В общем контексте предложенной В. Я. Ляудис схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя — учеников В. П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся: первая фаза — приобщение к деятельности: 1) разделенные между учителем и учащимися действия, 2) имитируемые действия учащихся, 3) подражательные действия учащихся; вторая фаза — «согласование деятельности» учащихся с учителем; 4) саморегулируемые действия учащихся, 5) самоорганизуемые действия учащихся; 6) самопобуждаемые действия учащихся; прогнозируется третья фаза — партнерство в совершенствовании освоения деятельности (выделено мною. — И.З.). Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной деятельности учеников и учителя, Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности.
|
|
***
Учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве учеников друг с другом и с учителем по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, имеет результативные преимущества перед индивидуальной деятельностью, величина которого зависит от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности.
1 См.: Панюшкин В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Автореф.... канд. пед. н. М., 1984.
Вопросы для самопроверки
1. В чем психологическая причина преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается?
2. Что предполагает изменение схемы учебного взаимодействия, если вместо схемы реализуется
3.В чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего (учителя)?
Обязательная литература
Лийметс X. Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.
Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.
Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
Дополнительная литература
Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986.
Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.