Все множество существующих методов исследований, естественно, предполагает необходимость их группировки в целях обозримости. Так, все методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы: 1) по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического. Соответственно могут быть выделены методы теоретического исследования (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирование и др.) и методы эмпирического исследования (наблюдение, беседа, эксперимент, тест и т. д.). Методы исследования могут быть сгруппированы 2) по основанию действий с объектом: а) изучение объекта (все названные выше методы теоретического и эмпирического исследования); б) обработка полученных данных (качественной и количественной, где выделяются методы корреляционного, факторного, кластерного анализа и т. д.), разные уровни математико-статистической обработки. Здесь отметим, что для получения надежных результатов исследования оказывается важным характер обработки данных, особенно в условиях количественного (статистического) анализа или точнее обработки данных с последующим определением по различным критериям (например, критерию Стьюдента, «хи»-квадрата и др.), надежности, значимости и валидности полученных результатов. Для определения характера связи между исследуемыми явлениями или удельного веса одного из них в совокупности с другими служат методы корреляционного и факторного анализа2.
|
|
1 Подробное см.: Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
2 См., напр.: Урбах В. 10. Биометрические методы: (Статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве, медицине). М., 1964.
Однако существенно отметить, что при всей важности математической обработки результатов исследования в любой науке вообще и в педагогической психологии в частности, качественный, т. е. интерпретационный, содержательный анализ является первостепенным и незаменимым (особенно для этой отрасли человекознания). По основанию исследовательских действий с объектом (после методов изучения и обработки данных) выделяются еще и в) методы презентации, представления порченных данных: таблицы, графики, схемы, гистограммы и т. д. Выбор каждого из методов презентации должен быть обоснован и соответствовать задаче иллюстрации.
Основанием для группировки методов может быть также 3) цель и продолжительность исследования: а) получить данные об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или б) проследить динамику их изменения во времени. В педагогической психологии, так же как и других отраслях психологического знания, изучение объекта, проводимое разными методами, может быть кратковременным, преследующим констатирующие, диагностирующие цели. Но оно может быть и очень длительным (до нескольких лет, например дневниковые записи развития ребенка), направленным на выявление развития, генезиса (собственно генетический метод) какого-либо психологического образования личности, свойства и др. На этой основе выделяются два метода — метод поперечных срезов и лонгитюдный метод (длинник). Первым методом преподаватель на большом количестве материала может получить общую характеристику обучения, его зависимости от среднего, «нормы» и отклонения от нее, кривые распределения обучаемых по разным основаниям (например, возрасту, успешности обучения и т. д.). Лонгитюдный метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование. Преимущество этого метода перед методом поперечных срезов «...сказывается при решении двух проблем: 1) предвидения дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определения генетических связей между фазами психического развития»1. Этот метод может быть использован педагогическим коллективом в целом как инструмент общей исследовательской работы, например, изучение эффекта новой обучающей программы на протяжении нескольких лет обучения одного и того же обучаемого, группы, класса, потока и т. д. Широко используемый в педагогической психологии формирующий эксперимент, часто охватывающий несколько лет, по форме является таким лонгитюдным методом исследования.
|
|
Методы психологического исследования могут быть дифференцированы и 4) на основании особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, что конкретно выступает в этом качестве: а) сам человек (люди), их психические процессы, состояния, психологические черты, их деятельность, т. е. само явление; б) продукты деятельности людей, их «овеществленный труд» или в) некоторые характеристики, оценки, показатели человеческой деятельности и поведения, ее организации, управления. Естественно, все эти объекты неразрывно связаны и разграничение методов условно, но в целях анализа сферы приложения каждого из них в практической работе преподавателя такое дифференцирование целесообразно.
Применительно к изучению человека, например, учащегося, целесообразно использовать методы наблюдения (в частности, дневниковый метод), беседы (анкетирование, интервьюирование) и тестирование. Для изучения взаимоотношений обучаемых в классе, в группе (групповой дифференциации) преподаватель может наряду с длительным наблюдением с успехом использовать социометрический и референтометрический методы2. Применительно к изучению продук-
1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 300.
2 Подробнее см.: Общая психология. М., С. 167—178.
тов деятельности, в частности учебной деятельности, т. е. того, в чем она воплощается, материализуется, объективируется, используется метод анализа продуктов деятельности. Это наиболее распространенный метод исследования в педагогической практике. Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов) учащихся, т. е. содержания, формы этих сообщений, способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета, их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогам. Применительно к изучению личностных, индивидуальных психологических особенностей обучаемых или их деятельности используется метод обобщения независимых переменных, который требует обобщения данных одного обучаемого, полученных от разных преподавателей. Обобщать можно и должно только данные, полученные в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности. «Цель любого экспериментального исследования — сделать так, чтобы выводы, основанные на ограниченном количестве данных, оставались достоверными за пределами эксперимента. Это называется обобщением»1.
|
|
Анализируя методы исследования, Б. Г. Ананьев выделяет четыре их группы: 1) организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2) эмпирические, куда входят: а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б. Г. Ананьеву, психолого-педагогический); в) психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа); г) праксиметрические методы, по Б. Г. Ананьеву, приемы ана-
1 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 54.
лиза процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.) и е) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека); 3) обработка данных, куда входят методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа; 4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод1.
Основываясь на таких методологических принципах психологии, как системность, комплексность, принцип развития, а также принцип единства сознания и деятельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие — дополнительных. Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогической психологии выступает, как уже отмечалось, формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование. Тогда как в практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых.
|
|
Существенно также отметить, что всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основные этапа: 1) подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование), 2) собственно исследовательский (например, экспериментальный и социометрический по методу), 3) этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных и 4) этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих харак-
1 Ананьев Б. Г. Указ. соч. С. 296—298.
тер протекания исследуемого явления. Завершается исследование написанием текста, в котором описываются как результат исследования, так и их анализ.
Рассмотренное выше показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения влюбой образовательной системе.
* * *
Педагогическая наука как самостоятельная отрасль психологического знания характеризуется спецификой ее предмета, задач, имеет отражающую специфику предмета, разветвленную структуру ее организации. Используемые в педагогической психологии методы исследования характеризуются комплексностью и непосредственной включенностью в педагогический процесс.
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета возрастной психологии при общности их объекта?
2. Какие методы исследования могут естественно использоваться в педагогической практике?
3. Чем отличается нормативно-ориентированное тестирование от критериального и каковы преимущества использования второго в педагогической практике?
4. Почему использование тестов о педагогической психологии имеет этическую характеристику?
5. Как соотносятся задачи педагогической психологии с современным уровнем развития этой науки?
Обязательная литература
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1981.
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
КрутецкийВ. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3. Разд. 6. Гл.20. §1.
Дополнительная литература
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 16.