Образование как процесс

Функционирование и развитие образовательной системы осуществляется в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, — в учебном педагогическом процессе. Еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями, представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно»2. «...Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма: передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его»3. По сути, в этом определении образовательного процесса подчеркивается, что на протяжении всего последующего времени основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения, учения, где сами термины, как уже

1 Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 18—39.

2 Каптерев П. Ф. Указ. соч. С. 351,

3 Там же. С. 358.

отмечалось выше, трактуются неоднозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги.

Происходящее в процессе образования развитие человека в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. Со ссылкой на П. Барта, автора книги «Элементы воспитания и обучения» (русский перевод — СПб., 1913), написанной в конце XIX в., П. Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее — подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное — подготовка к исследованию объективного мира (природы) и систематизирующее — подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки (особенно латынь), средством второго — естественные науки, средством третьего — математика. Эти три вида развития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответствующие трем видам формального развития таланты: гуманитарно-научные, естественнонаучные и математическиев высшей степени своего развития взаимно исключают друг друга и тем самым обнаруживают свою различную природу»1.

Все последующее образование, предполагающее фуркацию (разделение), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры — гуманитарная и естественнонаучная (технократическая), представители которых не только не ищут точек соприкосновения, но, наоборот, углубляют разрыв тезисом «физики — лирики». Этот разрыв может

1 Каптерев П. Ф. Указ. соч. С. 375.

быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром (Дж. К. Джонс, В. Ф. Сидоренко, Г. Л. Ильин и др.)- Этот третий путь образования — проектное есть способ формирования нового типа культуры — проектной культуры или культуры Большого Дизайна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: