Теория учебной деятельности в общей теории учения

В общей теории учения, основы которой, как отмечалось были заложены Я.А. Коменским, И. Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, С. Т. Шацким, П. П. Нечаевым, М. Я. Басовым, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, И. Лингарт, И. Ломшер и др.), сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являясь научным приоритетом России. Ее разработчики — Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др. (в широком контексте теории деятельности, психологические основы которой были заложены трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, а конкретное содержание сформулировано А. Н. Леонтьевым) поставили новую проблему в теории обучения — изменить сам объект деятельности в процесс действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета, при решении учебных задач обобщенными способами действий.

Своевременность и актуальность поставленных теорией учебной деятельности проблем распространяется не только на школу, применительно к условиям обучения в которой и была сформулирована эта теория, но и, что не менее важно, на вузовское обучение и деятельность студентов, по разным причинам недостаточно сформированную и изученную. Актуальность и своевременность распространения теории учебной деятельности на вузовское обучение в целом определяется тем, что уже сложились определенные позитивные тенденции в высшей школе (как в нашей стране, так и в мировой практике), позволяющие реорганизовать преподавание (см. ч. II, гл. 1, § 1—2) и саму учебную деятельность студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: