Содержание учебного предмета

Тема Кол-во час. Содержание Требования к уровню подготовки учащихся
    Введение в предмет.Народы России,их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
    Россия – Родина мояПонятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов
    Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам
    Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.     Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения
    Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях
    Дружба и порядочность.Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок
    Честность и искренность.Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом
    Гордость и гордыня.Понятия гордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения
    Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации
    Терпение и труд.Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды
    Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
    Семейные традиции. Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение
    Сердце матери.Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану
    Правила твоей жизни.Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок
    Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
    Защитники Отечества.23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия,
    Итоговое повторение.Основные знания и умения по этикеи этикету   Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях; Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания
         

 

 

Тематическое планирование

Класс (34 часа)

 

№ урока Тема урока Кол-во час. Тип и форма урока планируемые результаты (задачи) основные понятия Вид и форма контроля Дата урока по плану Дата урока факт
предметные результаты (образовательный аспект ТДЦ) метапредметные (развивающий аспект ТДЦ) личностные (воспитатель-ный аспект ТДЦ)
1. Введение в предмет.   УИПЗЗ Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов- ному саморазвитию готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Этика, этикет, светский Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации,    
2-3. Россия – Родина моя.       УКИЗ Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре. Познавательные: Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии; строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам; давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.; выполнять творческие, поисковые задания; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте; находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой); обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям.   Воспитание доброжелательности, нравственности на основе духовных традиций народов России.   родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы.   беседа, чтение, работа с картой, пересказ по опорным словам.      
4-5 Этика и этикет.       УКИЗ Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией Этика, Мораль, этикет, образец, правила этикета   Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах    
6-7 Вежливость       УИПЗЗ Раскрыть понятия вежливость, уважение. Умение применять правила этикета в разговорной речи Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения вежливость уважение Ролевые игры, Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа)    
8-9 Добро и зло.       УИПЗЗ     Понимание значения нравственности в жизни человека и общества Личностные: умение различать основные нравственно-этические понятия; идеен-тифицироватьсебя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлятьинтерес к культуре и историисвоего народа, родной страны; соотноситьпоступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); Умение анализировать и характеризоватьэмоциональные состояния и чувства; оцениватьситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь при выполнение заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оцениватьсобственную учебную деятельность; проявлять правила делового сотрудничества; Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.   Коммуникативные умения: сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей; формулироватьточку зрения; определить общую цель и пути её достижения; аргументировать свою точку зрения; ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций); адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений; умение вести диалог, работать в группе.   Регулятивные умения: сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планироватьпоследовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оцениватьучебные действия, применяя различные критерии оценки; осознаватьспособы действий, приведших к успеху или неуспеху; удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности Воспитание потребности в добрых делах, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц Инсценировка Исполнение песен    
10-11 Дружба и по-рядочность     УКИЗ познакомить с истинным толкованием слова "дружба", "друг", "приятель", "товарищ";   Воспитание доброжелательности, справедливости, уважение друг к другу Дружба, бескорыстие, симпатия Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе    
12-13 Честность и искренность   УИПЗЗ Раскрыть понятия честность и искренность Соблюдение правил поведения в школе и дома, законов коллективной жизни Честность искренность правдивость тактичность Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему    
14-15 Гордость и гордыня   УИПЗЗ создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;   развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Гордость гордыня чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме    
16-17 Обряды и обычаи русского народа   УИПЗЗ Сформировать у учащихся представления о морали гражданина Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме    
18-19 Терпение и труд       УИПЗЗ Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Воспитывать стремление к добрым поступкам Мораль, нравствен-ность, справедли-вость   Составление плана, групповая работа    
20-21 Семья     УИПЗЗ Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.   Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. Семья, род, фамилия, родословная. Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.    
22-23 Семейные традиции.     УИПЗЗ уточнить понятия: традиция, ритуал, забота, любовь Формирование семейных ценностей и традиций. традиция, ритуал, забота, любовь Индивид. рассказы    
24-25 Сердце матери     УИПЗЗ Формирование внимательного и уважительного отношения к своим близким, маме. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме семья любовь счастье забота терпение Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах    
26-27 Правила твоей жизни     УИПЗЗ Сформировать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, доброжелательности дисциплина культура беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи    
28-29 Праздники народов России   УИПЗЗ Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. Развивать культуру поведения на праздниках   Презентации, сообщенния    
30-31   ЗащитникиОтечества.     УИПЗЗ Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Родина, Отечество Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи    
32-34 Итоговое повторение     Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета Ответственное отношение к выполняемым заданиям   С.р.    

 

 

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:

 

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

- М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

 

- технические и электронные средства обучения:

Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word.

 

Учебно-методический комплекс:

 

 

1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).

 

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

 

3. М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ

К КОНЦУ 4 КЛАССА

К результатам освоения курса следует отнести:

Личностные результаты

· формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

· Формирование семейных ценностей;

· Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

· первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

· признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Приложение:

Темы творческих работ:

1. Россия – Родина моя.

2. Составление правил (кодекса) дружбы.

3. Моя родословная.

4. Мини-сочинение «Моя семья».

5. Семейные традиции.

6. Народные праздники.

7. Защитники Отечества.

8. Добро и зло в русских народных сказках.

9. Вот что значит настоящий, верный друг.

 

Темы проектов:

1. Семейные праздники.

2. Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны.

3. Правила поведения в школе (в общественных местах, в транспорте).

4. Всюду добрые люди вокруг…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: