Наблюдение за поведением организатора дискуссии *.
Инструкция. По предложеннойсхеме можно провести как наблюдение, так и самонаблюдение за организацией дискуссии. Для этого нужно на шкале баллов обвести то значение, которое, по мнению наблюдателя, характеризует ту или иную сторону поведения организатора дискуссии.
1. Просто называет цель и тему, не пытается заинтересовать ее участников. | 1 2 3 4 5 6 7 | Заинтересовывает участников. умело разъясняет тему и цель. |
2. Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие и отклонения от темы. | 1 2 3 4 5 6 7 | Не допускает многословия и отклонений от темы. |
3. Не умеет пресекать повторений. | 1 2 3 4 5 6 7 | Пресекает общие повторения уже сказанного. |
4. Не подводит частичных итогов в ходе обсуждения | 1 2 3 4 5 6 7 | Подводит частичные итоги в ходе обсуждения. |
5. Нечетко подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью. | 1 2 3 4 5 6 7 | Четко подводит заключительный итог, сравнивает его с поставленной целью. |
В отношении отдельных участников:
|
|
1. Не умеет выделить основную мысль в высказываниях участников обсуждения. | 1 2 3 4 5 6 7 | Стремится выделить основную мысль в высказываниях участников. |
2. Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать. | 1 2 3 4 5 6 7 | Умеет внимательно слушать, не прерывает преждевременно. |
3. Принимает высказывания без доказательств. | 1 2 3 4 5 6 7 | Способствует тому, чтобы каждое высказывание было с доказательствами. |
4. Недостаточно активизирует пассивных участников. | 1 2 3 4 5 6 7 | Активизирует пассивных участников |
5 Не умеет разрешать недоразумения, возникающие между участниками. | 1 2 3 4 5 6 7 | Умеет разрешать недоразумения, возникающие между участниками. |
В отношении группы в целом:
1. Не вовлекает всех участников в обсуждение. | 1 2 3 4 5 6 7 | Вовлекает всех участников в обсуждение. |
2. Не умеет создавать доброжелательную и деловую атмосферу | 1 2 3 4 5 6 7 | Может обеспечить доброжелательную и деловую атмосферу. |
3. Почти не использует вносимые предложения, мысли, аргументы и замечания для решения проблемы. | 1 2 3 4 5 6 7 | Умеет использовать вносимые предложения, идеи, доказательства и замечания для решения проблемы. |
4. Многоговорит сам, мало спрашивает и слушает. | 1 2 3 4 5 6 7 | Выясняет мнения участников, сам говорит мало, но по существу. |
5. Допускает споры, в которых от темы дискуссии переходят на личности. | 1 2 3 4 5 6 7 | Пресекает споры, в которых от темы обсуждения переходят на личности |
При использовании данной методики в собственной педагогической практике может оказаться полезным сопоставить самооценку поведения и экспертные оценки. Значительные различия в оценках экспертов и самооценке говорят о неумении ведущего дискуссию контролировать и оценивать свое поведение. Анализ оценок поможет также обнаружить дефекты в ведении дискуссии и в дальнейшем направить усилия на корректировку своего поведения.
|
|
Наблюдение за словесными воздействиями учителя на уроке*
Цель: Дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.
Инструкция эксперту-наблюдателю: