Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности

(по Г. Клаусу)

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
     
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно, тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно
Общая оценка Хорошо Плохо

* * *

Обучающийся (ученик, студент), являясь репрезентантом определенного возрастного периода развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается учебная мотивация младшего и старшего школьника?

2. Как возрастной период развития человека обусловливает его позицию субъекта учебной деятельности?

3. Каковы отличительные особенности студента от школьника как субъектов учебной деятельности?

Обязательная литература

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981.

Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1982.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1983.

Дополнительная литература

Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.


ЧАСТЬ IV

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебная деятельность, характерная для детей всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием.

В. В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности

Учебная деятельность — специфический вид деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: