Возрастная характеристика субъектов

Учебной деятельности

Обучающийся как представитель возрастного социокультурно

Обусловленного периода

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми субъектными качествами, чертами, рассмотренными выше.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т. д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.

В то же время обучающиеся на определенной ступени образовательной системы могут характеризоваться исходными общими типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень, во-первых, соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека. Так, например, в начальной школе во всем мире учатся дети возрастом не старше 10 лет (хотя в экстремальных социальных ситуациях, например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые). Во-вторых, спецификой (содержанием, формами) самих ступеней образования, соотносимой не только с теми же возрастными особенностями, но и с законом кумулятивности, наращивания, увеличения знаний, структурирования индивидуального опыта, строения индивидуального тезауруса как упорядоченной структуры вербального интеллекта. В силу этого абстрактно-типические субъекты «школьник», «студент» выделяются общественным сознанием на основании этих двух (возрастного и социокультурного) оснований, которые перекрываются, но тем не менее могут быть отдифференцированы.

Возрастная периодизация как основа дифференциации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: