Тема | Кол-во час. | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Введение в предмет.Народы России,их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них | |||
Россия – Родина мояПонятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | |||
Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам | |||
Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. | Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения | |||
Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | |||
Дружба и порядочность.Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок | |||
Честность и искренность.Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом | |||
Гордость и гордыня.Понятия гордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения | |||
Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России | Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации | |||
Терпение и труд.Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | |||
Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | |||
Семейные традиции. Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение | |||
Сердце матери.Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану | |||
Правила твоей жизни.Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок | |||
Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность | |||
Защитники Отечества.23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, | |||
Итоговое повторение.Основные знания и умения по этикеи этикету | Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях; Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование
Класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Тип и форма урока | планируемые результаты (задачи) | основные понятия | Вид и форма контроля | Дата урока по плану | Дата урока факт | ||
предметные результаты (образовательный аспект ТДЦ) | метапредметные (развивающий аспект ТДЦ) | личностные (воспитатель-ный аспект ТДЦ) | ||||||||
1. | Введение в предмет. | УИПЗЗ | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов- ному саморазвитию | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Этика, этикет, светский | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, | |||
2-3. | Россия – Родина моя. | УКИЗ | Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре. | Познавательные: Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии; строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам; давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.; выполнять творческие, поисковые задания; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте; находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой); обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям. | Воспитание доброжелательности, нравственности на основе духовных традиций народов России. | родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы. | беседа, чтение, работа с картой, пересказ по опорным словам. | |||
4-5 | Этика и этикет. | УКИЗ | Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций | Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией | Этика, Мораль, этикет, образец, правила этикета | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах | ||||
6-7 | Вежливость | УИПЗЗ | Раскрыть понятия вежливость, уважение. Умение применять правила этикета в разговорной речи | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | вежливость уважение | Ролевые игры, Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа) | ||||
8-9 | Добро и зло. | УИПЗЗ | Понимание значения нравственности в жизни человека и общества | Личностные: умение различать основные нравственно-этические понятия; идеен-тифицироватьсебя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлятьинтерес к культуре и историисвоего народа, родной страны; соотноситьпоступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); Умение анализировать и характеризоватьэмоциональные состояния и чувства; оцениватьситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь при выполнение заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оцениватьсобственную учебную деятельность; проявлять правила делового сотрудничества; Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре. Коммуникативные умения: сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей; формулироватьточку зрения; определить общую цель и пути её достижения; аргументировать свою точку зрения; ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций); адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений; умение вести диалог, работать в группе. Регулятивные умения: сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планироватьпоследовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оцениватьучебные действия, применяя различные критерии оценки; осознаватьспособы действий, приведших к успеху или неуспеху; удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности | Воспитание потребности в добрых делах, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие | Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц Инсценировка Исполнение песен | |||
10-11 | Дружба и по-рядочность | УКИЗ | познакомить с истинным толкованием слова "дружба", "друг", "приятель", "товарищ"; | Воспитание доброжелательности, справедливости, уважение друг к другу | Дружба, бескорыстие, симпатия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе | ||||
12-13 | Честность и искренность | УИПЗЗ | Раскрыть понятия честность и искренность | Соблюдение правил поведения в школе и дома, законов коллективной жизни | Честность искренность правдивость тактичность | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | ||||
14-15 | Гордость и гордыня | УИПЗЗ | создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь; | развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Гордость гордыня | чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме | ||||
16-17 | Обряды и обычаи русского народа | УИПЗЗ | Сформировать у учащихся представления о морали гражданина | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция | Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме | ||||
18-19 | Терпение и труд | УИПЗЗ | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Воспитывать стремление к добрым поступкам | Мораль, нравствен-ность, справедли-вость | Составление плана, групповая работа | ||||
20-21 | Семья | УИПЗЗ | Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. | Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | Семья, род, фамилия, родословная. | Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | ||||
22-23 | Семейные традиции. | УИПЗЗ | уточнить понятия: традиция, ритуал, забота, любовь | Формирование семейных ценностей и традиций. | традиция, ритуал, забота, любовь | Индивид. рассказы | ||||
24-25 | Сердце матери | УИПЗЗ | Формирование внимательного и уважительного отношения к своим близким, маме. | Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме | семья любовь счастье забота терпение | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах | ||||
26-27 | Правила твоей жизни | УИПЗЗ | Сформировать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, доброжелательности | дисциплина культура | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||||
28-29 | Праздники народов России | УИПЗЗ | Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. | Развивать культуру поведения на праздниках | Презентации, сообщенния | |||||
30-31 | ЗащитникиОтечества. | УИПЗЗ | Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Родина, Отечество | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||||
32-34 | Итоговое повторение | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета | Ответственное отношение к выполняемым заданиям | С.р. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- технические и электронные средства обучения:
Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word.
Учебно-методический комплекс:
1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
3. М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ
К КОНЦУ 4 КЛАССА
К результатам освоения курса следует отнести:
Личностные результаты
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· Формирование семейных ценностей;
· Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
· признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Приложение:
Темы творческих работ:
1. Россия – Родина моя.
2. Составление правил (кодекса) дружбы.
3. Моя родословная.
4. Мини-сочинение «Моя семья».
5. Семейные традиции.
6. Народные праздники.
7. Защитники Отечества.
8. Добро и зло в русских народных сказках.
9. Вот что значит настоящий, верный друг.
Темы проектов:
1. Семейные праздники.
2. Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны.
3. Правила поведения в школе (в общественных местах, в транспорте).
4. Всюду добрые люди вокруг…