Межличностные отношения как область затруднений

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности, педагогической деятельности учителя (преподавателя) (А. К. Маркова, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соотнесенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. Известно, что межличностные отношения, совпадающие с основным репертуаром ролей конвенциональных отношений, усиливают эффективность деятельности, тогда как их внутреннее расхождение ведет к ее нарушению.

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них. Согласно Э. Берну1, в структуре сознания личности каждого человека сосуществуют три состояния: «Родитель», «Взрослый», «Дитя». При этом первое — «Родитель» может выявляться двояко: либо в контролирующе-авторитарной, либо помогающе-попечительской функции. Э. Берн приводит вербальные и невербальные характеристики каждого из трех состояний и примеры взаимодействия людей, находящихся в одном и том же либо в разных состояниях. Для педагогической деятельности в силу ее обучающе-воспитывающего характера состояние «Родитель» является достаточно релевантным. Ролевое предписание педагога и характеристика «Родителя» во многом совпадают — оценка, разрешение, объяснение, порицание. Это те действия, которые являются общими для педагога и Родителя. Однако они приемлемы в педагогическом процессе только в отношениях педагог — «Родитель» — ученик — «Дитя». Если же в роли ученика выступает «Взрослый», характеристикой которого является понимание, логичность, рассудительность, контактность, самостоятельность принятия решения, то в общении возникает обоюдное затруднение. Естественно, что оптимальным вариантом для педагогического процесса является отношение «Взрослый — Взрослый».

Отмечается, что проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, ухода от делового

1 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб., 1992.

общения»...1 По данным этого исследования, среди факторов, затрудняющих общение, таких, как характер межличностных отношений, индивидуально-психологические особенности, включенность в деятельность, особенности ситуации, взаимодействия межличностные отношения статистически значимо занимают первое место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: