Родитель как «ребенок» и ребенок как «родитель»

Основное отличие ребенка и родителя во взаимоотношениях, о чем указывал Б.Хеллингер, заключается в том, что родитель – это дающая сторона, а ребенок – берущая. Если их роли путаются, то это становиться вредным как для родителя, так и для ребенка. Например, однажды ко мне обратилась молодая девушка по поводу взаимоотношений с мамой и свои сыном. Я предложил ей не рассказывать об этом, а показать, как она общается с матерью. Использовался метод «двух стульев» (Перлс Ф.), импровизации диалога с собой, когда на одном стуле она была в своей роли, а на другом стуле – в роли матери.

Оказалось, что в роли мамы она жаловалась на то, что дочь уделяет ей мало внимания, забывает сообщить, где она задерживается вечером, обижалась на то, что дочь ей мало рассказывает про свои дела. В роли дочери она стала успокаивать ее, обещать помнить и следить за ее эмоциональным состоянием и т.д. Мама демонстрировала детский вариант поведения - «Не оставляй меня!» (берущая роль), а дочь – родительский (роль дающей). Можно сказать, это был диалог родителя в роли ребенка и ребенка в роли родителя. Неслучайно, что такая «вывернутая» ситуация для дочери казалась неразрешимой.

Поэтому у нее были проблемы в отношениях и со своим сыном, там эта перевернутость сохранялась, но только в другую сторону. Сын оказался в роли родителя, она пыталась сохранить его любовь к себе, ориентировалась на его ожидания, испытывая чувство вины перед ним. Чтобы ее изменить, дочери потребовалось осознать «вывернутость» и вернуться в естественную для нее роль ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: