20 октября 1921 г.
Бельведер, Монфор-л'Амори (С.-и-У.)
Дорогой друг,
Ваше письмо застало меня в Сен-Жан-де-Люзе, где я совсем одичал из-за южного ветра, располагающего к роскошной лени.
Но теперь я уже дома; постараюсь закончить Дуэт для скрипки и виолончели. Что касается моей переписки, то я потерял всякую надежду привести ее в порядок.
Г-жа Д..., действительно, неоднократно пела «Шехеразаду». Но я ни разу ее не слышал и потому не могу высказать никакого суждения.
Вы превосходно исполняете «Вальс». В Париже я не мог добиться такой гибкости ритма. Пришлось с этим примириться и возложить все надежды на первое исполнение в Вене — в принципе оно должно состояться в этом сезоне.
Не забудьте указать в программах, что эта «хореографическая поэма» написана для сцены.
Мне это кажется необходимым, если судить по крайнему недоумению, которое у некоторых слушателей вызывает бурный финал, и особенно по фантастическим комментариям многих музыкальных критиков. Одни считают, что это «танец на вулкане», в Париже 1870 года, другие — что это пляска в голодной Вене 1918 года.
|
|
Передайте, пожалуйста, уверения в глубоком почтении и дружеских чувствах г-же Ансерме.
Искренне Ваш
Морис Равель
ФЛОРАНУ ШМИТТУ
29 октября 1921 г.
Монфор-л'Амори
Дорогой дружище,
Вашу открытку я возил с собой в Сен-Жан-де-Люз, намереваясь ответить на нее там. Теперь, все с тем же намерением, я
привез ее обратно. Однако раньше или позже, а всему приходит свой черед.
Почему в моих поздравлениях Вам чудится ирония? Я лично не люблю устриц, но если бы Вы их любили и получили целую корзинку, я был бы очень рад за Вас. Однако это не означает, что я позволил бы совать их мне в рот против моего желания. В чем заключаются мои принципы? В них нет ничего особенного: делай что хочешь, в зависимости от настроения. За это ругают последними словами, но... наплевать на них, не так ли?
До скорой встречи в МОН или у Прюньера.
Сердечный привет всем троим
Морис Равель
Я мерзну, но это не мешает мне трудиться в поте лица и пребывать в хандре.
Ко мне напрашивается Тималь, чтобы показать свои сочинения. Не заинтересует ли это Вас? С такой же целью я изо всех сил внушаю мисс Этель Легинской, что Вы обучаете гораздо лучше, чем я. Видели ли Вы уже эту молодую янки?
Мисс Этель Легинская, американка славянского происхождения, несколько раз появлялась в Париже, то как пианистка, то как дирижер. Она охотно включала современную музыку в программы своих концертов.
В тот же день, чтобы дать себе отдых от работы над Дуэтом, Равель написал Ролан-Манюэлю.