Вопрос: Государственный надзор за страховой деятельностью

Юридические основыстрахования - это законы и подзаконные акты, ведомственные инструкции и методические указания, различные договоры и соглашения.

Основу страхового законодательства составляют гл. 48 ч. II ГК РФ«Страхование» и ФЗ РФ«Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страховое право занимает важное место в системе финансового и гражданского права и делится на два направления:

1. правоотношения регулирования собственно страхования как подотрасли гражданского права (страховщик - страхователь);

2. правоотношения по поводу организации страхового дела (финансовая деятельность, процессуальное право, государственное право).

Государственная политика по организации и регулированию деятельности страхового рынка реализуется через Департамент Росстрахнадзора. Правительство РФприняло постановление от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора», в котором определены функции, права, обязанности этого государственного органа (ст. 30). Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. В этом документе уточнены цели, функции и права ФССН.

Цели государственного страхового надзора состоят в обеспечении:

· соблюдения требований законодательства РФо страховании;

· эффективного развития страхового рынка;

· защиты прав и интересов страхователей;

· защиты прав и интересов страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Основными функциями органов государственного страхового надзора являются:

· выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений, реестра страховых брокеров;

· контроль за обоснованностью страховых тарифов;

· контроль платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения страховых резервов;

· установление показателей и форм учета страховых операций, отчетности о страховой деятельности;

· разработка нормативных и методических документов по страхованию;

· осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций;

· проведение аттестации страховых актуариев;

· осуществление выдачи страховщиками банковских гарантий и др.

Для того чтобы выполнять эти функции, государственные надзорные органы страхования наделены соответствующими правами. Страховщики обязаны представлять им установленную отчетность о страховой деятельности и информацию о своем финансовом положении. Необходимая информация может быть затребована от предприятий, учреждений и организаций, в том числе и от банков, а также получена от граждан. Органы надзора могут проводить проверки страховщиков на предмет соблюдения ими законодательства о страховании и достоверности представляемой отчетности. При выявлении нарушений органы надзора могут давать страховщикам предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий таких страховщиков вплоть ДО принятия решений об отзыве лицензии. При неоднократных нарушениях страховщиком страхового законодательства, а также при выявлении организаций, занимающихся страхованием без лицензии, надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: