Учебная задача и проблемная ситуация

Учебная задача в контексте учебной деятельности дается (существует) в определении учебной ситуации. (В нашей трактовке учебная ситуация выступает как единица целостного образовательного процесса.) Учебная ситуация может быть сотруднической и конфликтной. При этом, если предметный конфликт, т. е. столкновение разных позиций, отношений, точек зрения относительно учебного предмета, способствует усвоению, то межличностный, т. е. конфликт между самими школьниками как людьми, личностями, препятствует ему. (Сотрудничество будет рассмотрено в ч. VI.)

По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Оба вида этих ситуаций представлены в обучении, но второй требует больших усилий учителя (преподавателя), поэтому при всей важности проблематизации обучения проблемные ситуации встречаются в учебном процессе реже. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т. е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучаемого и его способности (возможности) решать эту задачу (В. Оконь, А. М. Матюшкин, А. В. Брушлинский, М. И. Махмутов и др.). Перед учителем (преподавателем) встает задача организации таких ситуаций, в которых объективная, организуемая им проблемная ситуация, содержащая в себе противоречия и учитывающая возможности обучающихся, стала бы их субъективной проблемной ситуацией, была бы присвоена ими в форме некоторой подлежащей решению проблемы.

Создание проблемной ситуации, проблемности в обучении представляет значительную педагогическую трудность для каждого преподавателя. В чем же заключается причина этого затруднения? Рассмотрим это подробнее. Прежде всего напомним общедидактическое определение проблемного обучения, данное М. И. Махмутовым: «...это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного... мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»1. Психологически проблемная ситуация означает возникновение перед человеком проблем,

1 Махмутов М. И. Проблемное обучение М., 1975.

задач, подлежащих решению. Мышление человека и возникает в определенных проблемных ситуациях. «Оно заключается в том, чтобы, отправляясь от эксплицитно данного, известного, определить то, что дано имплицитно, т. е. задано неизвестно, выступает по ходу этого процесса как искомое»2.

Как отмечает А. М. Матюшкин, проблемная ситуация сама определяет отношения между субъектом и условиями его деятельности, в которых раскрывается это неизвестное, искомое. Еще раз подчеркнем, что для создания и решения проблемной ситуации необходимы три условия: 1) познавательная потребность субъекта, 2) соотношение данного и искомого, 3) определенные физические, интеллектуальные, операциональные возможности решения. Другими словами, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход. Как правило, проблемная ситуация задается обучаемому в форме вопроса типа «почему?», «как?», «в чем причина, связь этих явлений?» и т. д. Но необходимо учесть, что проблемным может быть только вопрос, требующий интеллектуальной работы по решению новой для человека задачи. Вопросы типа «сколько», «где» часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти, что человек уже знает, и ответ на него не требует специального рассуждения, решения.

Проблемные ситуации могут различаться степенью самой проблемности (см. ч. II, гл. 1, § 2). Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек 1) сам формулирует проблему (задачу), 2) сам находит ее решение, 3) решает и 4) самоконтролирует правильность этого решения. Проблема выражена в наименьшей степени в том случае, когда студент реализует только третий компонент этого

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 15.

процесса, а именно решение. Все остальное делает, готовит преподаватель. К определению уровней проблемности подходят и с других позиций, например меры продуктивности решения задачи, сотрудничества и т. д. Очевидно, что при организации учебного процесса преподаватель должен разработать и последовательность трудностей вне зависимости от того, что лежит в основе определения их градации.

Отмечая отличие проблемной задачи от любой другой, А. М. Матюшкин пишет: «Проблемная задача в отличие от обычных учебных задач представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условия задачи и указания на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В проблемной задаче сам субъект включен в ситуацию задачи»1.

Создание учебной проблемной ситуации есть предпосылка и форма предъявления обучающемуся учебной задачи. Вся учебная деятельность заключается в планомерном и последовательном предъявлении учителем проблемных ситуаций и разрешении последних в задачах посредством учебных действий. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач, даваемых в определенных учебных ситуациях и предполагающих определенные учебные действия. Здесь следует отметить, что понятие задачи часто употребляется наряду с понятием «проблемная ситуация». Необходимо четко разграничивать эти два понятия: проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное, т. е. возникает объективная ситуация, когда возникшая проблема требует от человека каких-то усилий, дей

1 Матюшкин А.М. К проблеме «шага» в процессе усвоения // Новые исследования в педагогике и психологии. М., 1966. Вып. 7. С.60.

ствий, сначала мыслительных, а затем, возможно, и практических.

В тот момент, когда в деятельность человека «включается» мышление, проблемная ситуация перерастает в задачу — «...вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее»1. Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа. (При непринятии субъектом проблемной ситуации в силу определенных причин она не может перерасти в задачу.) Другими словами, задача может рассматриваться как «модель проблемной ситуации» (Л. М. Фридман), построенная и, следовательно, принятая субъектом, решающим ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: