20 августа 1921 г.
Бельведер, Монфор-л'Амори
Дорогой друг,
У нас тут неожиданные происшествия: Прохазка внезапно покинула меня. Не прошло и 5 минут после ее исчезновения, как мне доложили, что она была постоянной посетительницей всех монфорских кабачков; теперь понятны приступы нервозности, от которых страдала ни в чем не повинная посуда, и странные скачки в настроении; а я-то приписывал все это ее славянскому происхождению! Не хватает только обнаружить мертвого младенца в ящике с солью и констатировать пропажу полного собрания сочинений Валентины де Сен-Пуэн.
Мой колодец оказался «мертворожденным», как выразился водопроводчик. Значит, плохо дело. Днем имел собеседование со специалистом по колодцам. Так что сегодня я рожал свое детище в воде... а не в муках, как Вы, счастливчик! (Я от души восхищаюсь Вашими новыми замыслами.) Анданте из моего дуэта, вначале черное и голубое, в середине внезапно вспыхивает багровым пламенем.
Вот вырезка из «Eclair» (уж конечно — от 8 августа).
|
|
«Г-н Эрик Сати поместил в „Action" „Похвалу критикам", полную неподдельной искренности. Внешность у критика почтенная, а внутренне он хам».
Неужели будет новый процесс Пуэйг-Сати?
Час ночи. (Страшный ливень.) Прощайте; вооруженный лампой-фонарем, как-нибудь вплавь доберусь до своей комнаты.
С дружеским приветом
Морис Равель
У Равеля была прислуга чешка по фамилии Прохазка. Валентина де Сен-Пуэн — очень популярная в передовых кругах писательница, прилагавшая все усилия, чтобы привлекать всеобщее внимание. Она повсюду водила с собой на цепочке обезьянку уистити и однажды, перед большой
и бурлящей аудиторией, прочла лекцию на тему: «С каких лет должны мы обучать наших дочерей сладострастию?». Один из слушателей крикнул с места: «Что сказал бы Ламартин, сударыня, если бы слышал Вас»?. Она, действительно, была внучатой племянницей автора «Жослена». Равель работал в это время над сонатой для скрипки и виолончели — одним из наиболее обнаженно-линеарных своих произведений; ее-то он и называет «Мой дуэт».