производства и сельхозпродукцию, обеспечивает устойчивый платежеспособный спрос фермеров на технику и ресурсы, существенно облегчающий процесс обращения ресурсов на их пути к сельскому потребителю. Поэтому происходит нормальное продвижение крупных товаропотоков от фирм-изготовителей к фермерским хозяйствам, причем фирмы всячески способствуют деятельности посреднических структур по реализации их продукции путем предоставления им высоких скидок от цен ее реализации, кредитования покупателей, развития лизинга техники и т. д.
В связи со сказанным выше, нельзя согласиться с мнением ряда экономистов и работников управления АПКо том, что ресурсопроводящие отрасли этого комплекса не должны включаться в состав АПК, поскольку они «не имеют прямых технологических и производственно-экономических связей» с другими отраслями АПК.Во-первых, в процессе развития рыночных отношений такие связи все более развиваются и совершенствуются в виде прямых поставок с заводов-изготовителей в сельскохозяйственные и другие предприятия АПК, а во-вторых, включение ресурсопоставляющих отраслей в состав АПК позволяет функциональным министерствам и ведомствам осуществлять государственное экономическое регулирование их деятельности, исходя из интересов развития АПК в целом (инвестиционная, налоговая политика, регулирование ценовых пропорций и др.).
Если тракторное и сельхозмашиностроение, производство минеральных удобрений и гербицидов, комбикормов и других ресурсов будут развиваться в отрыве от ресурсопотребляющих отраслей АПК, это будет продолжать наносить огромный экономический ущерб сельскому хозяйству и АПК в целом. Те функции регулирования межотраслевых связей, которые уже давно выработаны в экономически развитых странах, должны на стадии формирования рыночных отношений в нашей стране осуществляться государством в лице его функциональных органов, проводящих единую экономическую политику, направленную на подъем агропромышленного производства.
Большинство авторов, исследующих проблемы логистики, указывают на негативный характер развития рынка средств производства в стране в ходе экономической реформы. Ранее материально-техническое снабжение было основано на государственной собственности на всю инфраструктуру сферы обращения ресурсов, на плановом, нормированном их распределении по потребителям и четком доведении средств производства до каждого из них. Этот распределительный механизм заменял рыночные отношения в процессе обращения ресурсов, то есть факторы спроса и предложения, уровня цен, конкуренции и т. д.
Такой порядок снабжения был по-своему эффективен в условиях быстрого развития экономики, дефицита ресурсов, соответствия плановых цен финансовым возможностям предприятий-потребителей. Так, в сельском хозяйстве он обеспечивал удовлетворение минимально необходимых потребностей хозяйств в технике (ежегодное обновление парка машин на 8—10 %), запасных частях, ГСМ по ценам, которые были сбалансированы с выручкой хозяйств от реализации сельхозпродукции. Другими словами, прежний централизованно планируемый порядок снабжения в основном обеспечивал условия для нормального воспроизводства в большинстве сельскохозяйственных предприятий. Конечно, он имел свои недостатки — излишнюю зацентрализованность планирования поставок по многим этапам, искусственное порождение дефицита ресурсов в одних регионах и избытка в других, усложненность прохождения их до потребителей и др., однако в целом обеспечивалось нормальное снабжение производства материально-техническими средствами.
Следует также учитывать, что в дореформенный период уже были созданы существенные научно-технические предпосылки для перехода к макро- и микрологистическим системам, были опубликованы многие научные труды и методические разработки по этой проблематике. Сюда относятся работы отечественных ученых в области системного анализа, технической и экономической кибернетики, теории управления запасами ресурсов, теории обслуживания потребителей и др., составляющие теоретическую базу современной логистики.
Большой научный вклад был сделан в этот период в развитие науки о материально-техническом снабжении и сбыте, оперативном управлении производством, организации эффективного функционирования транспорта в сфере обращения материально-технических ресурсов, научной организации складского хозяйства и т. д.
Была создана и соответствующая производственно-техническая база в отраслях производства и обращения, которая была предназначена для эффективного управления материальными потоками, то есть логистическими системами, причем как на микро-, так и макроуровне. В системах бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома, Госкомнефтепродукта СССР, многих министерств была построена мощная складская база товаропроводящих сетей, крупные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты и прочие объекты инфраструктуры снабжения и сбыта отраслей народного хозяйства.
Вся эта научная и производственная база при разумном использовании и дальнейшем развитии могла создать основу для эффективных логистических систем в отраслях экономики при регулирующей роли государства, отражающего интересы общества в целом.
Поэтому очевидно, что неоправданным являлось осуществленное после начала реформы в 1992—1993 гг., непродуманное и поспешное разрушение отмеченных выше сложившихся систем снабжения объектов экономики в целом и ее отраслей. На базе их предприятий были образованы многочисленные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие структуры, каждое из которых работало самостоятельно, не подчиняясь единым принципам управления логистическими системами, требующими руководства деятельностью нижестоящих звеньев со стороны вышестоящих. Все это внесло в ранее единые системы снабжения элементы анархии и неуправляемости, от которых страдают сами посреднические структуры, а в наибольшей степени — обслуживаемые ими предприятия, за своевременное, комплектное и качественное обеспечение которых ресурсами никто не отвечает.
Нельзя было столь резко и непредсказуемо ломать сложившуюся в течение многих лет систему материально-технического обеспечения отраслей народного хозяйства, насаждать не апробированные на практике формы и методы посреднической деятельности на рынке средств производства — особенно в условиях высокого уровня монополизации производства в ре-сурсопоставляющих отраслях, практически исключающей конкуренцию на рынке их продукции. Отсюда и негативные последствия осуществленной за 2—3 года ускоренной реорганизации системы снабжения.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение логистики.
2. Дайте определение материального потока.
3. Перечислите виды потоков в логистике.
4. Назовите признаки классификации материальных потоков.
5. Изобразите простейшую схему движения товарного и финансового потоков.
6. Назовите признаки классификации информационных потоков.
7. Нарисуйте и поясните преобразование потоков в звене