Нормативно-правовая база рег-ной политики (НПБ)

Важные предпосылки для правового обеспечения регион. политики содержит Консти­туция РФ. Она определяет принципы гос устройства, основы эк-ких взаимоотно­шений РФ, субъектов РФ и МСУ, право­вые рамки осуществления эк-кой политики, в том числе в террито­риальном разрезе.

В Конституции зафиксированы требования, обеспеч-иеединство эк-кого пространства страны:

• Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федер. органами власти;

• Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста";

• Оказание гос поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безраб, демографическими и миграционными проблемами;

• Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

• Совершенствование эк-кого районирования страны;

• Гарантируемое единство эк-кого пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции;

• Запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля.

Развитие НПБ гос-ой региональной политики в виде ФЗ, указов Президента, постановлений Правительства РФ, других федеральных нормативных актов, договоров и соглашений между РФ и ее субъек­тами, а также законов и различных актов субъектов РФ осуществляется по 2 линиям:

1. Принятие федеральных законов и других нормативных актов, регули­рующих важные сферы регионального (территориального) развития;

2. Совершенствование правовых основ эк-кого федерализма.

Начиная с 1990 г. Россия создает новое правовое поле для региональной политики. Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на 4 группы:

1. З-ны и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда, помимо цитировавшихся Основных положений региональной политики (являющихся подзаконным актом), можно отнести ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ", предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйст­венным комплексам в территориальном разрезе.

2. З-ны и акты по направлениям экономической и социальной политики с существенными региональными аспектами. Бюджетный, Налоговый, Градостроительный кодексы, Закон "О недрах", Положения "О федеральных природных ресурсах" и "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная мигра­ционная программа.

3. З-ны и акты, регулирующие развитие "особых" тер­риторий. Закон "Об основах государственного регу­лирования социально-экономического развития Севера РФ", Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" и др.

4. З-ны и акты, устанавливающие дифферен­цированные по регионам социальные нормативы, являющиеся целевыми ориентирами в РЭП. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гаран­тировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатических условий.

Становление правового федерализма в России проходит с большими трудностями. Расхождения с Конституцией РФ имеют конституции республик и уставы краев и областей. Главная подоплека этих правовых коллизий — столкновение интересов при распределении финансовых ресурсов. Законодательный пробел в распределении предметов ведения и полно­мочий между уровнями в РФ с 1994 г. стал постепенно заполняться договорами и соглашениями, заключаемыми между центром и регионами.

Региональная политика явл. основой развития государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: