1. Понятие технологии, объекты, субъекты.
Технология – совокупность знаний, с помощью которых патентные права, научные знания, результаты исследований и разработок применяются в производстве товаров.
Объект международной торговли – овеществленная форма: промышленные образцы, технологические линии; неовеществленная форма: лицензия, рецептура, знания.
Промышленно-интеллектуальная собственность – товарные знаки, бренды.
Научно-технический потенциал: США, Япония, Южная Корея, Великобритания, Германия.
Потенциальные лидеры - высокий уровень подготовки специалистов, но уровень инновационности не высок: Россия, Израиль, Чехия.
Страны-последователи – развивающиеся страны с большой активностью использования новых технологий: ЮАР, Индия, Китай, Бразилия.
Регулирование международной торговли технологиями.
Технологии являются частью интеллектуальной собственности, которая охраняется национальным законодательством и международными соглашениями.
ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1974 г. в рамках ООН): Россия участвует в работе ВОИС.
Международная торговля технологиями входит в сферу деятельности ВТО, в рамках которой существует соглашение «О торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность», которое определяет права и обязанности членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.
2. Правовые формы защиты технологий. Формы передачи технологий.
Мировая торговля услугами интеллектуальной собственности – торговля объектами интеллектуальной собственности, которая происходит в форме купли-продажи: патентов, ноу-хау, товарных знаков, промышленных образцов.
Патент – свидетельство, выданное компетентным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью.
Патент закрепляется за лицом-патентовладельцем (монопольное право на использование этого изобретения).
Признаки патента:
1. Действует только на территории той страны, где выдан.
2. Дает владельцу титул собственности на изобретение, может быть продан при желании владельца уступить право собственности.
Лицензия – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиарам), защищенное или незащищенное патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии на определенное время и за определенную плату.
Копирайт (право воспроизведения) – эксклюзивное право автора литературного, аудио или видео произведения на показ и воспроизведение своей работы.
Товарная марка – символ определенной организации, которые используется для индивидуализации товара.
Формы технологий:
1. Патентные соглашения.
2. Лицензионное соглашение.
3. Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера и т.д., использование которых обеспечивает определенное преимущество.
4. Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования, включает комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществление консультаций, проектирования и т.д.
Лицензионная торговля.
1. Патентная лицензия – документ, подтверждающий передачу права использования патента без соответствующего ноу-хау.
2. Беспатентная лицензия – документ, подтверждающий право использования ноу-хау без патентов на изобретение.
3. Неисключительная лицензия – лицензия, оставляющая лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории.
4. Полная лицензия.
5. Исключительная лицензия.
Виды лицензионных платежей:
1. Роялти (рента за интеллектуальные ресурсы) выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия.
2. Паушальный - единовременный платеж.
3. Участие в прибыли – отчисление в пользу лицензиара части прибыли (10-30%).
4. Участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставляемую лицензию.