Дорога к самостоятельности (и бои за неё)

Начинается всё с того, что с ребёнком происходит важнейшее личностное изменение. «Виноваты» новенькие гормоны, что появились в крови плюс уменье мыслить логически – они и создают ощущение «взрослости», самостоятельности.

И посмотрите, что получается: с одной стороны – человек притязает на взрослость, а на деле же ее не достиг. Но потребность-то есть, и она беспокоит! И вот, реализуя её, подросток изо всех своих сил стремится расширить сферу своей самостоятельности. Но! Самостоятельным (таким же, как взрослый) он пока быть не может – не дорос, даже если вымахал с маму или папу, психика-то не доросла.

И возникает противоречие: ощущение взрослости - психологическая «невзрослость».

Это очень полезное противоречие. Потому что, говоря языком психологии, «возникшее противоречие между возросшим ощущением самостоятельности и психологическими возможностями подростка толкает его к дальнейшему психическому развитию».

Главным двигателем подростка становится желание Стать Действительно Самостоятельным!

Именно это желание определяет его поведенье, поступки и отношение к миру и к нам.

С одной стороны - человек претендует на взрослость, с другой стороны – до неё не дорос. Возникающее противоречие становится той самой силой,

что движет его развитием

Эта сила поможет ему решать свою главную возрастную задачу.

Главной задачей подросткового возраста становится обретенье трёх «само»:

\/ самосознания (ясного)

\/ самоуважения (искреннего)

\/ самоуверенности (внутренней уверенности в себе)

т.е. обретенье того, что сделает человека способным поступать самостоятельно.

Эта задача и направляет полёт. И задаёт направление на все подростковые годы.

Три аспекта единой задачи…

Как в сказке: три преграды, как три испытания. И все их надо суметь одолеть.

Что будет, если не одолеет, успешно не разрешит?

Нет, в детстве он не останется, но… будет взрослый уже человек вести себя – как подросток. Со всей его с неуверенностью, и с болезненным самолюбием, с неумением взять ответственность на себя…

Тогда придётся потом, потом исправлять и навёрстывать да навёрстывать. Если получится.

Как бы там ни сложилось, несомненно одно: прохождение, преодоление это возраста во многом определяет всю дальнейшую жизнь.

Весь подростковый возраст – это дорога к себе;

стремленье постичь своё «я» и поиск самостоятельности.

Дорога эта трудна, на ней много преград и ухабов. Вот почему (опять же – напомним) не осуждение, не возмущение – понимание и помощь ребёнку нужна.

Поймём и запомним – и тогда на многие фокусы «трудного» возраста мы сможем взглянуть иначе. Не с точки зрения «вредничает», а с точки зрения «растёт».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: