Специфические черты международной торговли услугами

В структуре международной торговли долгие годы наибольший удельный вес имели промышленные товары (более 2/3 товарообмена), но в последнее десятилетие их удельный вес стал резко снижаться. Зато в это же время ускоренными темпами стала развиваться международная торговля услугами.

Международная торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Рынок услуг распадается на отдельные более узкие рынки: лицензий и «ноу-хау», инженерно-консультационных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг и т.д.

Особенности международной торговли услугами:

1) в отличие от товара услуга не осязаема и не имеет какой-либо формы (не подлежат хранению и производятся и потребляются в основном одновременно), поэтому при торговле услугами существует мало возможностей для перепродажи или посредничества;

2) торговля услугами способствует торговле товарами, т.к. успех товара на внешнем рынке часто зависит от объёмов сопутствующих информационных, рекламных, транспортных и прочих услуг;

3) сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, а некоторые виды услуг (транспорт, связь, наука, образование, здравоохранение) во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства;

4) в отличие от товаров не все виды услуг пригодны для вовлечения во внешнеторговый оборот (коммунальные, бытовые услуги).

Понятие "услуга" имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде. Сегодня используется несколько классификаций услуг. Например, ВТО выделяет более 600 разновидностей услуг.

МВФ в руководстве по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяет на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:

1) транспортные услуги (грузовой, пассажирский)

2) поездки (деловые, личные)

3) услуги связи (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.)

4) строительные услуги

5) страхование (рисков, личное)

6) финансовые услуги

7) компьютерные и информационные услуги

8) роялти и др. лицензионные платежи

9) другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные)

10) лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки)

11) правительственные услуги

Всемирный банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:

· факторные – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

· нефакторные – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и др. нефинансовые услуги).

Торговля услугами может осуществляться как перемещением самих услуг из страны в страну, так и перемещением производителей и потребителей услуг.

Выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

· поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

· перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

· временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

· коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и др. услуги).

В рамках ГАТТ было заключено Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Участники этого Соглашения обязуются не принимать каких-либо дискриминационных мер в сфере услуг и развивать процесс либерализации. Либерализация в сфере торговли услугами предусматривает предоставление иностранным поставщикам услуг тех же условий, что и национальным поставщикам.

Весьма перспективным и динамичным видом услуг в последнее время становится обслуживание рынка при помощи системы Internet. Функционирование данной системы обеспечивают провайдеры - поставщики услуг по подключению пользователей к глобальной сети Internet.

Наиболее серьезные перспективы воздействия на МЭО Internet имеет в торгово-финансовой сфере. Одной из важных составляющих МЭО становиться т.н. электронная торговля. С помощью сети Internet можно осуществлять торговые операции для любой продукции, но доставка ее по сети возможна лишь для информационных услуг (электронные версии газет и журналов, программное обеспечение для ЭВМ, различного рода справочная информация).

С середины 90-х г.г. идет активная работа по созданию виртуальных торговых центров. Крупные компании тратят млн. USD на формирование в сети Internet каналов по распространению своей продукции. Виртуальные центры пересылают заказ потребителя к производителям и дистрибьюторам, которые доставляют товары с собственных складов прямо к покупателю.

Электронная торговля имеет и свои проблемы, однако со временем она должна стать одной из важных форм торговли будущего.

В настоящее время и в перспективе доминирующее положение в международной торговле услугами занимают и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности.

Особенно высока и в последние годы повышается доля туризма. Растет удельный вес прочих услуг. В эту группу, наряду с традиционными услугами (банковскими, страховыми, биржевыми, посредническими и пр.) входят многочисленные современные виды услуг, связанные прежде всего с экспортом технологий, знаний и опыта. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг.

На мировом рынке услуг активно действуют как компании, специализирующиеся на производстве услуг, так и промышленные фирмы. Они предлагают все более широкие наборы (пакеты) разнообразных услуг. В результате различия между компаниями сферы услуг и сферы материального производства постепенно стираются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: