История проблемы общения

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет, как известно, давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рас-

1 Брудный А. А. Понимание и общение. М., 1989. С. 7.

смотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных (как мы это сейчас бы назвали) задач говорящего: «что сказать, где сказать и как сказать». Рассматривая каждую из этих задач, Цицерон определил такое качество речевого высказывания,как уместность. Она выявляется в том, что «ведь не всякое положение, не всякий сан, не всякий авторитет, не всякий возраст и подавно не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений»1. В наше время это правило зависимости формы и содержания высказывания от конкретной аудитории и учет ее особенностей является одним из основных и подвергается детальному изучению. На основании соблюдения оратором этих трех задач — «что, где, как» Цицерон определял и тип оратора, лучшим воплощением которого был тот, чья речь «будет уместной».

В то же время общение — совсем молодая проблема XX столетия. Ибо, если в Древней Греции и Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни проблема речевого общения, и в частности педагогического, изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая из которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема2.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Достаточно сказать, что только в США более 30 тыс. научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единство в толковании самого понятия «общение», его форм, механизмов. Естественно, что исследовате-

1 Цицерон Марк Туллий. Из трактатов об ораторском искусстве // Об ораторском искусстве. М., 1973. С. 52.

2 Леонтьев А.Н. Психологии общения. Тарту, 1974.

ли по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавал его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: