Область индивидуально-психологических затруднений

Индивидуально-психологические особенности партнеров общения как учителя (преподавателя), так и учеников (студентов) чаще всего выступают в качестве причины коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: 1) индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), 2) ученика (студента) и 3) соответствия учителя и ученика друг другу, их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности, есть одно из основных условий незатрудненного общения1. Во-вторых, это может объясняться сознательным отсутствием регулирования, сдерживания педагогом негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др. Ситуация усугубляется тем, что она может быть выражением позиции учителя, согласно которой он должен быть «естественным» в своих индивидуальных, в частности, эмоциональных проявлениях.

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на

1 См.: Климов Е. А. Психолого педагогическая профконсультация учащихся. Л., 1975.


общение и вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечаются: коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, вызывающих затруднения общения, является экстраверсия—интроверсия. Это происходит, во-первых, в силу непосредственной обусловленности общения их характеристиками, во-вторых, портативностью и отработанностью методики их определения по опроснику Айзенка и, в-третьих, в силу влияния авторитета К. Юнга, которому, как отмечалось выше, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других. Высказывание К. Юнга не могло не привлечь внимания исследователей. Было показано (Л. А. Хараева), что среди студентов педагогического вуза и начинающих учителей, наоборот, достаточно много интровертов. Значит ли это, что их педагогическая деятельность будет неуспешной или они должны измениться? Нет, не значит, так как успешно работающие несколько лет учителя в большинстве своем — амбиверты, что свидетельствует о влиянии самой деятельности на изменение индивидуальных особенностей. В то же время исследования показали, что и экстравертированность, влияя на характер диалога, может привести к десинхронизации общения (Е. В. Цуканова).

К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической (С. Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организации семантической памяти, структура тезауруса, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений. Как всякий другой индивидуальный стиль, когнитивный есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной деятельности. Отмечается, что одной из основных характеристик когнитивного стиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины и образа мира. Разграничиваются два полярных стиля — с низкой и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н. П. Иванов). В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие в общении или низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н. В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в педагогическом общении, должно быть предметом осознания и коррекции как профессионально необходимое условие соответствия человека этой деятельности.

Отмечая влияние индивидуально-психологических особенностей партнеров общения на этот процесс, исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности (К. Леонгард А. Е. Личко) — это чрезмерная выраженность отдельных черт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых поведенческих). В настоящее время выделены (К. Леонгард, А. Е. Личко) 13 типов акцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления 1) циклоидный, с чередованием фаз настроения; 2) гипертимный — постоянная приподнятость настроения 3) лабильный — с резкой сменой настроения; 4) астенический, со свойственной ему раздражительностью утомляемостью, склонностью к депрессиям; 5) сензитивный — с обостренным чувством собственной не полноценности, повышенной впечатлительностью 6) психоастенический— высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям; 7) шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии 8) эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением; 9) паранойяльный тип характеризуется обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью 10) истероидный тип характеризуется стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью; 11) дистимный — склонность к депрессиям, преобладание пониженного, мрачного настроения; 12) неустойчивый с легкой сменой настроений склонностью подпадать под влияние; 13) конформный тип характеризуется недостаточностью критичности зависимостью от мнения других.

Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и не всегда с явно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Педагог как человек прежде всего должен знать свои индивидуально-психологические особенности, особенности учеников и для предотвращения затруднений в общении учитывать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: