Показатели обучаемости

Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и

1 Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 60.

приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарным показателем обучаемости, по З. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость1. Существенны показатели обучаемости, предложенные А. К. Марковой, в качестве которых выступают:

— активность ориентировки в новых условиях;

— инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д. Б. Богоявленской);

— настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по 3. И. Калмыковой, лежат следующие положения:

— диагностика должна быть комплексной, основывающейся «на синтетическом», а не аналитическом пути;

— методы диагностики должны основываться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента; особенно в части фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и

1 Цит. по: Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 64.

количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т. д.:

— обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

— время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;

— сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на стиль этой деятельности. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» — «негативный». Приводимая ниже таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили, в значительной мере основывающиеся на лежащей в их основе обучаемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: