Важные предпосылки для правового обеспечения регион. политики содержит Конституция РФ. Она определяет принципы гос устройства, основы эк-ких взаимоотношений РФ, субъектов РФ и МСУ, правовые рамки осуществления эк-кой политики, в том числе в территориальном разрезе.
В Конституции зафиксированы требования, обеспеч-иеединство эк-кого пространства страны:
• Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федер. органами власти;
• Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста";
• Оказание гос поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безраб, демографическими и миграционными проблемами;
• Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);
|
|
• Совершенствование эк-кого районирования страны;
• Гарантируемое единство эк-кого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции;
• Запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля.
Развитие НПБ гос-ой региональной политики в виде ФЗ, указов Президента, постановлений Правительства РФ, других федеральных нормативных актов, договоров и соглашений между РФ и ее субъектами, а также законов и различных актов субъектов РФ осуществляется по 2 линиям:
1. Принятие федеральных законов и других нормативных актов, регулирующих важные сферы регионального (территориального) развития;
2. Совершенствование правовых основ эк-кого федерализма.
Начиная с 1990 г. Россия создает новое правовое поле для региональной политики. Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на 4 группы:
1. З-ны и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда, помимо цитировавшихся Основных положений региональной политики (являющихся подзаконным актом), можно отнести ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ", предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйственным комплексам в территориальном разрезе.
2. З-ны и акты по направлениям экономической и социальной политики с существенными региональными аспектами. Бюджетный, Налоговый, Градостроительный кодексы, Закон "О недрах", Положения "О федеральных природных ресурсах" и "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная миграционная программа.
|
|
3. З-ны и акты, регулирующие развитие "особых" территорий. Закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ", Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" и др.
4. З-ны и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы, являющиеся целевыми ориентирами в РЭП. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатических условий.
Становление правового федерализма в России проходит с большими трудностями. Расхождения с Конституцией РФ имеют конституции республик и уставы краев и областей. Главная подоплека этих правовых коллизий — столкновение интересов при распределении финансовых ресурсов. Законодательный пробел в распределении предметов ведения и полномочий между уровнями в РФ с 1994 г. стал постепенно заполняться договорами и соглашениями, заключаемыми между центром и регионами.
Региональная политика явл. основой развития государства.