Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете:
1.1. Определять основные понятия темы.
1.2. Различать особенности житейского и научного психологического знания.
1.3. Описывать различные классификации методов психологии и основания этих классификаций.
1.4. Различать житейское и научное наблюдение, обсуждать возможности и границы применения наблюдения как метода научной психологии
1.5. Давать характеристику психологического эксперимента и областей его применения.
1.6. Описывать особенности вспомогательных методов психологии – анкеты, теста, беседы, анализа продуктов деятельности, возможности и границы их использования в психологическом исследовании.
1.7. Проводить наблюдение по конкретной методике.
1.8. Представлять результаты исследования (констатация количественных и качественных показателей, анализ данных, психолого-педагогические рекомендации).
Основные понятия темы
Научное и житейское психологическое знание, исследовательский метод, частная методика, наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, беседа.
|
|
Примерный план Ваших действий при подготовке к занятию
o Представьте основные различия между житейскими и научными психологическими знаниями в виде таблицы (1.2).
o Опираясь на содержание рекомендованной литературы и информационные материалы, заполните следующую таблицу (1.1, 1.4, 1.5, 1.6).
Характеристика методов психологического исследования
Метод | Определение и общая характеристика | Возможности | Ограничения |
o Выделите основания приведенных в информационных материалах классификаций методов психологического исследования (1.3).
o Познакомьтесь с методикой № 1 и проведите наблюдение за поведением ведущего телепередачи.
План работы на занятии
1. Обсуждение основных теоретических положений темы (1.1 – 1.6).
2. Совместный анализ результатов проведенного наблюдения (методика № 1) (1.7 – 1.8).
3. Знакомство с особенностями методики наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (1.7).
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001.C. 9-21.
2. Гриншпун И.В. Введение в психологию. М., 1994., С. 101-144.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. С. 26-49.
4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
5. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001. С. 7-33.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 81-124.